Одной из ста целей, обозначенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, является формирование в обществе непримиримого отношения к коррупции.
– Чтобы в полной мере этого добиться, необходимо устранить коррупционные факторы, - говорит заместитель министра юстиции Худоёр Мелиев. - Пока нормативные правовые документы открывают путь коррупции, этот порок невозможно полностью искоренить. Поэтому Министерством юстиции совместно с соответствующими министерствами и ведомствами проведена антикоррупционная экспертиза более 800 нормативно-правовых документов, регулирующих повседневную жизнь населения и субъектов предпринимательства.
В 224 (28 процентов) документах выявлено более 650 коррупционных факторов. Для их устранения разработаны соответствующие меры.
Основная часть выявленных факторов, потенциально способствующих коррупции, связана с наличием противоречий в документах, широтой дискреционных полномочий, отсутствием или неполнотой административных процедур, приведением расплывчатых и необоснованных ссылок.
В целях координации деятельности государственных органов в данной сфере и оказания методической помощи Министерством юстиции были организованы пропагандистская работа, проведены конференции, семинары и брифинги. Повышены знания и навыки более ста сотрудников свыше 40 министерств и ведомств, органов местного самоуправления.
В результате в первом полугодии текущего года Агентством по управлению государственными активами выявлено 57 коррупционных факторов в 27 документах, Министерством сельского хозяйства – 40 коррупционных факторов в 40 документах, Антимонопольным комитетом – 37 коррупционных факторов в 11 документах, Государственным налоговым комитетом – 37 коррупционных факторов в 25 документах. Даны аргументированные предложения по их устранению.
В целях системного проведения работы в данном направлении в начале 2022 года утвержден план проведения антикоррупционной экспертизы около 2000 правовых документов по сферам с наиболее высокими рисками коррупции.
Большинство этих документов были связаны со сферами предпринимательства и экономики, финансов, кредитования и банками, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом, социальным обеспечением и страхованием, а также с социальной защитой.
Еще одной важной задачей, возложенной на Министерство юстиции, является антикоррупционная экспертиза проектов законодательных актов. С 24 февраля 2021 года введен новый порядок проведения антикоррупционной экспертизы – налажена практика заполнения разработчиком чек-листа.
В результате появилась возможность контроля за практикой проведения антикоррупционной экспертизы проектов документов государственных органов и оказания адресной методической помощи.
В частности, в 2021 году на предмет коррупции было проверено 1820 проектов документов. В 39 процентах проектов не был заполнен чек-лист. В 13 процентах проектов выявлено 405 коррупционных факторов и внесены соответствующие предложения по их устранению.
Следует отметить, что государственные органы и организации до сих пор поверхностно подходят к деятельности по антикоррупционной экспертизе законопроектов.
На основании возложенных Президентом на Министерство юстиции обязанностей и полномочий по координации работы в данной сфере предпринимаются соответствующие меры воздействия в отношении государственных органов и организаций, не соблюдающих установленные требования.
При этом следует отметить, что в соответствии с Национальной стратегией внедряется система идентификации физических лиц Mobile-ID. Теперь для получения 38 видов услуг на Едином портале интерактивных государственных услуг не требуется подтверждение электронной цифровой подписью.
В заключение можно сказать, что Узбекистан вышел на этап практической работы в сфере борьбы с коррупцией, этот процесс будет непрерывно продолжаться.
Н.Абдураимова, УзА