8 июля 2022 года в Ташкенте состоялось двадцать восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие сенаторы, члены правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, которое прошло в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Сначала сенаторы обсудили отчеты Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан по итогам 2021 года и в первом квартале 2022 года.
Отмечалось, что в результате своевременно проведенной в республике фискальной и денежно-кредитной политики темпы роста экономики составили в 2021 году 7,4 процента. В I квартале 2022 года обеспечен рост ВВП на 5,8 процента.
Объем доходов государственного бюджета в 2021 году по сравнению с предыдущим годом вырос почти на 32 трлн сумов. Положительные темпы роста сохранились и в первом квартале текущего года. В I квартале 2022 года доходы государственного бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 8 трлн сумов.
Отмечалось, что на рост доходов государственного бюджета оказало влияние расширение налоговой базы за счет изменения налоговой политики последних лет, проводимых реформ в отраслях экономики.
Обеспечено финансирование расходов государственного бюджета. Так, в 2021 году на содержание и развитие учреждений системы образования, составляющих основную часть социальных расходов, из государственного бюджета направлены средства в размере 39 трлн 641 млрд сумов. Кроме того, в 2021 году на здравоохранение будет выделено на 20 процентов больше средств, чем в 2020 году.
Доходы местных бюджетов в 2021 году по сравнению с первоначальными прогнозными показателями составили 119 процентов, а в первом квартале 2022 года – 112 процентов. Расходы местных бюджетов также исполнены по сравнению с планом на 111 процентов и составили 65,5 трлн сумов.
Члены Сената в процессе обсуждения акцентировали внимание на уровень сбора налогов при исполнении прогноза доходов государственного бюджета, установленного налоговыми и таможенными органами, на вопрос о сокращении налоговой задолженности и излишних выплат.
Отмечены также недостатки в исполнении местных бюджетов и целевом использовании доходов, поступающих сверх установленного прогноза.
Сенаторы также высказали свое отношение и касательно учета общественного мнения за счет перевыполненной к прогнозу части местного бюджета через портал «Открытый бюджет» и подчеркнули необходимость обеспечения прозрачности и широкого участия граждан.
Отмечалось, что допущены недостатки в обеспечении исполнения доходов и расходов государственного бюджета, эффективного и целевого использования средств бюджетных государственных целевых фондов, обращено внимание на такие актуальные вопросы, как допущенные ошибки, принимаемые меры по их предупреждению и решению.
В частности, задолженность (недоимки) перед бюджетом на 1 января 2022 года увеличилась в 1,7 раза по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, налоговая задолженность крупных налогоплательщиков – в 3,5 раза. Из 2 трлн 28 млрд сумов, выделенных на финансирование программ обеспечения населения жильем, освоено лишь 29,5 процента.
Также сенаторы раскритиковали, что государственные заказчики обходят конкурентные методы закупок, заключая прямые контракты в нарушение законодательства. В этой связи даны соответствующие рекомендации о необходимости рассмотрения ответственности работников, допускающих в этом плане недостатки.
Из 7 133 мероприятий финансового контроля, проведенных по соблюдению бюджетной дисциплины и целевому расходованию бюджетных средств, в 5380 или 75 процентах выявлены недостачи в размере 122 млрд 800 млн сумов, 949,3 млрд сумов незаконных расходов.
Не приняты соответствующие решения Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов относительно изменения прогнозных показателей по доходам.
По рассмотренным вопросам приняты соответствующие постановления Сената.
Далее сенаторы рассмотрели Закон «О налоговом консультировании», который направлен на формирование института налоговых консультантов, регулирование отношений в сфере налогового консультирования и создание системы оказания налогоплательщикам квалифицированных услуг по налоговому консультированию.
Законом полномочия по регулированию сферы налогового консультирования передаются Палате налоговых консультантов Узбекистана, которая является общественной организацией.
Устанавливается, что Палата является профессиональным объединением, создаваемым на основе добровольного членства налоговых консультантов, организаций налоговых консультантов, выполняющим функции по развитию и координации деятельности в области налогового консультирования.
В связи с этим Палате налоговых консультантов передаются такие основные функции Министерства финансов, как выдача, переоформление, прекращение действия сертификата налогового консультанта, повышение профессионального уровня налоговых консультантов.
Законом предусмотрено, что при добровольной ликвидации налогоплательщика с годовым оборотом до 1 млрд сумов в течение последних 3 лет заключение по налоговому консультированию, выданное организацией налоговых консультантов, признается налоговыми органами.
Указано, что действие квалификационного сертификата не прекращается для налоговых консультантов, работающих в штате юридических лиц, аудиторских организаций, иных юридических лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, а также по месту основной работы в государственных органах.
Закон расширяет виды услуг налогового консультирования и наделяет налоговых консультантов рядом прав. Так, предоставляется право представлять заключение налогового консультирования в качестве основания в суды и правоохранительные органы при рассмотрении дел, связанных с налоговыми правоотношениями.
Помимо услуг налогового консультирования, организация налоговых консультантов может оказывать такие услуги, как консалтинговые услуги по осуществлению экспортно-импортных операций, анализ, экспертиза и мониторинг инвестиционных проектов.
Закон одобрен сенаторами.
После этого рассмотрен Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
На заседании сенаторами отмечалось, что данный закон служит программным действием по защите населения и регионов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в нашей стране.
В новых нормах закона закреплены осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, их обнародование, оповещение населения о возникновении опасности, конкретные задачи министерств, ведомств и иных организаций и руководство мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций и ряд других аспектов.
Закрепляется, что Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан является специально уполномоченным органом государственного управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В его полномочия входят обеспечение исполнения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разработка планов по прогнозированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Определяется порядок участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации в предупреждении чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.
В частности, они могут участвовать в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данный закон также четко определяет порядок создания государственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и определяет порядок их использования.
Порядок ликвидации, объявления чрезвычайных ситуаций, руководства работами по их ликвидации, полномочия руководителей работ по ликвидации, а также задачи министерств и ведомств (Национальной гвардии, министерств внутренних дел, здравоохранения, иностранных дел, сельского хозяйства, водного хозяйства, строительства, занятости и трудовых отношений и др.) определены в новых отдельных статьях.
Данный закон единогласно одобрен сенаторами.
Затем сенаторы обсудили Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».
Законом устанавливается, что участники специальных экономических зон освобождаются от налога на прибыль на срок от 3 до 10 лет, исходя из объема вложенных ими инвестиций.
В частности, в Налоговый кодекс вносится дополнение, согласно которому освобождаются от уплаты налога на прибыль за инвестиции в размере от 3 млн до 5 млн долларов США сроком на 3 года, в размере от 5 млн до 15 млн долларов США – на 5 лет и в размере от 15 млн долларов США и выше – на 10 лет.
Законом предусмотрено, что будет применяться и остальная часть льготы по налогу на прибыль, которая не была использована участниками особых экономических зон после 1 января 2020 года.
Подчеркивалось, что благодаря принятию закона участники специальной экономической зоны сэкономят 47,9 млрд сумов. В результате увеличатся годовые объемы производства предприятий, будут созданы дополнительные рабочие места.
Закон одобрен сенаторами.
После этого обсужден Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового и таможенного законодательства».
Отмечалось, что в нашей стране благодаря совершенствованию налогово-таможенного законодательства, как и во всех сферах, удалось расширить деятельность физических и юридических лиц, создать для них необходимые условия и возможности.
В целях предоставления дополнительных льгот населению и предпринимателям вносятся соответствующие изменения и дополнения в Налоговый и Таможенный кодексы.
В частности, снижаются ставки акциза на услуги мобильной связи, освобождаются от подоходного налога ежемесячные выплаты до 3 млн сумов, выплачиваемые родителями (усыновителями) за оказание их детям образовательных услуг негосударственными дошкольными образовательными организациями и школами.
Кроме того, устанавливается, что в состав совокупных доходов не включаются доходы, полученные студентами от оказания платных учебных курсов, спортивных кружков и других образовательных услуг, организованных на территории высших образовательных учреждений, установленные законодательством отдельные виды расходов негосударственных дошкольных образовательных организаций и школ, в том числе негосударственных дошкольных образовательных организаций и школ в форме государственно-частного партнерства.
Вместе с тем импорт запасных частей медицинского оборудования и изделий и расходных материалов для медицинских целей по перечням, формируемым в установленном порядке, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.
Для субъектов предпринимательства, осуществляющих розничную торговлю и общественное питание, гостиничные, пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом, техническое обслуживание транспортных средств, компьютерные услуги, ремонт бытовой техники, агро- и ветеринарные услуги, а также развлекательные центры, применяется 1-процентная ставка социального налога.
На заседании сенаторы отметили, что с предоставлением субъектам предпринимательства временных налоговых льгот будет достигнуто развитие сфер услуг, туризма, рынка капитала и медицины, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения.
Принятие закона также способствует совершенствованию налогово-таможенной системы, улучшению предпринимательской среды, что в конечном итоге обеспечит рост доходов населения.
Закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании также рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан об очистке русел рек и укреплении их берегов, негативном воздействии добычи нерудных полезных ископаемых на объекты окружающей среды, водного и дорожного хозяйства.
Правительством разработаны «дорожные карты» по очистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых, бурению скважин подземных вод, их эффективному и рациональному использованию, и в соответствии с ними проделана определенная работа.
В частности, проведены мероприятия по экологическому контролю в целях изучения субъектов предпринимательства, которые занимаются очисткой русел рек водных бассейнов, и распоряжаются нерудными песчано-гравийными месторождениями. В рамках данного мероприятия в отношении 58 лиц, осуществляющих самовольную деятельность и совершивших правонарушения, применены административные штрафы в размере 444 млн сумов.
Наряду с проводимой работой сенаторы остановились на ряде сохраняющихся проблемных вопросов.
Так, отмечалось, что не на должном уровне выполнена работа по установке контрольного устройства (репера) в районах добычи нерудных полезных ископаемых, бетонных свай с указанием приграничных территорий, топографической карты с нанесенными контурами тальвега, поэтапному укреплению берегов и налаживанию маркшейдерского контроля.
В связи с выполнением ответственными министерствами и ведомствами не на должном уровне задач, установленных законодательными актами, в регионах хозяйствующими субъектами незаконно и ненадлежащим образом добывается песчано-гравийная смесь с неопределенных мест.
Это привело к истощению поверхностных и подземных вод, заболачиванию и загрязнению водоохранных зон, деградации берегов, уменьшению флоры прибрежной растительности, сокращению деревьев, а также деградации почв, аварийному состоянию объектов транспортной и гидротехнической инфраструктуры.
В результате расширения русел рек и за счет увеличения испарения и фильтрации воды снижается уровень обеспечения водой сельскохозяйственных посевных площадей и приусадебных участков населения.
Кроме того, на охраняемых территориях рек расположены камнедробильные цеха, сточные воды из которых сбрасываются непосредственно в реку без отстаивания, в результате чего повышается уровень загрязнения речной воды нефтепродуктами, железом и взвешенными и всплывающими веществами.
По итогам обсуждения принято постановление Сената о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров с целью разъяснения этих вопросов.
Затем сенаторы обсудили вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан об исполнении программ локализации в производственной сфере экономики.
На заседании обсуждена работа, осуществленная в 2021 году на основе программы локализации в нашей стране.
В частности, в прошлом году в рамках более 2 тысяч проектов предусмотрено производство продукции на общую сумму 24,4 трлн сумов, реально запущено 1 938 проектов, благодаря которым произведено промышленной продукции на сумму 30,1 трлн сумов. В рамках этих проектов экспортировано 254 вида продукции на сумму 411 млн долларов США, создано более 12 400 новых рабочих мест.
В ходе обсуждений отмечалось, что в рамках реализованных проектов налажено производство таких изделий, как грузовик для перевозки воды, буровой насос, электродвигатели малой мощности, ультразвуковые счетчики воды.
В свою очередь, сенаторы также обратили внимание на некоторые проблемы в обеспечении программы локализации.
Низкий уровень локализации вызывает высокую зависимость от импортного сырья и материалов. Это приводит к росту цен на продукцию, что негативно влияет на покупательную способность населения.
Так, не запущено 115 проектов на сумму 1,9 трлн сумов, включенных в программу локализации на 2021 год, не выполнен план производства местной продукции по 203 проектам.
Не в полной мере обеспечено выполнение планов по локализации АО «Узавтосаноат», Агентства по развитию фармацевтической отрасли, АО «Узмахсусмонтажкурилиш», Ассоциации «Узтукимачиликсаноат», Ассоциации «Узэлтехсаноат», а в разрезе регионов – Хорезмской, Кашкадарьинской, Андижанской, Самаркандской областей.
Кроме этого, выявлены случаи заключения прямых договоров с нарушением законодательства через электронный портал www.cooperation.uz, осуществления закупок по завышенным ценам, продажи на бирже электронной кооперации товаров и импортных товаров неместными субъектами производства.
По итогам обсуждения принято постановление Сената о направлении правительству парламентского запроса об исполнении программ локализации в производственной сфере экономики.
Далее сенаторы обсудили результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан относительно принимаемых мер по обеспечению устойчивого роста объемов экспорта и диверсификации его номенклатуры.
На заседании отмечалось, что правительством проделана значительная работа, направленная на устранение имеющихся проблем и недостатков, препятствующих увеличению объемов экспорта.
В частности, в целях устранения выявленных в связи с парламентским запросом проблем разработаны соответствующие проекты нормативно-правовых актов.
Так, разработан проект постановления Президента Республики Узбекистан «О комплексной систематизации нормативно-правовой базы управления инвестициями и внешнеэкономической деятельностью», направленный на систематизацию законодательства, регулирующего деятельность Министерства инвестиций и внешней торговли.
Благодаря парламентскому запросу приняты меры по предупреждению сбоев в работе единой электронной информационной системы внешнеторговых операций. В частности, программа переведена с устаревших серверов Государственного таможенного комитета на современные высокоскоростные серверы, установленные в Министерстве инвестиций и внешней торговли.
