Chinese
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
ИНФОРМАЦИЯ о сорок первом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
21:57 / 2023-06-01

1 июня 2023 года в Ташкенте начало свою работу сорок первое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Сначала сенаторы рассмотрели Закон «О конфликте интересов».

Отмечалось, что в стране проведены реформы в сфере противодействия коррупции, однако сегодня сохраняются проблемы в некоторых направлениях.

В частности, несмотря на то, что ряд законодательных актов дает разъяснения о конфликте интересов, в государственных органах и учреждениях не установлены четкие механизмы их осуществления и контроля.

Кроме того, в данной сфере отсутствует уполномоченный орган, формирующий единую практику, не налажен процесс уведомления о конфликте интересов.

Хотя Закон «О противодействии коррупции» гласит, что работники государственных органов, а также их руководители, допустившие нарушение требований по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, несут ответственность в установленном законом порядке, в законодательных документах не предусмотрена ответственность за подобного рода правонарушения.  

Закон «О конфликте интересов» важен тем, что устраняет вышеуказанные проблемы, а также направлен на регулирование отношений в сфере конфликта интересов, порождающих коррупционные ситуации.

Настоящим законом определены понятие «конфликт интересов», обязанности государственных служащих, а также конкретные механизмы его регулирования и сфера применения.

В частности, действие закона распространяется на государственные органы и органы местного самоуправления, государственные учреждения, унитарные предприятия, целевые фонды, акционерные общества, а также юридические лица, в уставном фонде которых доля государственных органов и других организаций составляет 50 процентов и более.

Также закрепляется, что близкие родственники сотрудника государственного органа или иной организации, юридическое лицо, акциями или долями уставного фонда которого владеют сотрудник государственного органа или иной организации и (или) его близкие родственники, являются «cвязанными лицами».

Самое главное, в законе определены задачи уполномоченных органов в области предотвращения конфликта интересов в деятельности госструктур.

Отныне Агентство по противодействию коррупции, комиссии по этике государственных организаций, кадровые подразделения и подразделения внутреннего антикоррупционного контроля определяются в качестве органов, осуществляющих регулирование отношений, связанных с конфликтом интересов.

Законом в отношении работников государственных организаций устанавливаются ограничения по предотвращению конфликта интересов, правовые последствия нарушения требований, связанных с конфликтом интересов, основания признания соглашений, заключенных с допущением конфликта интересов, недействительными в судебном порядке, усиливаются меры ответственности за допущение конфликта интересов.

Реализация закона на практике послужит установлению четкого правового механизма регулирования конфликта интересов.

Также настоящий закон способствует осуществлению государственного контроля при урегулировании конфликта интересов: принятию  непосредственным руководителем государственного служащего соответствующих мер при возникновении конфликтов интересов, предупреждение коррупционных правонарушений, которые могут совершаться государственными служащими.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

После этого на пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на сокращение неформальной занятости».

Отмечалось, что закон направлен на обеспечение занятости и дальнейшее усиление социальной защиты населения, сокращение доли неформальной занятости, а также оказание всесторонней поддержки самозанятых лиц. Законом вносятся изменения и дополнения в Налоговый кодекс и Закон «О подсобном хозяйстве».

В частности, устанавливается, что физические лица, состоящие в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, теперь уплачивают налог в размере не менее одной базовой расчетной величины вместо действующей суммы социального налога в размере 50 процентов базовой расчетной величины.

Кроме того, согласно вносимому изменению, гражданам, занимающимся животноводством (крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади и другие), тепличным хозяйством, птицеводством (куры, перепелки, индюки, гуси, утки), кролиководством, пчеловодством, рыболовством, садоводством, лимоноводством, цветоводством независимо от площади принадлежащего им приусадебного земельного участка или количества выращиваемых ими домашних животных и птиц, разрешается уплачивать социальный налог в добровольном порядке.

Поэтому требования к площади земельного участка исключены из Закона «О подсобном хозяйстве».

Принятие закона послужит снижению безработицы в махаллях и сокращению неформальной занятости, увеличению количества официально занятых и обеспечению гражданам стажа работы и приемлемой пенсии.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

Также на сорок первом пленарном заседании Сената обсужден Закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на улучшение инвестиционной и деловой среды в Республике Каракалпакстан».

Отмечалось, что ведется широкомасштабная работа по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан, либерализации ее экономики, поддержке предпринимательства.

Вместе с тем возникает необходимость в дополнительных мерах, направленных на дальнейшее развитие экономического потенциала Республики Каракалпакстан путем повышения инвестиционной привлекательности, улучшения делового климата и обеспечения занятости молодежи.

Сенаторы отметили, что этим законом вносятся изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие снижение до 1 января 2028 года до 50 процентов налога на прибыль, налога с оборота, налога на имущество и земельного налога для субъектов предпринимательства Республики Каракалпакстан.

Кроме того, для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, устанавливается ставка социального налога в размере 1 процента, а социальный налог, уплачиваемый индивидуальными предпринимателями, уменьшается в 12 раз для лиц, осуществляющих деятельность на территории городов, в 6 раз – для лиц, осуществляющих деятельность на территории районов, и устанавливается в однократном размере базовой расчетной величины в год.

Также в Закон «О государственной пошлине» вносятся изменения, предусматривающие освобождение до 1 октября 2027 года от уплаты консульского сбора и государственной пошлины, взимаемой за регистрацию по временному и постоянному месту жительства иностранных специалистов (преподавателей), привлекаемых к учебному процессу негосударственных образовательных организаций на территории Республики Каракалпакстан.

Настоящий закон служит повышению инвестиционной привлекательности Республики Каракалпакстан, развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест, дальнейшему повышению качества образования в негосударственных организациях образования.

Закон одобрен сенаторами.

Далее на пленарном заседании верхней палаты парламента рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства в сферах экологии и охраны общественного порядка».

Данным законом, обсужденным сенаторами, вносятся изменения и дополнения, которые предусматривают наделение органов внутренних дел и Национальной гвардии необходимыми полномочиями по привлечению к административной ответственности виновных лиц, совершивших правонарушения в сфере экологии и охраны окружающей среды.

Устанавливается, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных в 7 статьях Кодекса об административной ответственности в области экологии и охраны окружающей среды, относятся к ведению органов внутренних дел и Национальной гвардии.

Определяются должностные лица, которые имеют право рассматривать данные дела и применять административное взыскание в виде штрафа, а также должностные лица структур органов внутренних дел и Национальной гвардии, которые вправе составлять протокол об административном правонарушении от их имени.

Вместе с тем должностным лицам органов внутренних дел и Национальной гвардии предоставляются полномочия по административному задержанию лиц, совершивших некоторые правонарушения в сфере экологии и охраны окружающей среды.

Сенаторы отметили, что данные изменения и дополнения важны для эффективной реализации законодательства в сфере охраны окружающей среды, а также организации профилактики правонарушений в этой сфере.

Настоящий закон имеет особое значение в обеспечении защиты экологических прав граждан и субъектов предпринимательства в отношениях с государственными органами, установлении контроля за деятельностью по охране и использованию окружающей среды.

Подчеркнуто, что закон послужит обеспечению принятия оперативных мер в отношении объектов или субъектов, приведших к загрязнению природных ресурсов, то есть сбросу сточных вод в водные объекты, загрязнению отходами поверхностных вод, атмосферного воздуха и окружающей среды.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы сорок первого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан