Arabic
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Феруза РАШИДОВА: «Всегда ли коррупция – это только «брать или давать взятку»?»
12:40 / 2021-02-18

Глава нашего государства Шавкат Мирзиёев ведет ожесточенную борьбу с коррупцией. К сожалению, суть этой глубоко укоренившейся проблемы в сознании большинства наших граждан недостаточно изучена.

Об этом и многом другом рассуждает председатель Ассоциации преподавателей английского языка Узбекистана, национальный эксперт Европейского фонда образования, доктор педагогических наук Феруза РАШИДОВА:

– В Узбекистане постепенно все меняется к лучшему, Президентом и правительством принимается много новых указов и постановлений. Согласно этим документам выделяются огромные средства на развитие всех сфер и отраслей. Хочется, чтобы в системе присутствовал и мониторинг результативности полученных знаний или потраченных средств каждого кадра. Например, если кадр прошел курсы по созданию человеческого капитала, желательно, чтобы полученные знания он показал в своем образовательном учреждении. 

В таком случае инспекция по надзору за качеством образования тоже должна быть гибкой и проводить контроль по этому индексу. К сожалению, нам еще предстоит научиться следующему – садиться вместе за круглый стол всем заинтересованным лицам и ведомствам и «выруливать», если можно так сказать, внутренние нормативные документы, которые просто не позволяют готовить специалистов, исходя из требований рынка труда.  

Сейчас у нас в стране уделяется большое внимание решению проблемы коррупции. Коррупция с английского языка переводится как система, не работающая, ржавеющая и тому подобное. Это не всегда взятки, как мы с вами привыкли думать. Коррупцию создает система, которая не работает. Самая большая коррупция в системе образования на данный момент – это институты повышения квалификации, в которых проходят конкретная «зубрежка», заучивание и переписывание дипломных работ, в которых нужно вкладывать бесконечно, но никогда не получить результативность.  

В этой связи необходимо ввести ваучерную систему повышения квалификации кадров, направленную на решение социальных вопросов в школах и даже в вузах, что в конечном итоге приведет к устойчивому развитию нашей страны. Для этого следует привлечь не иностранных специалистов, а именно местных, которые понимают всю систему изнутри.  

Прохождение стажировок или повышение квалификации каждый год по той модели, которой не хватает педагогу или менеджеру, должно быть добровольным. Например, качественное непрерывное образование как система повышения квалификации в форме формального, неформального и информального образования существует в каждой развитой стране, которая строго соблюдает качество образования. Одна из таких стран – Южная Корея, у которой мы, как и у многих других государств, учимся организовывать качественную подготовку кадров. 

Каждый работник системы получает ваучер в размере 200 долларов на каждый год для получения того вида образования, который ему нужен. Для этого корейцы ежегодно приглашают разных специалистов, чтобы организовывать курсы повышения квалификации по различным направлениям. Это свыше 10 тысяч рабочих семинаров от разных профессоров. Все это объявляется в сети в начале учебного года. Кандидаты на получение повышения квалификации или переквалификации сами выбирают, у кого учиться определенному предмету. 

Например, если у кого-то слабо поставлен класс-менеджмент, он берет курсы по класс-менеджменту. У кого-то не совсем получается валидировать процесс оценки, поэтому он берет этот курс, и так далее. Таким образом, среди профессоров идет конкурс, и они тщательно готовятся, чтобы получить статус педагога в институте повышения квалификации. Данная система в силе предоставить:  

постоянно обновляемый материал, который пополнит МООК – массовые открытые онлайн-курсы для всех работников системы образования;

результативность обучаемого;

качественное исследование в области образования и в самих образовательных учреждениях.

В заключение хотелось бы отметить, что мы в силе собрать лучшие части из всего существующего и создать свою модель, базирующуюся на наших вековых общечеловеческих ценностях. Для достижения этой цели наше правительство приняло много обязательств, которые нуждаются в четком механизме регулирования обеспечения их исполнения. Проще назвать это мониторингом. Мониторингом, сопутствующим обучению взрослых в течение всей жизни.

 

Записала Гульрух АБДУЛЛАЕВА,  

УзА