Сегодня мировая экономика в своем развитии все больше опирается на инновационно-технологический потенциал и новые технологические возможности отраслей.
В мире происходит все больше прорывных революционных открытий, создаются инновационные технологии и ускоряются темпы научно-технического прогресса, которые коренным образом меняют структуру и содержание экономики любого государства.
Происходящие перемены преимущественно представляют собой не структурные изменения, а имеют трансформационный характер и затрагивают основы формирования и развития экономики в целом.
Развитие таких новых направлений, как ИТ-индустрия, зеленая энергетика, искусственный интеллект, биотехнологии, роботизация, наноматериалы, космос, самоуправляемые и электрические автомобили, способствуют формированию принципиально новой экономики, фундаментально отличающейся от традиционной, так называемой производственной экономики.
Значимость прорывных технологий в развитии общества отчетливо прослеживается в ежегодно публикуемом популярным журналом Time (США) списке лучших изобретений года. В октябре 2023 года указанный журнал опубликовал 200 лучших изобретений за прошлый год более чем по 20 категориям.
Наиболее интересные изобретения из данного списка: ClearSpace-1 - космический дрон-эвакуатор для уборки орбитального мусора; AR-ноутбуки с возможностью создания виртуального экрана; экологичный виртуальный камин, способный нагреваться до 75 градусов; чат-бот Chat-GPTс искусственным интеллектом, генерирующий тексты на разных языках; ZooxAutonomous - полностью беспилотный маршрутный транспорт; Lunar Excursion Vehicle 2 – небольшой шарообразный мини-вездеход для космических целей; NASA MOXIE – небольшое устройство, позволяющее получать кислород из углекислого газа в атмосфере Марса; программная модель для машинного перевода на 100 языков от Meta; Dedrone - технология обнаружения беспилотников; RainStick - умная душевая система с многоразовым использованием воды, позволяющая экономить до 80% воды и энергию в жилищных условиях.
Сегодня именно прорывные технологии способствуют созданию устойчивого развития, обеспечивают экономию энергии, сохранение невозобновляемых ресурсов, охрану природных богатств, а также предоставляющих человеку доступ к безопасной дешевой еде, качественному медицинскому обслуживанию, современному образованию и многим благам общества.
В аналитическом докладе, подготовленном Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Доклад о технологиях и инновациях за 2023 год», рассмотрены вопросы устойчивого развития экономики развивающихся стран на основе внедрения инновационных технологий и решений, которые способствуют экономическому росту и повышению научно-технологического потенциала национальной экономики.
Согласно исследованиям ЮНКТАД изучено более 17 передовых технологий, оказывающих значительное влияние на дальнейшее экономическое развитие стран, включая искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн-технологии, нано-технологии, большие данные, технологии 5G, солнечную энергетику, биоэнергетику, ветроэнергетику, электромобили, редактирование генов, робототехнику, беспилотные летательные аппараты, технологии 3D-печати, биогазовые технологии, зеленый водород, солнечные фотоэлектрические системы. Следует отметить, что по данным ЮНКТАД, указанные технологии смогут создать к 2030 году рынок с объемом более 9,5 трлн долларов США.
По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в 2021 году расходы стран на научные исследования и разработки превысили 5,2% от мирового ВВП, а в 2022 году расходы корпораций на исследования и разработки достигли более 7% от общего ВВП стран мира. То есть соотношение расходов на исследования и разработки и ВВП выступает в качестве одного из ключевых показателей глобального и национального инновационного развития.
Опыт развитых стран мира показывает, что формирование и развитие инновационной экономики осуществляется, прежде всего, путем реализации государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для широкого внедрения инновационных разработок и новейших технологий в экономику.
Так, в 2009 году в США была принята Стратегия американских инноваций (обновлялась в 2011 и 2015 годах), предусматривающая дальнейшее развитие и поддержку фундаментальных исследований, образовательных процессов в сфере естественных наук, прорывных технологий, инжиниринга, а также развитие современной цифровой инфраструктуры.
Важной особенностью инновационного развития США является то, что государство выделяет значительные средства на проведение фундаментальных исследований в различных сферах экономики. По объему расходов, выделяемых из государственного бюджета для финансирования научных исследований и инновационных разработок, США являются глобальным лидером. Так, в 2022 году США из федерального бюджета выделили более 160 млрд долларов на проведение научно-исследовательских работ.
Великобритания приняла Инновационную стратегию в 2021 году, в которой главной целью обозначено превращение страны в глобальный центр инноваций к 2035 году. Данная Стратегия предусматривает создание прорывных инновационных разработок и изобретений, высокотехнологичную промышленность, выращивание стартап-компаний с капитализацией более 1 млрд долларов, а также повышение человеческого потенциала и бизнеса, нацеленное на создание инноваций во всех сферах жизни общества и экономики.
Инновационное развитие Великобритании в соответствии с указанной Стратегией опирается на 4 главных принципа:
- раскрытие бизнеса, направленного на стимулирование внедрения инноваций предприятиями;
- внимание к людям с целью сделать Великобританию местом притяжения для инновационных талантов;
- поддержка исследовательских, опытно-конструкторских и инновационных учреждений для удовлетворения потребностей бизнеса в инновациях;
- стимулирование инноваций для решения основных проблем, с которыми сталкивается Великобритания и мир, а также наращивание потенциала в ключевых технологиях.
В Германии в марте 2023 года принята Стратегия будущего для исследований и инноваций, основной целью которой является достижение технологического суверенитета Германии как самостоятельно, так и при взаимодействии со странами Европейского союза.
Кроме того, указанной Стратегией Германия уделяет особое внимание развитию цифровой инфраструктуры, повышению кадрового потенциала сферы науки и исследований, усилению трансфера технологий, а также повышению инновационной активности субъектов малого и среднего бизнеса.
Помимо указанной Стратегии для инновационного развития Германии также приняты Стратегия устойчивого развития Германии (2021 г.), Стратегия цифровизации Германии (2022 г.), Стратегия национальной безопасности Германии (2022 г.), Стратегия развития экономики данных в Германии (2022 г.), Стратегия развития стартапов Германии (2022 г.). В целом в 2023 году в Германии насчитывалось более 40 документов, определяющих основные направления и перспективные задачи развития инноваций.
Для Узбекистана основополагающими документами, задающими направления развития инновационной экономики, являются указы Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы» от 6 июля 2022 года, «О Стратегии «Узбекистан - 2030» от 11 сентября 2023 года и постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на «зеленую» экономику до 2030 года» от 2 декабря 2022 года.
Стратегия «Узбекистан - 2030» охватывает 100 целей по 5 приоритетным направлениям:
- создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека;
- обеспечение благосостояния населения путем устойчивого экономического роста;
- экономия водных ресурсов и охрана окружающей среды;
- обеспечение верховенства закона, организация государственного управления, ориентированного на служение народу;
- последовательное продолжение политики, основанной на принципе «безопасное и миролюбивое государство».
Для реализации указанных целей в соответствии с принятым постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по качественной и своевременной реализации Стратегии «Узбекистан - 2030» в 2023 году» предусматрено осуществление более 160 программных и практических мер, включая 40 мер, направленных на дальнейшее развитие экономики республики.
Стратегией инновационного развития республики на период 2022-2026 годы определены 6 основных направлений, 18 целевых показателей по республике, а также 8 целевых показателей по регионам.
Основной целью Стратегии инновационного развития определено развитие непрерывной экосистемы «отрасль - регион - научная/высшая образовательная организация» - от создания новых рабочих мест до создания экономической стоимости (капитала) при формировании креативной экономики.
В соответствии с поставленными целевыми показателями Стратегии инновационного развития Узбекистана доля валовых расходов на исследования и разработки в первом полугодии 2023 года составила 0,16% от ВВП. За этот же период доля экспорта высокотехнологичной продукции на внешние рынки составила 2,4% от общего объема экспорта Узбекистана. В республике сферу инноваций поддерживают более 30 различных организаций, составляющих инфраструктуру инновационной деятельности. В первом полугодии 2023 года количество инновационно активных субъектов предпринимательства составило 520. Кроме того, за указанный период на научные проекты привлечено 36,5 млрд сумов грантовых средств международных донорских организаций. В сферу инноваций также активно привлекаются финансовые средства частного бизнеса. Так, в первом полугодии 2023 года со стороны частного бизнеса выделено более 7 млрд сумов для проведения инновационных разработок. За отмеченный период подготовлено 216 научных разработок, а количество новых разработок, имеющих коммерциализацию и трансфер технологий, составило 356.
Проводимая работа по реализации основных задач, поставленных в Стратегии инновационного развития Узбекистана, потребует в дальнейшем кардинального изменения подходов к формированию основ инновационной экономики и принятия решительных мер для ускоренного вывода обновляющейся экономики на уровень высокоразвитых стран в ближайшие годы.
Для этого, на наш взгляд, необходимо принять дополнительные меры по широкому внедрению инновационных разработок, новых технологий, современных решений во всех сферах управления государством, общественной жизни, науки и бизнеса. Важно разработать комплекс дополнительных мер по стимулированию их внедрения.
Ускорение инновационного развития национальной экономики будет ставить важную задачу перед государственными органами, ответственными за сферу инноваций. В этом плане инновационная политика государства должна осуществляться в тесном взаимодействии с соответствующими министерствами, ведомствами, отраслевыми хозяйственными объединениями, с обязательным вовлечением крупного бизнеса и субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, также важно обеспечить сбалансированность реализуемой инновационной политики с мерами экономического регулирования,
повысить результативность деятельности государственных организаций по поддержке инновационной деятельности научно-образовательных организаций, исследовательских учреждений, субъектов малого и среднего бизнеса, крупных предприятий.
Опыт развитых стран показывает, что для активного стимулирования инновационной сферы необходимо постоянно совершенствовать нормативно-правовые акты, регулирующие инновационную деятельность, путем создания гибких и легко адаптируемых условий для осуществления научно-прикладных работ, финансирования инновационных разработок и реализации инновационных бизнес-проектов в экономике.
Формирование контуров инновационной экономики подразумевает, прежде всего, создание и поддержку совершенно новых отраслей, ранее не функционировавших в стране, таких как сферы искусственного интеллекта, возобновляемой энергетики, технологий виртуальной и дополненной реальности, робототехники, наноматериалов, биотехнологий, цифровой медицины, беспилотных летательных устройств, умного сельского хозяйства и многие другие. Активное вхождение в новые инновационные отрасли предоставит Узбекистану возможность быть на равных с развитыми странами и обладать в определенной мере технологическим суверенитетом, обеспечивающим конкурентоспособность страны в прорывных отраслях экономики.
Кроме того, для развития инновационной экономики в республике следует поддерживать создание на постоянной основе новшеств в традиционных отраслях промышленности, которые могут стать ключевым условием конкурентоспособности отдельных предприятий и в целом отраслей на национальном и зарубежном рынках в долгосрочной перспективе.
Для обеспечения устойчивого инновационного развития государству необходимо также совершенствовать систему финансовой поддержки инновационной деятельности субъектов, а также упростить доступ к эффективным инструментам финансовой поддержки.
Развитие инновационной экономики также требует подготовки высококвалифицированных кадров, которая должна осуществляться на основе передового обучения молодежи основам создания инновационных разработок, инновационному предпринимательству, коммерциализации и трансферу технологий путем организации интенсивных курсов, тренингов, практических занятий и краткосрочных стажировок, а также приглашения специалистов из-за рубежа для обмена передовым опытом.
Таким образом, дальнейшая поддержка инновационного развития становится важным условием для обеспечения устойчивого роста и конкурентоспособности национальной экономики в мире. В ближайшей перспективе успешное функционирование государства все больше будет зависеть от вектора инновационного развития экономики республики.
Гафуржон Усманов,
руководитель Центра по работе с бизнес-инкубаторами
и стартап-проектами
Высшей школы бизнеса и предпринимательства
при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
УзА