20 сентября 2024 года в Ташкенте начало свою работу пятьдесят седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В заседании приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, прошедшее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
На пятьдесят седьмом пленарном заседании Сената сначала рассматривался Закон «Об оказании психологической помощи населению».
Как известно, в последние годы в стране проводится большая работа по подготовке педагогических кадров в области психологии и поддержке деятельности психологов-практиков.
В 10 высших образовательных учреждениях республики налажена подготовка кадров по направлениям и специальностям «Психология», в 19 высших образовательных учреждениях – по направлениям и специальностям «Педагогика и психология», в высших медицинских образовательных учреждениях – по специальностям «Медицинская психология» и «Медицинская психотерапия».
В настоящее время в системе дошкольного образования работают более 2,5 тысячи педагогов-психологов, в общеобразовательных школах – более 13 тысяч.
Вместе с тем широко распространена и деятельность по оказанию психологической помощи в частном порядке путем консультирования по направлению психологии, проведения учебы, тренингов, семинаров в онлайн- и офлайн-форматах.
Законом устанавливаются основные принципы, задачи, виды, формы и стандарты оказания психологической помощи населению.
Законом закрепляется, что стандарты оказания психологической помощи должны разрабатываться и утверждаться Министерством здравоохранения, а руководитель юридического лица, осуществляющего деятельность по оказанию психологической помощи, должен иметь высшее образование в области психологии.
Предусматривается установление прав и обязанностей участников сферы оказания психологической помощи, уточнение категорий лиц, которым оказывается бесплатная психологическая помощь, создание правовых основ деятельности профессиональных объединений в области оказания психологической помощи населению.
Также устанавливается, что лица, имеющие высшее образование по другому направлению образования кроме психологии, до занятия деятельностью по оказанию психологической помощи в частном порядке должны пройти переподготовку по специальности психология.
В Кодекс об административной ответственности включаются дополнительные нормы, предусматривающие оказание психологической помощи лицом, не имеющим такого права, либо несоблюдение ограничений, установленных законодательством об оказании психологической помощи населению.
Принятие данного закона служит созданию правовых основ сферы оказания психологической помощи населению, удовлетворению потребностей граждан в получении психологической помощи, обеспечению законной реализации деятельности психологов, практикующих в частном порядке.
После обсуждения закон одобрен сенаторами.
Затем обсуждался Закон «О недрах».
Законом, который был в центре дискуссий, регулируются отношения, возникающие при владении и распоряжении богатствами недр, а также пользовании и охране недр.
Основные понятия, применяемые в законе, расширяются, в нем уточняется классификация полезных ископаемых, то есть основных и нерудных полезных ископаемых, их состав.
В соответствии с проводимыми в республике административными реформами уточняются рамки полномочий государственных органов в области недропользования и охраны недр. Четко определяются полномочия Министерства горнодобывающей промышленности и геологии, Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, Министерства энергетики, Инспекции по контролю в сфере горнодобывающей промышленности и геологии, Государственного учреждения «Центр пользования недрами», местных органов исполнительной власти.
Законом вводится принцип «единого окна» в процессы выдачи разрешений на право пользования недрами, приема отчетов и оказания государственных услуг в других сферах.
В целях существенного повышения инвестиционной привлекательности данной сферы законом внедряется механизм распоряжения (продажи, залога или отчуждения другим лицам) лицензиатом разрешения на недропользование под контролем государственного органа.
В законе также отдельно выделяются нормы рекогносцировки (начальная стадия геологического изучения) для юниорских компаний, и совершенствуются нормы права собственности на геологическую информацию, ее обмена и реализации инвесторами.
Законом совершенствуется кадастровая система государственного фонда недр, вводятся такие понятия, как кадастр углеводородов, кадастровый квадрат.
Законом значительно усилена углеводородная направленность. Так, устанавливается порядок предварительного изучения для ускорения крупных инвестиций по выявлению запасов углеводородов, геологоразведочным работам и их освоению, то есть порядок выдачи в отдельном удобном механизме разрешения на рекогносцировочные работы.
Законом устанавливаются дополнительные особые требования, касающиеся радиационной безопасности при добыче урана и связанного с этим процесса, а также требований Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Вместе с тем в законе усиливаются нормы, касающиеся разведки и освоения нерудных месторождений сырья.
Устанавливается четкий порядок оформления разрешений на геологическое изучение и добычу нерудных полезных ископаемых, а также права и обязанности недропользователей, определяются годовые минимальные расходы на предоставление периодических и окончательных отчетов, геологическое изучение и добычу полезных ископаемых.
В законе предусматриваются правила обеспечения экологической безопасности при недропользовании, требования и механизмы ликвидации последствий недропользования в целях обеспечения гарантированного сохранения экологии и окружающей среды в будущем.
Принятие закона служит эффективному и системному налаживанию в республике ответственного геологического изучения, использования и охраны недр на основе современных стандартов.
После активных дискуссий закон одобрен сенаторами.
Далее обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения».
Законом вносятся изменения и дополнения в Земельный кодекс и ряд законов.
Законом предусматривается, что арендатор земельного участка сельскохозяйственного назначения может передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другому лицу (перенаем) без изменения основного целевого назначения земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка.
Устанавливается передача прав и обязанностей другому лицу (перенаем) по земельным участкам, предоставленным напрямую в аренду юридическим лицам по решению государственных органов без проведения электронного онлайн-аукциона, открытого электронного конкурса или конкурса, допускается по истечении пяти лет с момента государственной регистрации права аренды земельного участка.
Вместе с тем внедряется реализация кредиторами права аренды на земельные участки посредством онлайн-аукциона без изменения цели землепользования в случае, если право аренды указанного земельного участка для получения кредита предоставлено в залог и кредитное обязательство не выполнено.
Принятие закона служит введению электронных онлайн-аукционов, основанных на прозрачных и рыночных принципах при предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения физическим и юридическим лицам.
Кроме того, перенаем земельных участков без изменения назначения землепользования позволит превратить сельскохозяйственные земли в рыночный актив.
Закон одобрен сенаторами.
После этого сенаторы рассмотрели Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование деятельности органов государственной власти на местах в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции».
Данный закон включает ряд важных изменений, которые обеспечивают повышение ответственности органов государственной власти на местах перед гражданами, усиление взаимодействия местных Кенгашей с органами государственной власти, большую прозрачность и эффективность управления.
В соответствии с ним должности хокима и председателя местного Кенгаша отделяются друг от друга, и теперь хоким не может быть председателем местного Кенгаша.
Также устанавливается, что Кенгаш народных депутатов возглавляет избираемый из числа депутатов председатель, предусматривается порядок его досрочного освобождения от должности до истечения срока полномочий.
Кроме того, усиливается требование по регистрации актов, принимаемых Кенгашами народных депутатов и хокимами в Единой электронной системе разработки, согласования и регистрации решений органов государственной власти на местах. При этом документы, не зарегистрированные в данной системе, считаются недействительными и не влекут за собой правовых последствий.
Законом вносятся некоторые изменения в полномочия и обязанности хокима области, района и города, согласно которым предусматривается, что кандидат на должность хокима района, города при рассмотрении его кандидатуры представляет местному Кенгашу программу социально-экономического развития территории на перспективу.
Наряду с этим в законе предусматриваются расширение полномочий председателя местного Кенгаша и введение институтов «запроса Кенгаша» и «расследования Кенгаша».
В ходе заседания сенаторы подчеркнули, что данный закон послужит созданию более эффективной и демократической системы органов государственной власти на местах.
Также отмечалось, что закон усиливает роль местных Кенгашей как представительного органа государственной власти, повышает ответственность хокимов и местных исполнительных органов власти перед народом, обеспечивает более эффективное решение территориальных проблем.
После активного обсуждения закон был единогласно одобрен.
На пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на определение порядка осуществления просветительской деятельности».
В стране осуществляются масштабные меры по совершенствованию просветительской деятельности среди различных слоев населения.
Особенно среди молодежи увеличиваются случаи осуществления нездоровой просветительской работы, в рамках которой на сознание, культуру и чувства населения и молодежи оказывают влияние различные чуждые взгляды и идеи.
В свою очередь это свидетельствует о необходимости правового регулирования работы в данном направлении.
В этой связи в Закон «Об образовании» вносится дополнение, направленное на определение порядка осуществления просветительской деятельности.
В Кодексе об административной ответственности устанавливается ответственность за нарушение требований, предъявляемых к этому виду деятельности. В частности, осуществление просветительской деятельности лицом, не имеющим права заниматься такой деятельностью, либо несоблюдение установленных законодательством ограничений влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц – от десяти до пятнадцати базовых расчетных величин.
То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, влечет наложение штрафа на граждан от десяти до пятнадцати, а на должностных лиц – от пятнадцати до двадцати базовых расчетных величин.
Данный закон определяет порядок, формы, требования и условия осуществления просветительской деятельности, круг лиц, которым запрещено осуществлять просветительскую деятельность, и служит устранению существующих проблем и препятствий при осуществлении просветительской деятельности в обществе.
Закон одобрен сенаторами.
Затем сенаторы обсудили также Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
Отмечалось, что в последние годы в стране проводится широкомасштабная работа по дальнейшему совершенствованию правил дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролю за безопасностью дорожного движения.
В частности, созданы правовые основы по совершенствованию системы безопасности дорожного движения, в том числе, повышению культуры соблюдения водителями и пешеходами правил дорожного движения, полной цифровизации организации дорожного движения.
В результате за 6 месяцев текущего года общее количество дорожно-транспортных происшествий в республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 7,6 процента, со смертельным исходом – на 1,1 процента, случаев телесных повреждений – на 9,2 процента.
Обсужденным законом вносятся изменения в Кодекс об административной ответственности в целях решения системных проблем обеспечения безопасности дорожного движения и создания удобств для населения, а также формирования уважительного отношения к законам.
Статья 171 Кодекса об административной ответственности дополняется частью шестой. В данную статью вводится новая норма, связанная с своевременным уведомлением гражданина о выявленных нарушениях средствами фото- и видеофиксации и принятием мер.
При этом устанавливается, что сведение о нарушении правил дорожного движения направляется в Службу безопасности дорожного движения в течение 48 часов, в противном случае водитель не привлекается к административной ответственности.
Сегодня имеются случаи, когда транспортные средства скорой медицинской помощи и пожарно-спасательных подразделений двигаются с большой скоростью или без соблюдения дорожных знаков в целях обеспечения немедленного оказания неотложной медицинской помощи и услуг пожарно-спасательных подразделений нашим гражданам, нуждающимся в такой помощи и услугах.
Такие случаи, в свою очередь, фиксируются автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации.
Статьей 171 Кодекса об административной ответственности установлено, что в случаях возникновения вышеуказанной ситуации дело об административном правонарушении прекращается в соответствии со статьей 271 КоАО при предъявлении службами скорой медицинской помощи и пожарно-спасательных подразделений документов, удостоверяющих выполнение неотложных служебных заданий.
Обсужденным законом на основании изменений, вносимых в практику, отменяется требование о предъявлении документов, удостоверяющих выполнение неотложных служебных заданий транспортными средствами скорой медицинской помощи и пожарно-спасательных подразделений.
Стоит отметить, что в ходе рейдовых мероприятий, проведенных в Ташкенте с июня 2023 года, выявлено более 200 нарушений правил дорожного движения водителями индивидуальных транспортных средств.
По этой причине устанавливается административная ответственность за совершение правонарушений с использованием скутеров, индивидуальных транспортных средств, в том числе за управление скутерами, мопедами, велосипедами и гужевой повозкой, а также за перевозку людей водителями средств индивидуального передвижения и скутеров.
Законом отменяется полномочие сотрудников дорожно-патрульной службы, позволяющее им наложить на месте штраф на нарушителя в случае выявления нарушения правил дорожного движения во время несения службы.
Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах, сегодня все еще остается высоким число дорожно-транспортных происшествий, связанных с грузовыми автомобилями, и, как следствие, остается высоким и количество погибших и получивших телесные повреждения граждан.
В Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 12 апреля 2022 года № 172 грузовым автомобилям разрешалось занимать крайнюю левую полосу движения только для поворота налево или разворота, а в других случаях движение по левой полосе было запрещено.
Поскольку в действующим законодательстве не установлены штрафы за это нарушение, в большинстве случаев водители свободно передвигаются по левым полосам движения, что является причиной пробок и аварий на автомобильных дорогах.
Так, за последние 7 месяцев 2024 года в результате 303 дорожно-транспортных происшествий, связанных с грузовыми автомобилями, погибли 108 граждан, 227 получили телесные повреждения.
Принимая это во внимание, законом устанавливается административная ответственность за движение грузовых автомобилей по крайней левой полосе дороги (за исключением разрешенных случаев).
По мнению парламентариев, принятие закона служит обеспечению безопасности движения на дорогах, предупреждению дорожно-транспортных происшествий, а также защите законных интересов граждан.
Закон одобрен сенаторами.
На очередном пленарном заседании Сената активно обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением мер защиты от семейного (бытового) насилия».
Данный закон разработан на основе рекомендации Всемирного банка в целях повышения эффективности мер по предупреждению притеснения и насилия в отношении детей и женщин, улучшения духовно-нравственной атмосферы в семьях.
Отмечалось, что в рамках данных задач в сентябре 2023 года Комитетом Сената Олий Мажлиса по вопросам женщин и гендерного равенства сформирована рабочая группа из числа представителей соответствующих министерств и ведомств.
По данным ВОЗ, каждая третья женщина в мире подвергается физическому притеснению со стороны своего супруга. В 38 процентах случаев смерть в результате притеснения и насилия наступает по вине супруга или проживающего с ним лица.
55,6 процента, то есть 506 из 894 преступлений, связанных с семейным (бытовым) насилием, совершенных в период с 2023 года по май текущего года, прекращены в связи с примирением сторон. По оставшимся 44,4 процента, то есть 388 преступлениям судом вынесены соответствующие приговоры.
Статья 592 Кодекса об административной ответственности и статья 1261 Уголовного кодекса дополняются нормой, устанавливающей ответственность за совершение семейного (бытового) насилия в отношении ребенка. Также вводится порядок подачи заявления о примирении по делам, связанным с семейным (бытовым) насилием, на стадии судебного разбирательства, а не на стадии дознания и предварительного следствия.
То есть устанавливается, что заявление о примирении по делам, связанным с семейным (бытовым) насилием, может быть подано на любой стадии судебного разбирательства, но до того, как суд удаляется в совещательную комнату.
Принятие закона служит всестороннему, полному и объективному рассмотрению уголовных дел, связанных с семейным (бытовым) насилием, дальнейшему увеличению силы положительного воздействия, оказываемого на поведение лица, совершившего притеснение и насилие, повышению эффективности мер по предупреждению притеснения и насилия в отношении детей и женщин, улучшению морально-нравственной среды в семьях, а также улучшению позиции страны в международных индексах, связанных с обеспечением прав женщин.
Закон одобрен сенаторами.
На этом первый день работы пятьдесят седьмого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан