24 августа 2023 года в Ташкенте прошло сорок четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Сначала сенаторы обсудили Закон «О защите растений».
Отмечалось, что есть необходимость дальнейшего усиления правового регулирования отношений, связанных с обеспечением защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков, предотвращением вредного воздействия средств защиты растений на здоровье человека, окружающую природную среду.
В законе устанавливается осуществление государственного контроля в области защиты растений Агентством по карантину и защите растений в качестве специально уполномоченного государственного органа, а также права и обязанности государственных инспекторов по карантину растений.
Также предусматриваются требования к стандартизации, сертификации, маркировке и производству средств химизации и защиты растений.
Кроме того, закрепляются основные принципы в области защиты растений, такие как законность, системность и непрерывность, приоритет применения биологического метода, открытость и прозрачность.
Усиливаются требования по соблюдению правил производства, реализации, применения, перевозки, утилизации, транспортировки, хранения средств химизации и защиты растений, а также обезвреживания, утилизации средств, пришедших в негодное состояние и запрещенных к применению.
Данный закон также предусматривает регистрацию средств химизации и защиты растений. То есть, закон обеспечивает учет и мониторинг минеральных удобрений и средств защиты растений.
В ходе обсуждения закона отмечалось, что положения, закрепленные в документе, служат сохранению существующей флоры и обеспечению продовольственной безопасности в условиях современного глобального изменения климата.
Закон одобрен сенаторами.
После этого сенаторами рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование валютного регулирования, арендных и лизинговых отношений».
Обсужденный закон направлен на дальнейшее расширение экспортного потенциала субъектов предпринимательства, эффективное регулирование гражданско-правовых отношений в сфере аренды и лизинга, в рамках которого вносятся дополнения и изменения в законы «Об аренде», «О лизинге» и «О валютном регулировании».
В Законе «Об аренде» предусматриваются понятие договора аренды с условием последующего выкупа, особенности распоряжения объектом договора и передачи его в залог, а также обращения взыскания на него.
Законом устанавливается, что по договору аренды с условием последующего выкупа арендодатель, передавая в аренду принадлежащее ему имущество, обязуется передать его в собственность арендатору после выполнения арендатором условий договора, а арендатор обязуется выплачивать арендные платежи в сроки, определенные договором.
Наряду с этим, с момента заключения договора аренды с условием последующего выкупа имущество, указанное в договоре, считается переданным в залог, и запрещается передавать это имущество другим лицам в залог или распоряжаться иным образом.
Также в Закон «О лизинге» вносится положение, согласно которому, если иное не предусмотрено договором лизинга, с момента заключения договора лизинга объект договора считается заложенным у лизингополучателя для обеспечения исполнения обязательств лизингодателя.
Устанавливается, что лизингодатель не имеет права использовать объект лизинга в качестве залога или распоряжаться им иным образом без согласия лизингополучателя.
Кроме того, определяется возможность приобретения лизингополучателем объекта лизинга в собственность при полной выплате его стоимости до обращения взыскания.
В Закон «О валютном регулировании» вносится новая норма, согласно которой предусмотрено освобождение от уплаты штрафа за необеспечение репатриации активов в размере 5 процентов суммы валюты от стоимости всей продукции, отгруженной на экспорт в рамках одного экспортного контракта.
По мнению сенаторов, принятие закона непосредственно служит повышению экспортного потенциала предпринимателей и конкурентоспособности местной продукции на внешних рынках.
Закон также обеспечивает законность в арендных и лизинговых отношениях и предотвращает мошенничество, обеспечивая при этом права субъектов лизинговых отношений и устраняя правовые пробелы.
После обсуждений сенаторы одобрили этот закон, принимая во внимание его актуальность и необходимость.
В настоящее время в нашей республике ощущается необходимость повышения информированности общественности о результатах реформ в сфере здравоохранения, деятельности территориальных органов управления здравоохранения, учреждений первичной медико-санитарной помощи, а также обеспечения открытости деятельности данных органов и учреждений.
Далее на сорок четвертом пленарном заседании Сената сенаторами обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на повышение информированности общественности о деятельности органов здравоохранения».
Настоящим законом вносятся важные дополнения в Закон «О государственной власти на местах».
В частности, согласно закону предусматривается заслушивание по итогам полугодия местными Кенгашами народных депутатов соответственно отчетов руководителей территориальных органов управления здравоохранения, районных (городских) медицинских объединений о выполнении государственных программ развития здравоохранения, состоянии профилактики заболеваний, формировании здорового образа жизни и правильного питания, а также об основных показателях здравоохранения.
В результате заслушивания отчетов руководителей областных управлений здравоохранения и начальника Ташкентского городского управления здравоохранения об эффективности их деятельности будет дана оценка соответствующим Кенгашем народных депутатов.
Кроме того, вносится изменение в Закон «Об органах самоуправления граждан», предусматривающее заслушивание сходами граждан информации руководителей центральных районных (городских) многопрофильных поликлиник, к которым прикреплено население, семейных поликлиник и пунктов семейного врача о состоянии охраны здоровья и факторах, влияющих на здоровье граждан, в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии соответствующей территории.
Сенаторы подчеркнули, что принятие данного закона служит обеспечению открытости деятельности органов здравоохранения, а также дальнейшему повышению информированности населения о состоянии оказания медицинского обслуживания.
После вопросов-ответов и обсуждений на заседании данный закон был одобрен сенаторами.
На сорок четвертом пленарном заседании также рассмотрен Закон «О недрах».
