Ўзбек
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Индекс восприятия коррупции Узбекистан: правовые, социальные и бизнес аспекты
17:22 / 2022-01-25

Республика Узбекистан, активно развивая экономику, стремится к улучшению своего международного имиджа путем совершенствования местного законодательства и институтов, которые занимаются искоренением коррупции. Международный имидж и репутация очень важны для Узбекистана, чтобы стать страной, привлекательной для иностранных инвестиций.

Нынешнее правительство Узбекистана стремится к установлению международного и регионального сотрудничества и партнерства в различных направлениях, включая борьбу с коррупцией и в государственном, и частном секторах. Устанавливается тесное сотрудничество со всемирно признанными международными и неправительственными организациями - Организацией Объединенных Наций, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организацией сотрудничества, неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру TransparencyInternational. 

Современный Узбекистан стремится обеспечить стабильность и повысить конкурентоспособность экономики, так как это важнейшие задачи и условия для удовлетворения требований устойчивого развития. В стране происходят позитивные изменения во многих сферах благодаря эффективной парламентской деятельности и новым политическим и экономическим взглядам правительства. Вместе с тем Узбекистан активно работает над совершенствованием своей законотворческой и правоприменительной практики. 

В Послании ОлийМажлису (24 января 2020 года)Президент Ш.Мирзиёев подчеркивая важность единства и целостности в борьбеи искоренениикоррупции, особо отметил: «Эффективность наших реформ во многом определяют четыре важных фактора - обеспечение верховенства закона, эффективное противодействие коррупции, повышение институционального потенциала и формирование сильных демократических институтов...»

Реформы в области экономики, профилактики преступности и антикоррупционной политики являются показателями динамичной работы страны по достижению целей устойчивого развития ООН. Например, нынешняя политика правительства в рамках сектора правосудия заключается не только в том, чтобы бороться с последствиями нарушений, но и в том, чтобы своевременно уделять серьезное внимание предотвращению незаконных действий. 

Страна постепенно принимает новый курс на борьбу с коррупционными преступлениями и улучшает свой имидж в международных рейтингах. Принятие закона «О противодействии коррупции» в 2017 году стало важным фактором объединения усилий и заинтересованности государственных органов и институтов гражданского общества для начала совместной работы по искоренению коррупции. Тем не менее, все еще существуют некоторые правовые и институциональные проблемы, препятствующие эффективному осуществлению государственной антикоррупционной политики. 

Индекс восприятия коррупции — это международные широкомасштабные данные «измерения коррупции», которые оказывают сильное влияние на имидж любого государства в пределах его охвата. В настоящее время Узбекистан работает над улучшением своей репутации с учетом данных «измерения коррупции».Так, принят указ №5687 Президента Республики Узбекистан «О систематизации мер по улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах» от 03.07.2019, направленный наулучшение положения Республики Узбекистан в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах, включая индекс восприятия коррупции, эффективную координацию деятельности ответственных министерств и ведомств, а также дальнейшее повышение авторитета нашей страны на международной аренe. Указом поддерживаются основные цели второго пункта пятого приоритетного направления «Национальной стратегии развития действий на 2017-2021 годы», принятой указом №4947 Президента Ш.Мирзиёева от 7 февраля 2017 года «Приоритетные направления в реализации сбалансированной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики», которым намечены «укрепление международного имиджа Республики Узбекистан, доведение до мирового сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах».

Указ №5687 oт 03.07.2019 также способствовал созданию Комиссии по координации работы с приоритетными международными рейтингами и индексами. Инициирование работы комиссии основывалось на необходимости повышения эффективности внедрения международных стандартов и признанной политики путем всестороннего пересмотра и совершенствования приоритетных международных рейтингов и индексов, а также систематической координации деятельности, осуществляемой ответственными министерствами и ведомствами. Позиционирование Республики Узбекистан в Индексе восприятия коррупции всегда находится в активной повестке дня заседаний комиссии, которые проводятся не реже одного раза в месяц ирабочей повестки дня Агентства Республики Узбекистан по борьбе с коррупцией.

Совершенствование и реформы в государственном секторе любой страны тесно связаны с надлежащим мониторингом, консультированием и сотрудничеством как с внутренними, так и с внешними соответствующимиорганизациями испециалистами. Оценка уровня прозрачности демократии и прав человека в странах мира проводится несколькими международными гражданскими организациями и движениями. Одной из них является TransparencyInternational - базирующаяся в Берлине неправительственная международная организация, которая создана бывшим региональным директором Всемирного банка Петером Эйгеном в 1993 году.

Transparency international признан институтом «измерения коррупции», который наблюдает и отмечает уровень коррупции в обществах. С 1995 года TransparencyInternational совместно с Интернет-центром исследований коррупции при Университете Пассау в Германии проанализировали уровень восприятия коррупции в более чем 180 странах мира. Основная задача TransparencyInternational - оценка и систематизация измерения коррупции в странах и ежегодная публикацияполученных результатов (CPI). Эта организация также публикуетБарометр глобальнойкоррупции,Глобальный отчет о коррупциииИндекс взяткодателей.

Ежегодное социологическое исследованиеБарометр глобальной коррупции задействован в 2003 году и,будучи единственным в мире опросом общественного мнения о коррупции, проводится для выяснения уровня восприятия коррупции, мнений десятков тысяч сталкивающихся с коррупцией людей и учета практического опыта столкновения с коррупцией. 

Глобальный отчет о коррупции является флагманским изданием TransparencyInternational, в котором используется опыт антикоррупционного движения для решения конкретной проблемы или сектора коррупции. Например, Глобальный отчет о коррупции в сфере образования состоит из более чем 70 статей экспертов о коррупции в сфере образования.

Еще одной важной частью сферы деятельности TransparencyInternational является публикация Индекса взяткодателей, который ранжирует крупнейшие экономики мира в соответствии с предполагаемой вероятностью того, что компании из этих стран будут платить взятки за рубежом. Он основан на взглядах руководителей предприятий, отраженных в опросе взяткодателейTransparencyInternational.

Индекс восприятия коррупции (или ИВК) оценивает и ранжирует страны (или регионы) на основе того, насколько коррумпированным является государственный сектор. Это составной индекс, объединяющий 13 опросов и оценок коррупции, собранных различными авторитетными учреждениями. ИВК является наиболее широко используемым показателем коррупции во всем мире. Кроме того, Индекс восприятия коррупции остается наиболее применимым и популярным индексом, независимо от существования научных аргументов, утверждающих, что ИВК политизирован и применяет неоправданную и непрактичную методологию стандартизации. 

Респонденты, представляющие иностранные компании в рамках исследовательского проекта Марии Кюри H2020 по центрально-азиатскому праву (№ 870647), проводимого Академией Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан и Лундским университетом в Швеции, поделились опытом инвестирования и пошаговым изучением начала ведения бизнеса в Узбекистане. Одним из первых шагов было чтение и анализ отчетов о прозрачности и управлении в Узбекистане. Индекс восприятия коррупции был самым популярным документом, на который можно было положиться большинству респондентов. Перед инвестированием в рынки Центральной Азии для комплексного охвата территории иностранными компаниями рассматривался и один из самых популярных рейтингов - Индекс восприятия коррупции (ИВК). Для лучшего понимания популярности этого рейтинга далее представляем анализ философии и методологической основы ИВК. 

Международные рейтинги TransparencyInternational, FreedomHouse, Всемирного банка, Фонда Бертельсманна и Всемирного экономического форума измеряют уровень восприятия коррупции и прозрачности в различных государственных и частных секторах путем стандартизации. По мнению экспертов TransparencyInternational, метод стандартизации позволяет выявить наиболее коррумпированные сферы государственного управления и институтов. Индекс восприятия коррупции TransparencyInternational признан «индексом первого поколения», который применяет различные инструментальные и статистические методы для измерения коррупции по ее восприятию в обществе. Эти разнообразные методы гарантируют ИВК лидирующие позиции среди мировых индексов оценки коррупции и аналитического наблюдения.

