English
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
ИНФОРМАЦИЯ о семнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
00:56 / 2021-07-31

30 июля 2021 года в Ташкенте начало свою работу семнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В работе пленарного заседания, прошедшего в формате видеоконференцсвязи, приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, а также представители средств массовой информации.

Вела заседание Председатель Сената Т. Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире через официальный сайт Сената www.senat.uz и его страницы в социальных сетях.

Сначала сенаторы рассмотрели результаты изучения, проведенного Комитетом Сената по вопросам бюджета и экономических реформ по недостаткам, допускаемым в работе по проектированию, строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения в Самаркандской области в ходе реализации программ «Обод кишлок» и «Обод махалла», вопрос о котором поднимался на шестнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

На заседании о результатах данного изучения проинформировал председатель комитета Э. Гадоев.

После этого рассмотрен первый вопрос повестки дня пленарного заседания и определены приоритетные задачи по продвижению на межпарламентском уровне инициатив, выдвинутых в рамках международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» (Ташкент, 15–16 июля 2021 года).

По мнению сенаторов, Ташкентская международная конференция, проведенная по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, стала историческим событием, создавшим предпосылки для формирования концептуально новых условий развития регионов Центральной и Южной Азии.

Кроме того, она позволила осмыслить складывающиеся тенденции в региональном развитии, определить главные перспективы взаимодействия между Южной и Центральной Азией и наметить наиболее важные направления сотрудничества.

Как отмечалось, достижение целей конференции требует активного включения ресурсов парламентской дипломатии. Парламентарии могут и должны способствовать объединению потенциалов регионов, что станет важным фактором их устойчивого развития, социально-экономического прогресса и укрепления безопасности.

В этой связи в специально разработанном постановлении Сената обозначены приоритетные направления деятельности верхней палаты по активному продвижению через механизмы межпарламентского сотрудничества инициатив главы государства, укреплению правовых основ сотрудничества в сферах экономики, инвестиций, энергетики и инноваций в области развития «зеленых» технологий, координации усилий и содействию в выработке конкретных мер по решению экологических проблем и вопросов управления стихийными бедствиями, а также поддержке инициатив по защите окружающей среды и другие.

Кроме того, определены соответствующие механизмы парламентской дипломатии и парламентского контроля. В частности, расширение международных договоров Республики Узбекистан с государствами Центральной и Южной Азии в целях укрепления взаимосвязи регионов, осуществление парламентского контроля за исполнением программ и планов по развитию международных отношений, в том числе путем заслушивания отчетов глав дипломатических представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах по их деятельности, проведение мониторинга международных обязательств, в том числе утверждение национальных планов действий («дорожных карт») по развитию отношений между странами регионов.

На пленарном заседании даны конкретные поручения и рекомендации комитетам Сената, руководителям комиссий и групп по сотрудничеству с зарубежными парламентами по расширению и наполнению практическим содержанием заседаний групп по сотрудничеству, заслушиванию информации глав дипломатических представительств Республики Узбекистан в зарубежных странах, содействию в углублении межрегиональных связей, активизации просветительской работы в махаллях, избирательных округах и вузах.

Затем заслушан отчет Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении в первом полугодии 2021 года Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения».

Отмечалось, что Государственная программа состоит из 273 пунктов, а в первом полугодии 2021 года предусматривалось обеспечение выполнения 116 пунктов. 89 из них выполнены полностью, срок реализации 2 пунктов продлен в установленном порядке.

В отчетном периоде доходы Государственного бюджета достигли 74,9 триллиона сумов. Общие расходы составили 79,3 триллиона сумов, из них расходы на социальную сферу составили 40,4 триллиона сумов, что на 16,6 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На основании постановления Президента Республики Узбекистан от 2 апреля 2021 года «О дополнительных мерах по реализации программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» в 2021 году утверждены параметры по строительству, ремонту и благоустройству общей стоимостью 20,8 триллиона сумов в 7 794 селах и махаллях всех районов и городов.

По состоянию на 30 июня 2021 года создано 209,2 тысячи новых рабочих мест, 78,5 тысячи граждан обучены профессиям, выделены субсидии более 24 тысячам граждан.

В целях обеспечения занятости молодежи и организации содержательного досуга утверждены отдельные планы во всех секторах и махаллях Республики Каракалпакстан и областей и достигнуто трудоустройство более 425 662 юношей и девушек.

На заседании наряду с проделанной работой по обеспечению реализации программы обращено внимание и на недостатки.

По 7 пунктам программы в установленный срок не приняты постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, что планировалось осуществить в первом полугодии 2021 года. В результате не были выполнены в срок следующие важные задачи программы. Среди них внедрение системы стимулирования выезжающих за границу граждан в рамках организованной трудовой миграции и успешно сдавших квалификационные экзамены по иностранному языку и профессиям, оказание содействия в получении образования, овладении определенной профессией детьми до 18 лет, нуждающимися в особом внимании, введение порядка предоставления образовательного кредита семьям с двумя и более детьми, обучающимися на контрактной основе в высшем образовательном учреждении.

Сенаторы также подчеркнули необходимость осуществления постоянного мониторинга за предоставлением услуг трудовым мигрантам Узбекистана в зарубежных странах, эффективной защитой их прав и интересов, в том числе жизни, здоровья, их условиями труда и своевременной выплатой заработной платы, установленной в контракте.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Далее заслушана информация министра внутренних дел Республики Узбекистан о состоянии предупреждения правонарушений и их профилактики.  

Как было отмечено, в течение 6 месяцев 2021 года Министерством внутренних дел совместно с другими ответственными министерствами и ведомствами, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в республике осуществлен ряд эффективных мер по предупреждению преступности, обеспечению защиты прав и свобод и законных интересов граждан.

В частности, за 6 месяцев 2021 года раскрыто 95,3 процента преступлений от их общего количества, задержаны 1 833 разыскиваемых лица, найдены 218 лиц, признанных пропавшими без вести. По инициативе сотрудников органов внутренних дел в указанный период выявлено 15 434 преступления.

Следует отметить, что количество преступлений, выявленных по инициативе сотрудников органов внутренних дел, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года улучшено на 71,4 процента.

Однако проведенные изучения показали недостаточность проделанной работы по профилактике правонарушений и раннему предупреждению преступности, наличие определенных недостатков в деятельности органов внутренних дел, ждущих решения проблем и полностью неиспользованных возможностей.

В частности, за 6 месяцев 2021 года общее количество преступлений, совершенных по республике, составило 45 630, на 100 тысяч населения в среднем приходится 132 преступления. Этот показатель по сравнению с прошлым годом увеличился на 111,9 процента.

Допущено совершение преступлений, которые могли быть предупреждены: убийство – 217, нанесение телесных повреждений – 4 137, разбой – 135, хулиганство – 1 100, кража – 7 618, мошенничество – 9 439.

Кроме того, около 6 тысячами безработных совершены преступления, особенно в Андижанской, Ташкентской, Ферганской областях и городе Ташкенте. Это свидетельствует о неэффективной организации на местах работы по обеспечению занятости населения.

Совершаются особо тяжкие преступления, так как вопрос своевременного решения неблагополучия, конфликтов в семьях остается без внимания активистов махаллей и широкой общественности.

77 преступлений, совершенных за 6 месяцев 2021 года в рамках семейных отношений, связаны с убийством, 798 – с нанесением телесных повреждений.

Кроме того, не должным образом организована работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на территории республики. В нашей стране существуют проблемы с порядком подготовки водителей и сдачи ими экзаменов.

Необходимо также усовершенствовать правила дорожного движения в новой редакции, утвержденные постановлением Кабинета Министров от 24 декабря 2015 года № 370. Некоторые пункты данных правил заменены, в связи с этим ссылки в соответствующих пунктах относятся к совершенно другим пунктам.

В связи с тем, что на автомобильных дорогах не в полной мере и неэффективно установлен действенный контроль за обеспечением безопасности пассажиров, за 6 месяцев 2021 года в республике зафиксировано в общей сложности около 3,5 миллиона нарушений правил дорожного движения, что на 40,8 процента больше, чем в 2020 году.

Не на должном уровне находится и взаимодействие сотрудников дорожно-патрульной службы с участниками дорожного движения. А уровень знаний и правовая культура отдельных сотрудников не соответствуют сегодняшним требованиям. В результате с каждым днем растет число серьезных возмущений граждан.

На заседании сенаторами также уделено внимание вопросам формирования нетерпимого отношения к преступности среди населения, предупреждения преступлений, обеспечения защиты прав и свобод и законных интересов граждан.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого в центре обсуждения был вопрос об исполнении мероприятий, определенных в рамках программ социально-экономического развития Баяутского, Каршинского, Бустанского, Туракурганского, Алатского районов и города Каттакургана.

Отмечалось, что в этих регионах проведена определенная работа, запущено 303 инвестиционных проекта по развитию промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства стоимостью почти 912,1 миллиарда сумов и создано более 3 800 новых рабочих мест.

В рамках намеченных мероприятий по развитию социальной инфраструктуры проведена работа по строительству, реконструкции и ремонту 6 дошкольных образовательных организаций, 7 общеобразовательных школ и 3 учреждений здравоохранения, а также 3 объектов культуры. На эти цели израсходованы бюджетные средства в размере более 47,0 миллиарда сумов.

Полностью обеспечено исполнение более 50 мероприятий по устранению проблем в коммунальной сфере, обеспечению населения качественной и непрерывной электроэнергией, природным газом и питьевой водой.

В квартирах жителей установлено около 1700 автоматизированных газовых счетчиков. В целях обеспечения чистой питьевой водой построено и введено в эксплуатацию 9 водопроводных сооружений.

Вместе с тем анализ показывает, что по состоянию на 1 июля текущего года 79 мероприятий не проведены своевременно и возникли проблемные ситуации в реализации 106 мероприятий.

Несмотря на то, что предусмотренные Инвестиционной программой средства и республиканский бюджет определены как источники финансирования мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту и оснащению объектов социальной инфраструктуры, 24 из них (9 в 2020 году и 15 в 2021 году) не включены в Инвестиционную программу на текущий год, до сих пор не выделены соответствующие средства.

В частности, в сфере дошкольного образования не профинансированы мероприятия по реконструкции и ремонту 3 дошкольных образовательных организаций на 150 мест в Баяутском районе и на 50 мест в Каршинском районе. Не начата работа по реконструкции дошкольной образовательной организации № 47 Туракурганского района за счет средств специального фонда Министерства дошкольного образования.

В сфере народного образования не профинансированы из республиканского бюджета мероприятия по строительству в Туракурганском районе школы на 330 мест, ремонту здания отдела народного образования Бустанского района.

Несмотря на то, что на объектах здравоохранения Алатского района за счет средств республиканского бюджета намечено провести строительные, ремонтные работы и оснащение на сумму 3,7 миллиарда сумов, на сегодняшний день эти мероприятия не профинансированы.

За счет средств Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры не начаты мероприятия по капитальному ремонту бывшего Дворца культуры «Харбийлар» Каттакурганского военного гарнизона, находящегося в ведении Министерства культуры, и строительству новой детской школы музыки и искусства в кургане «Ингичка».  

На пленарном заседании заслушана информация руководителей хокимиятов и ответственных министерств и ведомств относительно допущенных ошибок и недостатков.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого обсуждены результаты изучения состояния исполнения законов, правоприменительной практики и мониторинга принятия подзаконных актов.

Отмечалось, что в целях кардинального повышения качества законодательной деятельности, совершенствования правового обеспечения проводимых реформ налажена практика изучения состояния исполнения законов, правоприменительной практики и мониторинга принятия подзаконных актов. Комитетами Сената совместно с Институтом проблем законодательства и парламентских исследований и другими заинтересованными организациями изучено 20 законов Республики Узбекистан.

Анализ показал, что из-за отсутствия четких механизмов в некоторых законах, наличия отсылочных норм сфера в основном регулируется подзаконными актами, нормы некоторых законов не применяются на практике, в связи с чем законы необходимо пересмотреть и совершенствовать.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

На этом завершился первый день работы семнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан