29 апреля 2022 года в городе Ташкенте в зале заседаний Сената Олий Мажлиса продолжило свою работу двадцать пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
В заседании, которое прошло в форме видеоконференцсвязи, приняли участие сенаторы, члены правительства, представители министерств и ведомств, а также работники средств массовой информации.
Сначала сенаторы заслушали отчет Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры в 2021 году.
В отчете представлена информация о работе, проделанной органами прокуратуры в 2021 году по обеспечению верховенства закона в стране, укреплению законности и правопорядка, а также о предстоящих задачах.
Отмечалось, что особое внимание уделено выполнению актуальных задач, определенных в социальной сфере, в частности, вопросам социальной защиты населения, обеспечения его занятости, поддержки нуждающихся семей и выведения их из бедности.
В частности, органы прокуратуры способствовали взысканию своевременно не выплаченных заработной платы, пенсий и пособий 4 187 гражданам в размере 7 миллиардов сумов, выявлены хищения таких выплат в размере 29 миллиардов сумов и приняты соответствующие меры.
На новом этапе развития страны приоритетное значение придается безусловному обеспечению исполнения важнейших инвестиционных программ, укреплению законности в сфере государственных закупок. Благодаря принятым мерам сэкономлены средства в размере 1,5 триллиона сумов, предназначенные на проекты, включенные в программы «Обод кишлок», «Обод махалла» и другие.
В свою очередь, сенаторы отметили, что в деятельности органов прокуратуры наряду с позитивной работой имеются некоторые направления, по которым необходимо усилить контроль.
В частности, выявлено 6 462 случая сокрытия преступлений. Все они были зарегистрированы, и в отношении должностных лиц, виновных в умышленном сокрытии преступлений, возбуждено 44 уголовных дела.
Проведено доследственное расследование по 3 028 жалобам и сообщениям о неправомерных действиях сотрудников правоохранительных органов. В результате возбуждено 161 уголовное дело и приняты меры в отношении виновных.
При этом отмечено, что на основе глубокого анализа нарушений закона необходимо представить соответствующим министерствам, ведомствам и организациям заключения и рекомендации о факторах, способствующих совершению данных преступлений.
Сенаторы просили дать объяснение в связи с переносом на 2022 год 453 объектов из 1 728, включенных в программы «Обод кишлок» и «Обод махалла», строительно-ремонтные работы которых должны были быть завершены в 2021 году.
Члены Сената высказали свои предложения по дальнейшему усилению контроля в обсужденных на заседании направлениях, принятию решительных и действенных мер в отношении каждого выявленного нарушения закона.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
Далее парламентарии заслушали отчет Центрального банка Республики Узбекистан о деятельности в 2021 году.
В отчетном году Центральный банк сосредоточил внимание на инструментах денежно-кредитной политики для достижения целевых показателей инфляции, а также принял меры по заблаговременному выявлению и снижению рисков в банковской системе, обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности в стране.
В частности, для достижения к концу года 10 процентов прогнозируемого уровня инфляции основная ставка Центрального банка в течение отчетного года сохранена без изменения на уровне 14 процентов годовых.
В целях обеспечения стабильной и надежной работы банков и платежных систем коммерческим банкам были предоставлены необходимые финансовые ресурсы. На цели финансовой поддержки населения и субъектов предпринимательства направлено 166,7 триллиона сумов, или в 1,3 раза больше кредитов, чем в 2020 году.
Всего на реализацию свыше 436 тысяч проектов по развитию субъектов малого бизнеса, в том числе семейного предпринимательства, финансовой поддержке женского и молодежного предпринимательства выделено кредитных средств на сумму 59,6 триллиона сумов.
Вместе с тем сенаторы дали ряд предложений по активному использованию и совершенствованию инструментов денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности цен и банковской системы, а также непрерывности платежей.
На заседании отмечалось, что для снижения влияния немонетарных факторов на инфляцию и обеспечения стабильности цен на основные продукты питания необходимо тщательно проанализировать причины возникновения каждого фактора и внести предложения в правительство.
Сенаторами также даны рекомендации по внедрению международно признанных стандартов в регулирование деятельности коммерческих банков, повышению финансовой устойчивости банковской системы за счет дальнейшей оптимизации расчета кредитного риска в банках.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
На пленарном заседании Сената также был заслушан отчет Счетной палаты Республики Узбекистан о деятельности в 2021 году.
Основное внимание Счетной палаты уделено исполнению Государственного бюджета, финансированию и результативности государственных и территориальных программ, эффективности инвестиционных проектов, реализуемых за счет государственных заемных средств, сокращению теневой экономики, а также достижению результатов в налоговой и таможенной системах, существующим проблемам, системным нарушениям и недостаткам.
Счетной палатой в 2021 году проведено 60 контрольных мероприятий, оптимизированы и перераспределены на финансирование приоритетных задач незаконные расходы, недостачи и хищения, неэффективные расходы на сумму 338 миллиардов сумов, выделенных за счет Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также расходы свыше 2,1 триллиона сумов.
Счетной палатой проведена систематическая работа по обеспечению полноты доходов бюджета, контролю за эффективным использованием средств местных бюджетов в регионах, устранены выявленные системные недостатки.
Руководствуясь в своей деятельности принципами открытости и гласности, Счетная палата разместила около 60 материалов на официальном сайте, в средствах массовой информации и социальных сетях в целях раннего предупреждения финансовых правонарушений.
На заседании сенаторы подвергли критике нецелевое использование средств министерствами строительства, здравоохранения, народного образования и высшего и среднего специального образования.
В частности, при проектировании и выполнении строительно-ремонтных работ объектов, включенных в Инвестиционную программу, в установленный срок не сданы в эксплуатацию 783 объекта на 5 триллионов сумов.
629 единиц медицинского оборудования на сумму 161,1 миллиарда сумов, приобретенных в рамках проектов, реализуемых в системе здравоохранения за счет иностранных кредитов, хранились на складах без использования от шести месяцев до двух лет.
Члены Сената отметили необходимость установления Счетной палатой особого контроля за своевременным и качественным выполнением поручений по созданию новых рабочих мест.
Отмечалось, что Счетной палате необходимо наладить тесное сотрудничество с Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом в целях своевременного и эффективного выполнения возложенных на нее задач, разработать конкретные планы по совместному контролю бюджетных организаций, получателей бюджетных средств, других государственных органов и организаций.
Также высказаны мнения о том, что в ходе проведения контроля, в том числе в случае выявления признаков коррупционных правонарушений, соответствующие материалы должны быть переданы в правоохранительные органы.
Сенаторы отметили необходимость объединения усилий Счетной палаты и Сената в осуществлении контроля за целевым и эффективным использованием средств Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых фондов и других фондов, созданных в установленном порядке, при анализе нарушений бюджетного законодательства, причин и условий, способствующих этому, в дальнейшем совершенствовании бюджетного законодательства.
Отмеченные проблемы и недостатки критически обсуждены с участием членов правительства, соответствующих министерств и ведомств, ответственных работников в регионах, принято соответствующее решение Сената, которое будет взято на контроль.
После этого члены Сената обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».
Отмечалось, что законом вносится ряд изменений и дополнений в налоговое законодательство.
В частности, пожертвования в Общественный фонд по поддержке детей относятся к расходам, не подлежащим вычету при определении налоговой базы.
Согласно закону на период с 1 января 2022 года по 1 января 2031 года субъекты предпринимательства в сферах местной промышленности, сельского хозяйства и услуг в Муйнакском районе Республики Каракалпакстан уплачивают налог на прибыль, налог с оборота, социальный налог и налог на доходы физических лиц по налоговым ставкам в размере 1 процента.
Также они будут уплачивать налог на имущество юридических лиц, земельный налог с юридических лиц и налог за пользование водными ресурсами по налоговым ставкам в размере 1 процента от суммы, начисленной по данным налогам.
Кроме того, определяется, что на период с 1 февраля 2022 года по 1 января 2025 года субъекты предпринимательства (в том числе субъекты предпринимательства, экспортировавшие через комиссионера (поверенного)), экспортирующие крашеное полотно, крашеную ткань и готовую швейно-трикотажную продукцию, уплачивают социальный налог по налоговой ставке в размере 1 процента.