Метод стандартизации, применяемый TransparencyInternational, пересчитывает исходные оценки из различных других показателей и стандартизирует их по шкале от 0 как наиболее коррумпированные до 100 как наименьшие. Вышеупомянутые источники анализируют практически все политические и социальные аспекты, реформы, вызовы, верховенство закона, экономическую стабильность государства и процесс оценки остается всеобъемлющим и «крупномасштабным». Кроме того, Фонд Бертельсманна, являющийся одним из основныхисточников данных Индекса восприятия коррупции, критически рассматривает конфликты интересов в государственном и частном секторах, которые могут создать дополнительные мотивы для дальнейших коррупционных схем. Эксперты Фонда в основном собирают информацию из открытых источников и ссылаются на результаты обследования, целью которых является сбор данных от отдельных экспертов или представителей частного сектора. 

Тем не менее, некоторые ученые-юристы считают, что рейтинги не иллюстрируют измерение «коррупции», а просто стандартизируют мысли и представления людей о коррупции. Рейтинги и индексы, связанные с коррупцией, косвенно и непосредственно влияют на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и деловую привлекательность развивающихся государств. Некоторыеученые-юристы спорят об обоснованности методологии восприятия коррупции TransparencyInternational.Любая сложная система управления нуждается в особой форме контроля, которая опирается на измеренные показатели эффективности и администрирование по целям. Отсутствие точной формулы «измерения» для оценки уровня коррупции ставит под сомнение полноту методологии, применяемой ТИ для составления своих отчетов и индексов. Большинство субпоказателей источников ИВК сосредоточены на уровне вопросов государственного управления, прозрачности деятельности государственного сектора, эффективном управлении и терпимости к коррупции. Сложность и разнообразие источников, применяемых ТИ для создания ИВК, затрудняют или даже делают процесс измерения коррупции неясным. 

Несмотря на критику методологии TransparencyInternational, Узбекистан стремится улучшить свои позиции поИВК, потому что этот рейтинг по-прежнему сохраняет свою популярность среди бизнес-сообществ. Но метод стандартизации, отслеживающий прогресс всех стран, таков, что одновременный прогресс в антикоррупционном секторе в нескольких развивающихся странах все еще может влиять на позицию Узбекистана по индексу. Таким образом, получить высокие позиции в ИВК довольно сложно, независимо от прогресса, достигнутого государством за короткий период из-за субъективности анализа прогресса и метода стандартизации. 

Первые данные об Узбекистане в Индексе восприятия коррупции были опубликованы в 1999 году и были основаны на опросах из четырех источников. В отдельные годы страна лидировала в Центрально-Азиатском регионе по Индексу. Но Узбекистан начал получать низкие баллы и, соответственно, более низкие позиции по ИВК из-за увеличения числа опросов и источников. В 2014 году страна набрала 18 баллов из 100 по масштабируемой вычислительной системе. Этот балл обеспечил Узбекистану166 местосреди 175 стран, и республика была признанавторой страной Центральной Азии по величине восприятия коррупции и коррумпированности государственного сектора после Туркменистана, который получил 17 баллов в 2014 году. Наиболее важные данные, на которые опиралась TI для измерения уровня восприятия коррупции в Узбекистане в 2014 году, были представлены Всемирным банком WorldwideGovernanceIndicators, где страна показала плохие результаты по всем шести основным измерениям оцениваемого управления, а именно:

  1. Голос и подотчетность 
  2. Политическая стабильность и отсутствие насилия 
  3. Эффективность правительства 
  4. Нормативное качество 
  5. Верховенство права
  6. Борьба с коррупцией (Мартини, 2015) 

В настоящее время,согласно индексувосприятия коррупции 2020, опубликованному TransparencyInternational,Узбекистан с 26  балламинаходится на 146 месте среди 180 стран. По сравнению с  2012 годом Узбекистан увеличил свое позиционирование на  9 позиций.

TransparencyInternational в основном оценивает институциональные и правовые антикоррупционные рамки; кроме того, в нем критически оцениваются более коррупционные государственные сектора, такие как здравоохранение, безопасность и оборона, образование, государственное управление и сельское хозяйство. Различные международные индексы, включая ИВК, всегда стараются оставаться «объективными» во время процессов сбора, анализа и ранжирования данных, и именно поэтому предприятия рассматривают их как надежный источник информации для анализа рисков инвестиционного направления.

Проблемы коррупции и неспособность обеспечить прозрачность можно рассматривать как симптомы более широкой проблемы. Доверие как власти, так и граждан политическим процессам считается главным императивом повышения прозрачности и демократии в государстве. Привлечение государственных должностных лиц к ответственности за принимаемые ими решения и их действия может быть достигнуто только путем обеспечения большей прозрачности и открытости в государственном секторе. В этом отношении демократические процессы являются успешными только тогда, когда правительство обеспечивает прозрачность в своем государственном секторе и позволяет всем гражданам активно участвовать в процессе принятия решений по политике или законам, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь общества. Следовательно, важными аспектами прозрачности в государственном секторе являются возможность отслеживать и контролировать действия правительства и обеспечивать прямой общественный контроль за процессами реализации государственной политики. Прямой общественный контроль в контексте прозрачности означает непосредственное участие граждан в процессе принятия и реализации политических решений, а не косвенный мониторинг через представителей, результаты которых вытекают только из демократических ценностей. 

В государственном секторе, чем больше прозрачности в денежно-кредитной информации, тем лучше будет инвестиционный климат в бизнесе и общий образ жизни общества. Актуальная, общедоступная информация привлекает должностных лиц и предприятияк ответственности. Кроме того, эта информация позволяет людям отслеживать бизнес-транзакции и следить за тем, чтобы не происходили незаконные схемы, такие как отмывание денег. Общедоступные документы, касающиеся денежных вопросов, обеспечивают соблюдение бизнесом законов, позволяют проводить аудиты более эффективно и, как следствие, делают людей более склонными доверять предприятиям и государственным должностным лицам, когда есть данные, которые могут быть использованы в качестве доказательства. 

В контексте европейского законодательства, например, цели государственных закупок положительно воспринимаются и поддерживаются большинством населения государств-членов ЕС. Опрос Евробарометра (2011) показывает масштабную поддержку стандартов закупок ЕС в борьбе с коррупцией и фаворитизмом. Проведенные исследования и их результаты наглядно демонстрируют осведомленность и понимание общественностью важности открытости рынка закупок для усиления конкуренции (EuropeanCommissionInternalMarketandServices, 2011). Усиление конкуренции, меньшее количество исключений для прямых контрактов и информирование общественности приводят к повышению доверия граждан и частного сектора к государственной политике. Феномен доверия является одним из основных сегментов, на которые можно положиться при ранжировании позиции страны по различным показателям демократии и прозрачности, включая Индекс восприятия коррупции. 

По мнению представителей местного бизнеса, работающих в строительном секторе, Узбекистан выиграет от внедрения системы электронных закупок на основе блокчейна. Следовательно, расширение электронных форм закупок имеет важное значение для Узбекистана в создании безопасной и прозрачной платформы для государственных закупок (Всемирный банк, 2017 г.). 

Действительно, например, Южная Корея, как стратегический партнер Узбекистана в различных сферах, испытала на себе, как взаимодействие Министерства финансов, Казначейства, центра государственного обслуживания «Единое окно», таможенных и налоговых органов, банков и различных страховых организаций в одном электронном портале закупок путем организации упрощенных закупок, ускорения процессов регистрации и быстрых способов оплаты привлекает субъекты как государственного, так и частного секторов к онлайн  функционированию и обеспечивает прозрачность в вопросе закупок. 

Восприятие коррупции взаимосвязано с социальными нормами и культурой узбекского народа. В этнографическом исследовании, проведенном в Ферганской долине Узбекистана в 2014 году, упоминается, что местные жители различают «плохую и «хорошую» коррупцию в собственном социальном понимании.

В целом, ИВКTransparencyInternational остается популярным индексом, оказывающим сильное влияние на инвестиционный и деловой климат стран, поэтому Узбекистан также принимает новые законы и указы, реализует антикоррупционнуюполитику, направленные на поддержку позиции страны и повышение индекса для привлечения большего количества иностранных инвесторов и бизнеса. 

Толибжон Мустафоев,

Независимый cоискатель Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан