English
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
“Гурунг”
15:10 / 2020-07-24

Известному журналисту, члену Союза кинематографистов Узбекистана Аъло Максумовичу Ходжаеву - 80 лет.


Известному журналисту, члену Союза кинематографистов Узбекистана Аъло Максумовичу Ходжаеву - 80 лет.

- Гласность есть гласность. И благо, что сейчас есть интернет. Наверняка Вы видите, слышите, слушаете тех, которые величают себя оппозицией. Ваше отношение к оппозиции, как партийного, государственного деятеля, как аксакала узбекской журналистики?

– Конечно, нетерпима и ничем не объяснима, не оправдана оппозиция военная, оппозиция, связанная с кровью людей. Такую оппозицию я никогда не принимал и не приемлю. Я считаю это “заблудшие овцы” или просто враги собственного народа, которые ради того, чтобы себя возвеличить, показать, какие они оригинальные, какие они мыслящие, идут на все... Конечно, я категорически против тако

й оппозиции. Но в то же время, без оппозиции – позитивной, гражданственной, без того, чтобы люди могли говорить, критически высказывать мысли, а недостатков всегда было много и они будут, без этого движения к прогрессу может и не быть. Знаете, при чем это традиционно – интеллигенция идет в эту оппозицию. И молодежь. Молодежь всегда не устраивает настоящее. Ей всегда хочется что-то активизировать, что-то перепроверить, чего-то добиться нового, не имея ни богатого опыта жизненного, ни нужных знаний и так далее. 

Вот, опят-таки, я не могу не отметить, что Шавкат Миромонович начал свою работу с того, что обратился ко всем нашим соотечественникам, к тем, кто уехал по тем или иным причинам, к нашей интеллигенции, к нашим творческим деятелям, к нашим производственникам, с предложением вернуться. И помочь становлению нашей экономики, развитию нового Узбекистана. Это очень дорого стоит. Самые разные люди приходят. Но они не всегда благожелательные на практике. Он-то призывает, а вот чиновники... Иной раз их не устраивает неспокойная жизнь с этими людьми, у которых, может быть, взгляды абсолютно какие-то свободные, новые, которые не хотят мириться с раболепием... Например, в прошлом году здесь был Слет первых посланцев - студентов, которых Узбекистан направил за границу. Сюда прилетела внучка знаменитого нашего композитора Толибжона Садыкова. По-моему ее зовут Азиза. Она уехала в Англию, закончила там учебу. Сейчас живет в Европе. Ее опера идет в Германии. Ее симфонические произведения звучат на площадках Лондона и многих других стран. Она работала практически бок о бок с ведущими композиторами, дирижерами Запада. Когда она приехала, я сказал: “Вы такая знаменитость. Мы даже о Вас не слышали”. Она говорит: “Это не моя вина. Я услышала, что Президент обратился и я готова принять участие. Не все у вас благополучно с музыкой. Особено с классической. И я бы могла внести свой вклад. Но, конечно, не в качестве просто музыканта... У меня там любимая работа. Я там признана, уважаема. Сюда я приехала бы, если б мне предложили возглавить филармонию или какое-либо музыкальное учебное заведение, школу или училище. Я бы с удовольствием взялась. Потому что надо с детства воспитывать ”. Я об этом написал статью. Написал об ее обращении. Но увы. Министерство культуры пока не откликается. Может, даже и не читал, не знает. И вот она уже угасла. Говорит, что, видимо, не нужна, тогда даже и не приедет. Таких множество. Надо действительно открыть ворота для них, двери. Надо действительно добиваться, чтобы они приезжали и эффективно работали. Даже если бы они поработали 5-10 лет здесь, потом снова уехали, допустим, хотя никто такие условия не ставит. Но это надо. Многие уехавшие - это лучшие представители творческой интеллигенции.
Поэтому вопрос об оппозиции у меня такой – надо с ней работать. Если ты чувствуешь, видишь в ней патриотов, поборников преобразований, то надо с ними проводить работу. Они не такие уж дураки, чторбы отказываться от протянутой руки. Но если это заклятые враги, которые идут на все, лишь бы взбудоражить нас, на поводу у религиозных фанатиков, которых никак не устраивает спокойная, счастливая жизнь нашего сегодняшнего Узбекистана... Поэтому они, видимо, и стараются уколоть Президента, брюзжат. Есть такие, которые себя так ведут только для того, чтобы себя показать, издают непонятные сайты и учат кого надо привлекать, кого надо наказывать... Ну, это просто смешно и глупо, на мой взгляд...

АБДУХАЛИКОВ - Аъло Максумович, после долгой, я бы сказал, тяжелой паузы, Узбекистан заговорил. Говорят и пишут много об Узбекистане. Одновременно в продолжение той же темы – бывают призывы к откровенному сопротивлению. Опять-таки Ваше отношение вот к таким радикальным явлениям? 

– Я, в приниципе, уже высказался. Абсолютно однозначная позиция – радикализм приводит только к бедам. То, что мы видим сейчас в старанх Ближнего Востока, во многих других странах, ранее очень спокойных. Таких как Тунис, например, Алжир, Сирия, Ливия. Страны с очень высоким уровнем жизни. Весь этот фанатизм привел к тому, что сейчас там разруха, слезы, кровь, неизвестное будущее. Ну, тут “постарались” кое-какие великие державы. Свержение власти – это не выход. Я далек от этого.

Однажды, будучи в Америке, я встретился с одним узбеком, семья которого давным-давно, в 30-е годы приехала в Афганистан, потом в Турцию, потом в Америку. Он сначала работал шофером. Сейчас у него свой парк. Ну вот с ним просто разговорились. И он говорит: “Вы знаете, всякая власть от Бога! Например, когда я приеду в Ташкент, проезжавая мимо вашего ЦК (тогда еще было ЦК, прим. Ходжаева), я поклонюсь Президенту. Это не случайно – значсит так Богу было угодно”. Может быть, это крайняя мера. Так что нельзя абсолютизировать, но уважать власть надо. Единственное - надо видеть, насколько устремления этой власти чисты, насколько она заинтересована в возрождении Узбекистана. Не на словах. Надо любить не себя в Узбекистане, а Узбекистан в себе. Вот тогда все можно будет сделать. Все, что есть в силах. Чтоб не допускать грубых ошибок. 

Поэтому мое отношение к этим так называемым “ура” патриотам резко отрицательное. Не дай Бог, если у нас начнутся какие-то кровавые волнения. Для меня жизнь моих детей и внуков в тысячи раз дороже, чем их пресловутые выдуманные какие-то идеи.

Оппозиция. Тут по-разному складываются дела. Очень по-разному. Я полагаю, что все-таки политика нашего Президента оправдана, он делает ставку не на том, чтобы главенствовать над всем, он дает большую власть не только парламенту нашему, не только нашим хокимам, министерствам, но и на самом низовом уровне. Махалли, комитеты – это и есть те “фонарики”, которые по всей стране объединяют людей и которые сами на местах решают вопросы. 

Оппозиция должна иметь позитивные мотивы не для того, чтобы кого-то из своей среды выделить, чтобы он стал завтра Президентом или Премьер-министром. А для того, чтоб все и вся - во имя народа.

Настоящая память – это глубокое знание прошлого. Это – широкое знание настоящего. И это - высокое понимание будущего. Вот этими постулатами должна руководствоваться любая политическая организация, если она действительно хочет быть действенной и приемлемой для народа. Надо помнить прошлое. У Узбекистана великое прошлое. Мы можем им гордиться. Но, будем откровенны, далеко не всегда. Да, после Амира Темура, после так называемого “среднеазиатского ренесанса” (оно было, это явление мировое), которое связано с мировыми именами Аль Бухари, Аль Хоразми, Фараби – это гении, творения которых мы чтим. Но после этого... Прямо скажем, были столетия абсолютного почти забвения, никакого духовного роста. Все более-менее такое искреннее, талантливое пресекалось, убивалось. Командовали только ханы, их приблеженные. Они упивались властью, а народ страдал. Это не выдумано. Так и было. Не только в пьесах Хамзы и романах Айбека... Это действительно было. Нодира, Увайси жили и творили в страшных условиях. Они жили только вопреки всему тому, что было вокруг. Вопреки. Не при поддержке... Англия (Великобритания), которая тоже завоевала себе полностью Восток и Азию Никак не смогла тогда завоевать Афганистан. Я просто был в Афганистане, Индии. Знаю разницу между богатыми и бедными. Это “наследие” только только начинает исправляться. 

А у нас, все-таки, была возможность и появления джадидизма, тот же Хамза, но какой скачок в культуре, в самосознании появился у узбекского народа. Появился не только профессиональный театр, профессиональная музыка, литература и т.д. Появилось новое дуновение. Да, наверное, совершались какие-то ошибки, которые кто-то простить не хочет. Но это было явление, далеко выходящее за рамки Узбекистана. Поэтому его вспоминают и всегда все воспринимают очень доброжелательно, когда говорят, что и театр имени Хамзы, премии имени Хамзы, Хамзабад...

Поэтому память должна быть очень конструктивной. Надо смотреть широко вокруг. Что на самом деле происходит. Как происходит. Есть ли успехи. Надо очень высоко думать о будущем. Надо смотреть наверх. Конечно замечать, что под ногами. И в то же время идти к небу, в будущее. Тогда жизнь, рано или поздно, постепенно будет выстраиваться. Я надеюсь... 

- Аъло Максумович, В Москве в Академии Общественных наук Вы защитили кандидатскую диссертацию на тему, её я прочитаю полностью: «Культурный обмен в современных условиях: теоретические и методологические проблемы». Вы являетесь специалистом по международному культурному обмену, скажите, как у нас на Ваш взгляд, обстоят дела в этом плане, особенно сегодня, когда мы говорим о новом Узбекистане. Какие успехи в этом плане у нас, есть ли проблемы и если есть, то как их решать?

(ответ в видео варианте интервью)

- Аъло Махсумолвич, у Вас почтенный возраст, 80 лет. Аллоҳ бизга ҳам насиб этсин? Скажите, с олимпа Вашего возраста, что для Вас значит понятие вечность?

(ответ в видео варианте интервью)

- Разрешите, поблагодарить и пожелать Вам крепкого здоровья и долгих лет спокойной жизни. Спасибо.