В настоящее время в процессе глубоких реформ в экономике весьма актуальным стал вопрос использования природных богатств земли, с одной стороны, не нанося ущерба природно-климатическому балансу, с другой стороны, обеспечивая при этом рост экономики и на этой основе благосостояния нашего народа.
Сенаторы отметили, что, хотя закон и направлен на достижение приоритетных целей, в нем есть ряд спорных вопросов концептуального уровня.
Так, в условиях осуществляемых в последнее время административных реформ реорганизованы республиканские органы исполнительной власти, на них возложены новые функции. С точки зрения действующего нового административного подхода необходимо пересмотреть статьи закона, касающиеся полномочий упраздненных или реорганизованных соответствующих ведомств.
Кроме того, в ходе обсуждений говорилось, что в законе еще ряд актуальных вопросов остался без внимания.
В законе ограничение или приостановление права пользования участком недр осуществляется на основании предписаний Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам, Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды и Государственного комитета промышленной безопасности на срок не более десяти дней, в исключительных случаях, связанных с завершением работ по устранению нарушений, приостановление права пользования участком недр может быть продлено на срок, не превышающий тридцати дней.
Однако на основании статьи 42 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» ограничение, приостановление и запрет деятельности осуществляются только в судебном порядке. То есть подобная норма полностью противоречит не только законодательству, но и нормам Конституции в новой редакции о свободе и неприкосновенности предпринимательской деятельности.
Также в закон не включены положения о введении практики разделения недр на кадастровые квадраты и положения «Единого интерактивного геологического портала».
Не определен порядок деятельности служб по обеспечению экологической и промышленной безопасности, горноспасательных частей и служб по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов при использовании недр.
Кроме того, не предусмотрены требования по трудоустройству и обучению в этой сфере, обязательства обладателей разрешений по социально-экономическому развитию территорий.
Принимая во внимание вышеизложенное, подчеркнута целесообразность пересмотреть закон и совершенствовать его, сформировав рабочую группу из числа специалистов.
По завершении обсуждений сенаторами принято постановление Сената об отклонении закона.
Также на пленарном заседании сенаторы обсудили исполнение программ социально-экономического развития территорий Сурхандарьинской и Хорезмской областей.
Сначала была рассмотрена работа, осуществленная по социально-экономическому развитию Сурхандарьинской области.
В частности, в 2022 году объем валового территориального продукта составил 34,8 трлн сумов и увеличился по сравнению с 2017 годом в 2,4 раза, а в расчете на душу населения – в 2,2 раза. Число субъектов предпринимательства увеличилось почти в 2,5 раза. В 2022 году привлечено 250 млн долларов иностранных инвестиций (этот показатель увеличился в 14 раз по сравнению с 2017 годом).
Отмечалось, что в рамках программы территориальной занятости в январе-июне текущего года на постоянные, временные и сезонные рабочие места трудоустроено 254,2 тысячи человек.
В Хорезмской области в 2022 году объем валового территориального продукта составил 31,9 трлн сумов и увеличился по сравнению с 2017 годом в 2,6 раза, а в расчете на душу населения – в 2,4 раза.
В 2017-2022 годах в рамках инвестиционных программ запущено более 8700 проектов общей стоимостью 22,5 трлн сумов.
За этот период в результате работы по дальнейшему развитию туристической сферы были созданы 19 крупных торговых центров, 121 центр отдыха и оздоровления и другие туристические объекты, а количество туристических организаций увеличилось в 5 раз.
В ходе обсуждений сенаторы наряду с проделанной положительной работой акцентировали внимание и на имеющихся недостатках и проблемах.
Так, из-за того, что своевременно не были приняты меры, в Сурхандарьинской области не были запущены в общей сложности 255 инвестиционных проектов в рамках программ социально-экономического развития в 2021-2023 годах Бандыханского, Байсунского, Денауского, Кызырыкского, Кумкурганского, Музрабадского, Алтынсайского, Сариасийского, Шерабадского и Шурчинского районов.
По состоянию на первый квартал 2023 года уровень безработицы в Хорезмской области составил 9 процентов и остается высоким.
В некоторых районах остается очень низким уровень использования ресурсов, выделенных на программы развития семейного предпринимательства. В частности, в некоторых махаллях Ханкинского, Хазараспского, Шаватского и Ургенчского районов освоение ресурсных средств, выделенных в январе-июне текущего года, составило 15-45 процентов.
Кроме того, в Багатском районе прогнозные показатели по освоению прямых инвестиций и иностранных кредитов за январь-июнь текущего года выполнены на 13 процентов, в Хазараспском районе – на 38 процентов, в городе Ургенче – на 44 процента.
На заседании также уделено внимание исполнению доходов и расходов местного бюджета, а также процессам в рамках проекта «Инициативный бюджет».
В частности, говорилось о финансовых ошибках и недостатках, выявленных в ходе контрольных мероприятий, проведенных в связи с изучением целевого использования средств, выделенных в рамках мероприятий «Инициативный бюджет».
Был внесен ряд предложений по устранению указанных недостатков и проблем. Так, районным (городским) Кенгашам народных депутатов даны рекомендации изучить вопросы создания новых рабочих мест, обеспечения занятости населения на основе системы «махаллабай» и критически обсудить их на сессиях.
По итогам обсуждения с учетом высказанных мнений и предложений принято соответствующее постановление Сената.
На сорок четвертом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен также вопрос об утверждении постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В ходе пленарного заседания обсуждены 6 вопросов, в том числе 4 закона, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
На этом сорок четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан