4 февраля 2022 года в Ташкенте продолжилась работа двадцать третьего пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В пленарном заседании, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, приняли участие члены правительства и руководители ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате, а также представители средств массовой информации.
Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на телеканалах «O‘zbekistоn» и «UzReport», а также на официальном веб-сайте Сената www.senat.uz и его страницах в социальных сетях.
Сначала сенаторы заслушали отчет Кабинета Министров об исполнении Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения».
Ознакомившись с отчетом правительства, сенаторы отметили, что обеспечено выполнение большинства задач Государственной программы.
В частности, из 273 пунктов программы в полной мере выполнены задачи, определенные в 243 пунктах, продлен срок исполнения задач по 5 пунктам, проекты соответствующих документов и предложения по исполнению 20 пунктов внесены в Администрацию Президента Республики Узбекистан, проекты соответствующих документов по исполнению 5 пунктов – в палаты Олий Мажлиса.
В целях обеспечения выполнения задач, определенных в программе, принято 187 нормативно-правовых и иных документов.
Особое внимание уделено дальнейшему укреплению макроэкономической стабильности и сохранению высоких темпов экономического роста. В 2021 году по сравнению с предыдущим годом достигнуто увеличение объема валового внутреннего продукта на 7,4 процента, объем розничного торгового оборота – на 12,0 процента, доходы бюджета исполнены на 164 трлн 700 млрд сумов.
В рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» в полной мере выполнена работа по строительству, ремонту, благоустройству 45 567 объектов в 7 800 селах и махаллях. За счет средств в размере 8 трлн 731 млрд сумов выполнена работа по строительству, реконструкции и ремонту 20 300 км автомобильных дорог, 382 мостов. Благодаря строительству и реконструкции 5 892 км сетей питьевого водоснабжения и 559 сооружений 1 млн 500 тысяч человек впервые обеспечены централизованным питьевым водоснабжением. Уровень централизованного обеспечения питьевой водой вырос с 65,1 процента до 69,7 процента.
Особо отмечалось, что в рамках программы развития социальной и производственной инфраструктуры в полном объеме освоено 23 трлн 500 млрд сумов, сдано в эксплуатацию 2 173 объекта, а также обеспечена занятость более 524 416 человек, включенных в «молодежную тетрадь», проведен медосмотр 32 млн 500 тысяч человек, почти 14 млн наших соотечественников полностью вакцинированы двумя дозами вакцины от коронавирусной инфекции COVID-19.
Охват детей дошкольным образованием в 2021 году достиг 62 процентов, прием выпускников школ в высшие образовательные учреждения по сравнению с 2020 годом увеличился в 1,7 раза. Общий охват молодежи высшим образованием увеличился на 28 процентов, более 170 тысяч юношей и девушек приняты в высшие учебные заведения, что является свидетельством стремительного продолжения реформ в Новом Узбекистане.
Сенаторы отметили, что наряду с проделанной работой по обеспечению исполнения программы имеются и некоторые недостатки.
В частности, несмотря на то, что в программе определена задача предоставления 50 месторождений и перспективных участков для введения в эксплуатацию отечественным и иностранным инвесторам на основе прозрачных механизмов, на практике осуществлена продажа 20 геологических объектов.
Не на должном уровне организована работа в районах и городах по расширению сети махаллинских профессиональных учебных заведений с целью увеличения масштабов обучения профессии, предпринимательству на уровне махаллей безработных граждан, особенно молодежи, женщин, вернувшихся трудовых мигрантов.
Не внедрена система оценки эффективности централизованных инвестиций, управления государственными инвестициями (PIMA), ориентированная на социально-экономические цели.
Недостаточно выполнена задача по созданию «Молодежных промышленных и предпринимательских зон» во всех городах и районах на основе опыта свободных экономических и малых промышленных зон.
Не налажена система внедрения рейтинга субъектов предпринимательства, обеспечивающих приоритет прав потребителей.
Сенаторы отметили, что все намеченные цели будут достигнуты, если в обеспечении выполнения задач Государственной программы деятельность будет осуществляться в тесном сотрудничестве с правительством и членами парламента, средствами массовой информации, являющимися четвертой властью, и широкой общественностью.
По итогам заслушивания отчета, которое прошло оживленно, в форме вопросов и ответов, принято соответствующее постановление Сената.
Также в ходе пленарного заседания заслушана информация заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Ш. Ганиева о внедрении в сельском хозяйстве водосберегающих технологий и эффективности использования выделенных на эти цели средств.
Как отмечалось в информации, в рамках исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2020 года № УП-6024 в 2021 году внедрены водосберегающие технологии на общей площади 515,2 тысячи га, в том числе 197,5 тысячи га капельного орошения. В результате общая площадь земель водосберегающих технологий достигла 917,0 тысячи га, или 20 процентов орошаемой площади.
Всего выделено более 1,1 трлн сумов для выращивания хлопка-сырца за счет широкого внедрения водосберегающих технологий, организации системы капельного орошения, создания новых виноградников и строительства буровых колодцев на 30,4 тысячи га интенсивных садов для обеспечения их водой и внедрения технологий капельного орошения.
Вместе с тем в ходе обсуждения сенаторы указали на наличие ряда проблем при использовании средств, выделенных из Государственного бюджета для возделывания сельскохозяйственных культур, внедрения водосберегающих технологий, организации системы капельного орошения для создания новых виноградников и строительства буровых колодцев, эффективном использовании водных ресурсов и водосберегающих технологий.
В частности, допущены случаи нецелевого использования бюджетных средств в связи с предоставлением со стороны некоторых районных рабочих групп по приему к эксплуатации внедренных водосберегающих технологий и выделению средств субсидий положительных оценок технологиям, находившимся в неисправном состоянии.
Несмотря на то, что при возделывании сельскохозяйственных культур внедрены водосберегающие технологии, допущены случаи орошения земель традиционным методом и нерационального использования воды.
Кроме того, из-за безответственности министерств сельского хозяйства, водного хозяйства, а также территориальных и районных рабочих групп были реализованы 848 проектов водосберегающих технологий, которые не соответствовали техническим требованиям, а строительно-монтажные работы выполнены некачественно.
Оросительные системы пришли в негодное состояние из-за того, что большинство подрядных организаций, занимающихся водосберегающими технологиями при возделывании сельскохозяйственных культур, не в полной мере учитывают различные природно-климатические, почвенные, гидрогеологические и мелиоративные условия регионов, осуществляют строительно-монтажные работы по проектам единых параметров.
Для устранения недостатков, указанных сенаторами, подчеркнута необходимость усиления работы, проводимой Министерством водного хозяйства, Министерством сельского хозяйства и Агентством по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия, Советом Министров Республики Каракалпакстан, областными и районными хокимиятами, по применению современных технологий орошения и обеспечению эффективности выделенных на эти цели бюджетных средств, а также повышения ответственности.
Принято соответствующее постановление Сената, направленное на дальнейшую активизацию работы по внедрению водосберегающих технологий в сельском хозяйстве и освоение средств, выделенных на эти цели, устранение имеющихся недостатков.
Далее заслушана информация министра юстиции о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики государственных органов и организаций в 2021 году.
Как отмечается, в течение 2021 года в министерство поступило 2 554 проекта нормативно-правовых актов для проведения правовой экспертизы. Из них 88 процентов (2 246 ед.) прошли правовую экспертизу, а 12 процентов (308 ед.) возвращены без ее проведения, 640 проектов (28 процентов) возвращены с возражениями.
Также методом регуляторной гильотины пересмотрены и постановления правительства, постановлением Кабинета Министров от 22 февраля 2021 года №87 1 887 постановлений признаны утратившими силу. В результате нормативно-правовая база правительственных актов сократилась на 10 процентов.
Отмечено, что из 101 документа, представленного Агентством по управлению государственными активами, 40 признаны нецелесообразными для принятия. В Министерстве инвестиций и внешней торговли данный показатель составлял 30 из 97, а в Министерстве транспорта – 20 из 56.
Наряду с проведенной работой сенаторами отмечались наличие проблем, ждущих своего решения в сфере нормотворческой деятельности и правоприменительной практики государственных органов и организаций, и необходимость принятия мер по их устранению.
Так, подчеркивалась необходимость повышения эффективности деятельности территориальных государственных органов путем оказания им методической помощи, расширения практического сотрудничества с органом, принявшим нормативный акт.
Важным вопросом при проведении правовой, гендерно-правовой и антикоррупционной экспертиз проектов нормативно-правовых актов министерств и ведомств, органов государственной власти на местах отмечено налаживание сотрудничества с Агентством по противодействию коррупции и другими ведомствами, размещения заключения по каждой экспертизе на официальном веб-сайте министерства.
По мнению сенаторов, необходимо обращение отдельного внимания на вопросы строгого соблюдения Министерством юстиции и его территориальными органами сроков для проведения правовой экспертизы, представленных государственными органами и организациями, а также органами государственной власти на местах проектов, оказания им помощи в исполнении нормативно-правовых актов.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
Затем обсужден вопрос осуществления парламентского контроля за эффективностью работы по созданию в регионах новых рабочих мест.
В ходе заседания отмечалось, что с февраля текущего года внедряется практика критического изучения эффективности проводимой правительством, министерствами, ведомствами и хокимиятами работы по созданию новых рабочих мест, ежемесячной оценки их деятельности.
Отмечалась необходимость осуществления парламентского контроля за проводимой в регионах работой по созданию новых рабочих мест, обеспечению занятости населения, активного участия в этом процессе Сената и местных Кенгашей народных депутатов.
На заседании определено, что Министерством занятости и трудовых отношений ежемесячно будут вноситься в Сенат аналитические данные по выполнению задач, обоснованные предложения по устранению имеющихся проблем.
Сенатом принято соответствующее постановление.
Также в ходе пленарного заседания рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров по вопросам развития национального контента для молодежи и несовершеннолетних во всемирной информационной сети Интернет, культуры их пользования социальными сетями и защиты от вредной информации.
По статистическим данным, в нашей стране 4,7 млн пользователей Facebook, 3,7 млн – Instagram, 288 тыс. – LinkedIn, 18 млн – Telegram, 16,7 млн – «Одноклассников», 51,6 тысячи – Twitter и 2,6 млн – «Вконтакте». Большинство из них составляет молодежь.
Распространяемые через сеть Интернет вредоносная информация, различные деструктивные идеи, зло, подрывающие нравственность, вызывают тревогу у населения.
На сайтах в домене «.UZ» наблюдается размещение (пользователями) материалов или ссылок на другие веб-ресурсы, которые чужды нашему национальному менталитету, оказывающие негативное влияние на сознание, психику, духовно-просветительское воспитание граждан, в том числе молодежи, и могут служить пропаганде безнравственности, разврата, порнографии, жестокости, насилия, азартных игр и игр, основанных на риске.
Кроме того, анализ событий, происходящих в сфере культуры, показывает, что в художественных фильмах, рекламе (в том числе на уличных баннерах), музыке и клипах пропагандируются только деньги, богатство и безнравственность. В некоторых случаях демонстрируются сцены, полностью противоречащие нашей национальной духовности.
Поэтому подчеркивалось, что общей приоритетной задачей является борьба с контентом, пропагандирующим безнравственность и разжигающим религиозную вражду, с онлайн-играми и тотализаторами, предполагающими риск, с веб-ресурсами, не признающими семейные ценности и пропагандирующими деструктивные идеи в обществе, которые могут нанести вред мышлению учащейся молодежи.
На заседании сенаторы приняли постановление о направлении в Кабинет Министров парламентского запроса по вопросам развития национального контента для молодежи и несовершеннолетних во всемирной информационной сети Интернет, культуры их пользования социальными сетями и защиты от вредной информации.
Далее рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров о состоянии обеспечения безопасности автотранспортных средств, оснащенных газовыми баллонами, и исполнении законодательства этой сферы.
В ходе изучений, проведенных Комитетом Сената по вопросам обороны и безопасности, установлен ряд факторов, которые приводят к происшествиям со взрывом транспортных средств, которые оснащены газовыми баллонами.
В частности, подчеркнуто, что из года в год увеличивается число случаев незаконной установки газового оборудования на автотранспортные средства и несвоевременного проведения их технического осмотра. Это приводит к трагическим происшествиям со взрывами транспортных средств.
Так, в 2021 году выявлено 2 928 случаев незаконной (не отвечающей требованиям действующего технического регламента) установки газового оборудования на транспортные средства, что на 61 процент больше, чем в 2020 году.
В 14 случаях произошли взрывы и в двух – сгорели транспортные средства с газовыми баллонами, в результате 9 граждан получили травмы, а 14 погибли.
Участились случаи нарушения установленных требований и порядка наполнения газовых баллонов на автомобильных газозаправочных компрессорных станциях.
Отсутствует действенный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающихся установкой на автомобили и испытаниями соответствующего оборудования. Наблюдаются случаи оформления фиктивных актов о технических испытаниях газовых баллонов.
В частности, в 2021 году 36 юридических и физических лиц незаконно занимались установкой и испытанием газовых баллонов на автотранспортных средствах.
Выявлено, что 16 физических и юридических лиц занимались изготовлением фиктивных актов о технических испытаниях газовых баллонов.
Сенаторы приняли постановление о направлении в правительство парламентского запроса по вышеуказанным вопросам.
Затем на пленарном заседании рассмотрены результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров, о влиянии на окружающую среду и здоровье населения проблем и недостатков, возникающих на канализационных очистных сооружениях.
Отмечалось, что в рамках 5 проектов по улучшению канализационных очистных систем, реализуемых с участием международных финансовых институтов, разработана проектно-сметная документация на 33 объекта и освоены средства на сумму 226,4 млрд сумов.
Для территориальных лабораторий поставлено 8 357 единиц специального оборудования, а также на канализационные очистные сооружения в регионах – биологический ил, богатый живыми микроорганизмами, и вещество «Дефекат».
Отмечалось, что наряду с проделанной работой сохраняются некоторые проблемы.
В частности, при сбросах веществ, образующихся в результате загрязнения состава сточных вод промышленных предприятий, нарушающих технологический регламент работы очистных сооружений, нормативно-правовыми актами не установлен порядок приостановления их деятельности.
Недостаточно внимания уделяется обеспечению сферы специалистами. В высших образовательных учреждениях отсутствуют направления подготовки квалифицированных специалистов и кадров, из-за чего возникают проблемы при проектировании, строительстве, эксплуатации канализационных очистных сооружений и определении их структуры.
Отмечалось, что не на должном уровне приняты меры по обеспечению своевременной оплаты услуг питьевой и канализационной систем собственниками и пользователями жилья.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената, и этот вопрос оставлен на парламентском контроле.
На пленарном заседании обсуждена деятельность Комитета по вопросам молодежи, культуры и спорта в 2020-2021 годах.
При участии представителей ответственных министерств и ведомств, общественных организаций и экспертной группы комитетом предварительно рассмотрены и вынесены на обсуждение пленарного заседания Сената 12 законов, принятых Законодательной палатой и поступивших в Сенат для утверждения.
В рамках контрольно-аналитической деятельности организовано 11 слушаний заместителя Премьер-министра и членов правительства.
Направлено 4 парламентских запроса относительно вопросов, поднятых в обращениях физических и юридических лиц, высказанных в ходе встреч с населением на местах и выездных приемов. Их результаты обсуждались на пленарных заседаниях Сената и комитета.
Изучено исполнение 4 законов и государственных программ в регионах, по результатам которых приняты 7 постановлений комитета и 3 совместных постановления с местными Кенгашами народных депутатов.
На основе новой системы налажена рейтинговая оценка реализации государственной молодежной политики в регионах, разработаны порядок стимулирования и методология рейтинговой оценки руководителей регионов и их заместителей, ответственных за вопросы молодежи, запущена платформа для анализа данных (www.yoshlarportali.uz). Благодаря информации, представленной на платформе, появилась возможность оценить деятельность ответственных руководителей в регионах.
В рамках изучения правоприменительной практики и принятия подзаконных актов проанализировано 8 законов. Обеспечено внесение соответствующих изменений и дополнений в законы «О музеях» и «Об охране и использовании объектов культурного наследия».
Вместе с тем в ходе обсуждения отмечены неиспользованные возможности комитета в сфере молодежи, культуры и спорта.
По итогам обсуждения принято постановление Сената.
Затем обсужден вопрос совершенствования деятельности некоторых комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Как известно, сегодня улучшение экологической ситуации является одной из самых актуальных проблем нашего государства и общества. Во главе с Президентом проведен ряд заседаний и приняты решения по экологическим вопросам, определены пути их решения. Планируется реализовать общенациональный проект «Зеленое пространство». Исходя из этого актуального вопроса определено также совершенствование деятельности Сената в этом плане.
В связи с этим в соответствии со статьей 9 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» внесены изменения в деятельность и специализацию некоторых комитетов Сената.
В частности, учитывая тот факт, что деятельность Комитета Сената по вопросам развития региона Приаралья непосредственно связана с экологическим фактором, а также большой опыт комитета в этом направлении, на него возложено решение всех вопросов, связанных с экологией.
Также из-за того, что в стране проводятся комплексные реформы по развитию сельского и водного хозяйства, продовольственной безопасности, а также сохраняются некоторые системные проблемы, требующие особого внимания в аграрной сфере, подчеркивалась целесообразность сосредоточить деятельность Комитета по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии на вопросах сельского и водного хозяйства.
В связи с этим два комитета переименованы в Комитет по вопросам развития региона Приаралья и экологии и Комитет по вопросам сельского и водного хозяйства.
На основе специализации определены основные задачи комитетов и утверждены соответствующие положения.
Сенаторы утвердили также постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса.
На двадцать третьем пленарном заседании верхней палаты парламента рассмотрено 20 вопросов, в том числе 8 законов.
На этом двадцать третье пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.
В этот же день состоялась пресс-конференция, посвященная итогам двадцать третьего пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Пресс-служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан