French
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Грамотными не рождаются, грамотными становятся
17:40 / 2022-09-08

Во всем мире большую работу в сфере неформального образования проводят неправительственные организации. Узбекистан не исключение в этом вопросе.

Так, благодаря поддержке со стороны Института международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов (dvvinternational) Научно-исследовательский институт «Махалла ва оила» провел исследование «Обучение и образование взрослых в Узбекистане: актуальное состояние и перспективы развития».

По его итогам был подготовлен отчет, в котором отмечается, что существует высокая потребность в обучении. Среди молодежи 24−33 лет нехватку знаний и навыков ощущают 70,8%, среди людей 34−43 лет – почти 60 %, среди представителей 44–60 лет – около 39 %. При этом у населения мало информации об имеющихся возможностях для образования в негосударственных образовательных учреждениях. 50% респондентов знают о негосударственных образовательных учреждениях и лишь 38% хотели бы обучаться в них.

Отсутствие интереса к неформальному образованию объясняется тем, что диплом государственного образца гарантирует устройство на работу или продвижение по службе, а результаты неформального обучения не имеют официального признания. Также существует нехватка в квалифицированных педагогических кадрах для такой, можно сказать, специфической сферы, как обучение взрослых.

В числе тех, кто занимается их подготовкой в Узбекистане, – Ассоциация преподавателей английского языка Узбекистана и НОУ «Махорат и Менеджмент», которые обеспечивают качество образования и внедряют международные стандарты в образовательный процесс с использованием информационных технологий, осуществляют совершенствование учебных программ и материалов на основе широкого применения современных педагогических технологий и методов обучения.

Организации активно сотрудничают с национальными государственными и негосударственными образовательными учреждениями и реализуют краткосрочные и долгосрочные образовательные проекты совместно друг с другом и с зарубежными партнерами.

Высокий уровень развития образования взрослых существует в Германии, Финляндии, Дании, Южной Корее, Сингапуре. В этих странах для поддержки и стимулирования людей на получение дополнительного образования действуют различные практики. Используются ваучеры на обучение, создаются возможности для посещения курсов в рабочее время с сохранением полного заработка и рабочего места за человеком, выделяются финансовые средства возрастным сотрудникам на переобучение, получение образования через специальную систему МООК – массовые открытые онлайн-курсы т.д.

В любой своей деятельности – общении с окружающими, игре, наблюдении за действиями других, чтении книг, приготовлении пищи, уходе за домашними животными человек приобретает навыки, которые при соответствующих усилиях и практике могут перерасти в квалификацию. Например, кто-то умеет хорошо готовить и украшать блюда; разбирается в ремонте бытовой техники; пишет статьи и рассказы и т.д., но без документального подтверждения качества и соответственного уровня имеющихся навыков они не могут устроиться на официальную работу по этим направлениям.

И здесь на первый план выходит потребность в механизмах оценки и признания результатов неформального и информального обучения, так как решение этого вопроса приведет к повышению занятости трудоспособного населения и в результате – к увеличению производительности, уровня и качества жизни, снижению нагрузки на социальную сферу. Не столь важен путь, каким человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

Признание обучения вне формальных учреждений образования имеет много разновидностей: собеседования, экзамены, тесты, наблюдения за работой. Одна из форм признания результатов обучения это валидация – признание всей палитры компетенций и знаний независимо от времени и места их приобретения. Основная цель валидации неформального и информально обучения – дать возможность всем гражданам подтвердить свои знания, навыки и умения, которые они приобрели вследствие обучения, работы, определенных видов деятельности и собственных усилий. Но важнейшую роль играет оценка. Оценка становится единственным способом обеспечения качества, поскольку сам процесс обучения с трудом поддается контролю. 

В зависимости от уровня формализации в процессе признания оценка может варьироваться от простой фиксации способностей кандидата до полной сертификации. Кроме того, необходим тщательный контроль по соблюдению самих процедур оценки, возможно, путем периодического выборочного контроля. Открытость и доступность всего процесса валидации является одним из важнейших условий в достижении цели – широкого признания ее значимости в решении таких всеобъемлющих задач, как обучение в течение всей жизни, трудоустройство и социальная интеграция.

Хочется обратить внимание, что право на образование на протяжении всей жизни является не только правом, но и необходимостью современного мира. Обеспечение же качественного непрерывного обучения и признание результатов альтернативного образования являются ответственностью государства по отношению и к отдельному гражданину, и к обществу в целом.

Нонна Сафарова,

сотрудник Национального центра 

Республики Узбекистан по правам человека

УзА.