Вместе с тем сенаторы отметили, что в данной сфере сохраняется ряд недостатков, устранение которых будет способствовать дальнейшему увеличению объемов экспорта.
На заседании критически рассмотрены проблемы при внедрении Государственным налоговым комитетом системы возмещения налога на добавленную стоимость предприятиям-экспортерам.
Кроме того, сенаторы подчеркнули необходимость принятия конкретных мер по скорейшему внедрению в Узбекистане современных международных стандартов страховой деятельности и предэкспортного финансирования.
По итогам обсуждений принято соответствующее постановление Сената.
На пленарном заседании Сената также обсуждены результаты парламентского запроса о состоянии обеспечения в стране безопасности автотранспортных средств, оснащенных газовыми баллонами, и исполнении законодательства этой сферы, который был пересмотрен правительством.
В частности, на 196 автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) страны выявлено 1300 недостатков, на 815 станциях недостатки своевременно устранены, временно приостановлена деятельность 70 АГНКС, которые не приняли меры по решению имеющихся проблем.
Вместе с тем по некоторым вопросам, поднятым в парламентском запросе, не были представлены обоснованные ответы. В частности, не в полной мере обеспечено и проигнорировано выполнение требований постановления Кабинета Министров от 11 октября 2017 года № 815.
Сегодня все автобусы марки «MAN A 22 CNG» производства СП ООО «JV MAN Auto-Uzbekistan», оснащенные баллонами со сжатым природным газом-3 и перевозящие пассажиров, обслуживают население без проведения технических испытаний.
Не представлен также четкий ответ относительно создания в тестовых лабораториях необходимых условий для проведения технических испытаний газовых баллонов, установленных на транспортных средствах, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки.
В ходе обсуждения сенаторы отметили, что на уровне правительства не уделено в должной мере внимание стимулированию производства в стране газовых баллонов, отвечающих соответствующим техническим требованиям, безопасность которых полностью гарантирована.
Так, в течение 2020-2022 годов около 70 процентов газовых баллонов, которые были установлены на транспортных средствах и в последующем взорвались, импортированы из Китайской Народной Республики. В нашей стране имеются лишь 3 предприятия по производству газовых баллонов, отвечающих требованиям безопасности.
Кроме того, отмечалось невнимательное отношение Государственного комитета по промышленной безопасности к представлениям, вносимым в ответственные министерства и ведомства в целях обеспечения безопасности. А ответственные работники в правительстве не высказали свое отношение к такому положению дел.
На заседании подчеркивалась необходимость продолжения Кабинетом Министров мер, направленных на устранение проблем, указанных в парламентском запросе.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
Сенаторы обсудили и результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан о состоянии медицинской помощи, оказываемой беременным и женщинам репродуктивного возраста, а также младенцам.
Сенаторы подчеркнули, что проделана определенная работа по вопросам, поднятым в парламентском запросе.
В частности, в течение 2021 года проведен медицинский осмотр 8,8 млн женщин репродуктивного возраста (98,2 процента от общего числа), из них у 3,9 млн (44,3 процента) выявлены экстрагенитальные заболевания. В амбулаторных и стационарных условиях из тех, у которых выявлены заболевания, прошли оздоровление 3,5 млн человек (91,8 процента).
Также в горных, пустынных и труднодоступных селах, расположенных вдали от районных центров, с помощью «Мобильных бригад врачей» проведен медицинский осмотр 658,5 тыс. женщин репродуктивного возраста. В результате у 275, 6 тыс. человек (41,9 процента) были выявлены различные заболевания, почти 94 процента из них прошли курс оздоровления.
Намечено создание единого центра на базе Республиканского центра репродуктивного здоровья населения, Республиканского скринингового центра и Специализированного научно-практического медицинского центра акушерства и гинекологии, а также разработка «дорожных карт» для каждого региона.
Вместе с тем подчеркивалось, что меры по решению некоторых вопросов, указанных сенаторами в парламентском запросе, приняты не в должной мере.
В частности, не разработан конкретный план обеспечения соответствия загруженности родильных учреждений количеству имеющихся в них мест и установленным нормативно-правовым актам.
В ответе на парламентский запрос не даны разъяснения по вопросу обеспечения местными производителями продуктами-заменителями грудного молока для кормления младенцев и детей раннего возраста.
Принято постановление Сената, предусматривающее принятие соответствующего нормативно-правового акта по решению вопросов, поднятых сенаторами в парламентском запросе.
На 28-м пленарном заседании сенаторы также рассмотрели вопросы о внесении изменений в некоторые постановления Сената (Кенгаша Сената) Олий Мажлиса и утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса.
В ходе пленарного заседания сенаторами обсуждены 13 вопросов, в том числе одобрено 4 закона.
На этом двадцать восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан