2 июня 2023 года в Ташкенте продолжило свою работу сорок первое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В его работе приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Во второй день пленарного заседания сенаторами сначала обсуждался Закон «О внесении изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
Отмечалось, что закон разработан в целях дальнейшего регулирования мер воздействия, применяемых к правонарушениям, совершенным в сфере технического регулирования, стандартизации, метрологии и сертификации, а также предупреждения нарушений правил оценки соответствия.
Законом в Кодекс об административной ответственности вносятся изменения, устанавливающие ответственность за нарушение органами по оценке соответствия правил оценки соответствия, повлекшее выпуск продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, или причинение ущерба физическому или юридическому лицу, предоставившему продукцию для проведения оценки соответствия.
Помимо этого, в законе предусматривается также ответственность органа по оценке соответствия и его должностных лиц, необоснованно отказавших в выдаче сертификата соответствия, необоснованно приостановивших или прекративших действие сертификата соответствия либо декларации о соответствии.
В частности, данное правонарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 40 базовых расчетных величин.
Если правонарушение совершено повторно в течение одного года после применения меры административного взыскания, предусматривается наложение штрафа на должностных лиц от 40 до 80 базовых расчетных величин.
По мнению сенаторов, благодаря принятию данного закона повысится ответственность испытательных лабораторий и органов по сертификации, обслуживающих предпринимателей, и население будет обеспечено качественной продукцией и услугами за счет полной оценки показателей качества продукции.
Закон одобрен сенаторами.
Далее рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине» в связи с оптимизацией размеров государственной пошлины за осуществление некоторых видов деятельности в сфере телекоммуникаций».
Законом в целях расширения деятельности мобильных виртуальных операторов (провайдеров) уменьшается размер государственной пошлины, взимаемой ими в результате оказания услуг сети радиотелефонной (сотовой) связи.
Устанавливается, что с субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в данной сфере, взимается государственная пошлина в размере 25 000-кратного размера базовой расчетной величины.
Вместе с тем, если стоимость услуг сетей подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, оказанных виртуальным оператором сотовой связи (провайдером) за финансовый год, предшествующий периоду оплаты очередной годовой государственной пошлины, превышает 1,5-миллионкратного размера базовой расчетной величины, то устанавливается оплата дополнительной государственной пошлины в размере 1 процента от дохода данного виртуального оператора мобильной связи.
Для сведения следует сказать, что сегодня в нашей республике оказывают услуги пять базовых операторов мобильной связи, имеющих свою телекоммуникационную сеть. Есть один виртуальный оператор мобильной связи без радиочастотного ресурса.
Сенаторы отметили, что в результате принятия закона появится возможность расширить деятельность мобильных виртуальных операторов и создать справедливую конкурентную среду.
Анализ показывает, что частные телеканалы и радиоканалы в регионах сталкиваются с определенными финансовыми трудностями при транслировании своих телерадиопрограмм и оснащении своей материально-технической базы современным оборудованием.
Поэтому законом размер государственной пошлины, уплачиваемой за проектирование, строительство, эксплуатацию и оказание услуг сетей телерадиовещания, уменьшается на 50 процентов.
При этом достигается улучшение финансовых возможностей телерадиоканалов, то есть около 4,1 млрд сумов будет направлено на развитие деятельности частных субъектов телерадиовещания.
Законом предусмотрено предоставление дополнительной льготы при взимании государственной пошлины, в соответствии с которой создается механизм оплаты суммы годовой государственной пошлины в рассрочку равными долями за каждый квартал года.
Сенаторы отметили, что принятие данного закона, наряду с предоставлением удобств субъектам предпринимательства, служит созданию частных телерадиоканалов и наполнению телепрограмм качественным контентом.
Закон одобрен сенаторами.
Вместе с тем на очередном пленарном заседании сенаторами заслушан отчет Центрального банка Республики Узбекистан о деятельности в 2022 году.
Отмечалось, что Центральный банк сфокусировал свою деятельность в 2022 году на сокращении уровня влияния денежно-кредитной политики и макропруденциальных мер, монетарных факторов на инфляцию, минимизации воздействия потенциальных рисков на финансовую устойчивость в банковской системе, обеспечении макроэкономической и финансовой стабильности в стране.
Если в марте 2022 года базовая ставка была повышена до 17 процентов годовых, то со II квартала базовая ставка Центрального банка была снижена до 15 процентов годовых за счет стабилизации макроэкономических условий и снижения вероятности возникновения некоторых инфляционных рисков.
В отчетном году была продолжена работа по стимулированию частных инвестиций в финансировании экономики, повышению эффективности производства субъектов предпринимательства, финансовой поддержке новых производственных проектов с высокой добавленной стоимостью.
В частности, на цели финансовой поддержки населения и субъектов предпринимательства выделено кредитов на сумму 203 трлн сумов или на 22 процента больше по сравнению с 2021 годом.
Кредиты, выделенные населению, увеличились в 1,6 раза по сравнению с 2021 годом и составили 65,3 трлн сумов. 25,6 процента выделенных кредитных средств составили микрозаймы, 22 процента – ипотечные кредиты, 33 процента – потребительские кредиты, 14 процентов – микрокредиты.
В 2022 году в рамках программ развития семейного бизнеса также было выделено свыше 9,9 трлн сумов льготных кредитов более чем на 424 тысячи проектов.
В 2022 году уровень капитализации банков увеличился на 12 процентов, составив на конец года почти 80 трлн сумов, а размер уставного капитала вырос на 9 процентов.
Наряду с этим, в 2022 году в рамках стратегии реформирования банковской системы была продолжена работа, направленная на трансформацию государственных банков, завершены процессы продажи зарубежным инвесторам государственной доли акций «Ипотека-банка» и «Узагроэкспортбанка».
В результате государственная доля банковских активов в общем объеме активов банковского сектора снизилась с 81,5 процента в 2021 году до 78,2 процента в 2022 году.
По сравнению с 2021 годом в 2,7 раза увеличилось количество кобейджинговых банковских карт, предоставляющих населению возможность производить расчеты с использованием одной карты в инфраструктуре республики и зарубежных платежных системах.
Вместе с тем сенаторы акцентировали внимание на некоторых вопросах, которые должны быть реализованы Центральным банком.
Так, подчеркивалось, что отстает исполнение ряда задач, связанных с цифровизацией в банках, не обеспечена в полной мере прозрачность в процессе выдачи кредитов субъектам предпринимательства, высокий человеческий фактор затрудняет процесс получения кредита и становится причиной возникновения бюрократических преград.
Высказаны также предложения по осуществлению Центральным банком в 2023 году работы по обеспечению ценовой стабильности, совершенствованию инструментов денежно-кредитной политики и системы защиты вкладов населения в банках, снижению влияния немонетарных факторов на инфляцию, обеспечению стабильности цен на основные продукты питания.
По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената, в котором нашли отражение предложения, направленные на совершенствование деятельности Центрального банка.
На сорок первом пленарном заседании Сената также был рассмотрен Закон «О внесении дополнения в статью 483 Налогового кодекса Республики Узбекистан».
В последние годы в стране проведены масштабные реформы по широкому привлечению молодежи к футболу, созданию эффективной системы подготовки талантливых игроков на основе международных требований и стандартов в области футбола, а также по формированию качественного спортивного резерва для национальных сборных и профессиональных футбольных клубов.
Вместе с тем сегодня в целях дальнейшего развития системы отбора талантливых молодых игроков и футбольной инфраструктуры, эффективного использования в сфере механизмов маркетинга и современного управления существует необходимость продления срока действия применяемых налоговых льгот.
Сенаторы отметили, что данным законом вносятся изменения, предусматривающие освобождение Ассоциации футбола Узбекистана, ее территориальных подразделений, общественного объединения «Профессиональная футбольная лига Узбекистана», Центра футбольных судей Узбекистана и профессиональных футбольных клубов от уплаты с 1 января 2023 года до 1 января 2026 года всех видов налогов (за исключением социального налога).
Предоставляется также льгота по налогу на доходы физических лиц, оплачиваемому с доходов привлеченных ими иностранных специалистов и футболистов.
Кроме того, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость за ввозимые на территорию Республики Узбекистан спортивное оборудование и инвентарь, а также ряд товаров, связанных с поддержкой сферы, аналоги которых не производятся в Республике Узбекистан.
Особое внимание на заседании уделено вопросам улучшения финансового состояния общественного объединения «Профессиональная футбольная лига Узбекистана» и профессиональных футбольных клубов, повышения квалификации работников сферы путем привлечения ведущих иностранных специалистов, а также увеличения числа частных профессиональных футбольных клубов.
По мнению сенаторов, принятие закона служит развитию деятельности футбольных клубов, эффективной организации учебно-тренировочного процесса для сборных команд, обеспечению высокого уровня организации в нашей стране крупных международных соревнований по футболу, в том числе первенств мира и континента среди юниорских, молодежных и женских команд.
Закон одобрен сенаторами.
Кроме того, на пленарном заседании обсуждены вопросы о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан и о внесении изменений в состав Высшего судейского совета.
Сенаторы также рассмотрели вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В ходе пленарного заседания сенаторами рассмотрено 11 вопросов, в том числе 7 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований.
На этом сорок первое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан