Когда глава нашего государства предложил внести изменения в Основной Закон нашей страны, он обратил особое внимание на необходимость повышения эффективности действующей системы защиты прав человека.
Президент подчеркнул, что в Конституции должны быть отражены вопросы недопущения детского труда, надежной защиты прав лиц с инвалидностью и пожилых людей.
В стране произошли беспрецедентные изменения за последние несколько лет. Приняты признанные на международном уровне законодательные акты, внедрены новые правила и процедуры. Несмотря на то, что действующая Конституция нашей страны гарантирует право каждого на труд, работу в справедливых условиях и не допускает незаконный труд, в ней не уточняется, что запрещен детский, принудительный труд. Именно поэтому на протяжении многих лет при сборе хлопка использовали труд несовершеннолетних, учащихся, представителей разных профессий. В результате этого узбекский хлопок был бойкотирован на мировом рынке, а ведущие мировые компании отказались от его закупки. Это снизило стоимость продукции на мировом рынке. В 2009 году к бойкоту узбекского хлопка, объявленному коалицией «Cotton Campaign», присоединились более 60 крупнейших компаний мира. Позже число международных брендов и ритейлеров, бойкотировавших узбекский хлопок, достигло 331. Это отрицательно сказалось на нашей хлопково-текстильной промышленности и ее экспорте.
10 марта 2022 года международная коалиция «Cotton Campaign» официально объявила о снятии бойкота на узбекский хлопок. Достичь этого было непросто. В первую очередь в Узбекистане были созданы организационные механизмы по борьбе с принудительным и детским трудом, Национальная комиссия по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом. Налажен действенный парламентский и общественный контроль за недопущением принудительного и детского труда, внедрены международные стандарты труда, расширено сотрудничество с международными организациями. Также были созданы законодательные основы ликвидации принудительного и детского труда. В частности, в 2018-2021 годах внесены изменения и дополнения в соответствующие кодексы и законы, усиливающие административную и уголовную ответственность за такие правонарушения, как нарушение требований о недопустимости использования детского труда и административного принуждения к труду. Такие меры, принимаемые в нашей стране, дают свои результаты в искоренении всех форм детского труда. Это подтверждают и международные эксперты.
В 2020 году Международная организация труда совместно с независимыми общественными организациями провела «Мониторинг третьей стороны». Международные эксперты сделали выводы о том, что во время сбора урожая хлопка 2019-2020 годов в Узбекистане вообще не использовали детский труд.
Теперь для того, чтобы повысить эффективность действующей системы защиты прав человека, требуется закрепить в Конституции вопросы недопущения детского труда, надежной защиты прав лиц с инвалидностью и пожилых людей. Эту идею поддерживает наш народ. Нет сомнения, что реализация этой инициативы еще больше повысит эффективность работы в этом направлении. Кроме того, это обеспечит дальнейшее закрепление принципа гуманизма в нашей Конституции, ее соответствие международным документам, отражающим общечеловеческие ценности.
Зарина Исроилова,
и. о. доцента кафедры теории права и государственного управления
Университета мировой экономики и дипломатии,
УзА.