Стоит отметить, что такая льгота применяется к налогоплательщикам, выручка которых от экспорта крашеного полотна, крашеной ткани и готовой швейно-трикотажной продукции составляет не менее 80 процентов от выручки реализации всех товаров и услуг.
В целях гарантированного обеспечения населения основными видами продуктов питания с 1 мая 2021 года по 31 декабря 2022 года освобождаются от налога на добавленную стоимость ввоз на территорию республики растительного масла, семян подсолнечника и льна, а также соевых бобов, оборот по производству и (или) реализации растительного масла (кроме хлопкового масла).
Вместе с тем устанавливается, что на период с 10 октября 2021 года по 31 декабря 2022 года освобождаются от налога на добавленную стоимость оборот по реализации мяса (говядина, баранина), животных (скот и овцы) в живом виде и продуктов их убоя, картофеля, а также их ввоз на территорию Республики Узбекистан.
Члены Сената одобрили Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».
Затем сенаторы заслушали отчет хокима Андижанской области о работе по всесторонней поддержке, увеличению доходов населения, нуждающегося в социальной защите, сокращению бедности.
В 2021 году объем валового регионального продукта области составил 43,8 триллиона сумов, на душу населения – около 13,6 миллиона сумов. Доля малого бизнеса в объеме валового регионального продукта составила 71,8 процента, на каждую тысячу граждан приходится 13,8 единицы субъектов бизнеса.
Исполнение доходов местного бюджета выполнено в объеме 2 триллионов 159,9 миллиарда сумов, благодаря чему в местный бюджет дополнительно поступили средства в размере 225,4 миллиарда сумов.
Всего по области создано свыше 54 тысяч новых рабочих мест.
В целях покрытия нуждающимся семьям части ипотечных кредитов на приобретение жилья за счет средств Государственного бюджета выплачены субсидии 1,1 тысячи граждан.
Через информационную систему «Единый реестр социальной защиты» более 198 тысячам членов семей выплачены социальные пособия в размере почти 607,5 миллиарда сумов.
Гражданам, включенным в «железную», «женскую» и «молодежную» тетради, оказана материальная помощь на общую сумму 28 миллиардов сумов.
На заседании сенаторами отмечалось, что критически изучена работа, проводимая в области в данном направлении. В ходе изучения выяснилось, что сохраняется ряд проблемных вопросов, ждущих своего решения в таких направлениях, как обеспечение занятости населения, решение его проблем путем работы в разрезе махаллей, улучшение деятельности медико-социальных учреждений. Предварительные результаты изучений были обсуждены на расширенной сессии областного Кенгаша народных депутатов и определены необходимые меры.
На заседании также всесторонне обсуждены вопросы, которые необходимо решить на республиканском уровне.
В частности, отмечалось, что не отвечает требованиям работа по реализации программы занятости в течение 2021 года в разрезе регионов и отраслей, профессиональной подготовке безработных граждан и обеспечению их занятости.
Подчеркивалось, что при приобретении домашних животных и птиц для того, чтобы граждане имели собственный доход, а также при предоставлении кредита на строительство теплицы не учитываются возможности граждан погасить кредиты в будущем. Из-за таких факторов возникают проблемные ситуации с погашением выделенных кредитов.
Отмечалась необходимость повышения ответственности помощников хокима за разработку и обеспечение исполнения «Дорожной карты» по экономическому развитию путем обеспечения занятости населения в каждой махалле, поддержки предпринимательства, определения драйвера махалли.
На закупку лекарственных препаратов за счет средств местного бюджета выделено 84,6 миллиарда сумов, однако в отдельных медицинских учреждениях выделенные средства не были освоены до конца года, что стало причиной недовольства.
По целевому направлению дополнительных источников местного бюджета на социальную сферу в течение 2021 года из дополнительных источников бюджетов районов (городов) в фонд «Гражданская инициатива» не перечислены средства в размере 5,7 миллиарда сумов, в результате чего задерживаются решения 14 проблемных вопросов, волнующих население на протяжении многих лет.
По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената по устранению проблемных вопросов, ждущих своего решения, а также определено установление парламентского контроля за их исполнением.
Рассмотрен также вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса.
В ходе пленарного заседания сенаторы обсудили 21 вопрос, в том числе 10 законов.
На этом двадцать пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан