Oʻzbek
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
ФАО продвигает брендинг сельских регионов Узбекистана
16:55 / 2023-05-10

С 1 по 17 мая в Ферганской, Наманганской, Самаркандской и Сырдарьинской областях проводятся тренинги по внедрению устойчивой системы географических указаний в Узбекистане, организованные Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО).

Занятия проходят с участием экспертов ФАО и Министерства юстиции Республики Узбекистан для местных фермеров, предпринимателей и ремесленников. Тренинги организованы в рамках проекта ФАО «Укрепление устойчивых продовольственных систем с помощью географических указаний», который реализуется совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан.

Товары с географическими указаниями – это больше, чем просто товары: за ними стоят история, традиции, самобытность того или иного региона, составляя его уникальное сельскохозяйственное, культурное, кулинарное и гастрономическое наследие. Так, настоящий сыр «Рокфор», согласно географическим указаниям, изготавливается только из овечьего молока и может созреть только в пещерах на территории исторической провинции Руэрг во Франции. Это тот случай, когда продукт служит своеобразной «визитной карточкой» определенной местности. 

В Узбекистане также немало традиционных продуктов, имеющих устойчивую и давнюю репутацию, тесную связь с местом происхождения, традиционными знаниями, особенными технологиями. И поэтому это является составляющей уникального наследия. Каждый регион имеет не один десяток своей «вкусной» гордости, сельхозпродуктов, ремесленных изделий и местных гастрономических блюд. Только в Ферганской долине всем известны риштанская керамика, кувинские гранаты, туракурганская черешня, чустcкие ножи и многое другое. Далеко за пределами Узбекистана славятся самаркандские лепешки, хорезмские дыни, паркентский виноград.

Как показывает мировая практика, применение географических указаний может служить эффективным средством повышения экспортного потенциала регионов и брендинга территорий. Узнаваемость товара влечет за собой растущий спрос на рынке. 

Цель проекта ФАО «Укрепление устойчивых продовольственных систем с помощью географических указаний» - способствовать развитию сельских районов Узбекистана посредством широкого внедрения географических указаний. Это позволит производителям определять маркетинговые стратегии, повышать осведомленность и укреплять взаимную заинтересованность участников рынка, включая официальные органы власти и группы местных производителей.

Согласно Закону Республики Узбекистан «О географических указаниях», который был разработан при участии экспертов ФАО, товары с географическими указаниями в Узбекистане могут получать правовую охрану как объекты интеллектуальной собственности. Всего за год после принятия закона в стране как объекты интеллектуальной собственности зарегистрированы четыре продукта: «Маргиланский адрас», «Маргиланский атлас», «Кокандские ножи» и «Зааминский тандир-гушт». 

- Новая законодательная система защищенных географических указаний в Узбекистане начала приносить свои плоды, - говорит эксперт ФАО по географическим указаниям Сергей Данилов. - Система регистрации географических указаний создана и реализуется. Теперь необходимо всем нам научиться ею пользоваться, чтобы владельцы этой особой интеллектуальной собственности – производители и члены местных сообществ – могли гарантированно получать дополнительные преимущества и стимулы.

Как отметила в ходе тренинга международный эксперт ФАО по географическим указаниям Сертач Докузлу, географические указания становятся важным инструментом развития сельских территорий и поддержки местных сообществ. Они позволяют отличать продукты, которые производятся на определенных территориях и имеют особые свойства, а значит и добавленную ценность для потребителей. 

Представитель Центра интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан Бабур Аббасов подробно остановился на вопросах оформления заявки и процедуре регистрации географических указаний.

Основная задача тренингов заключается в широком информировании производителей о преимуществах использования географических указаний. Эксперты разъясняют, каким образом географические указания могут способствовать повышению доходов фермерских хозяйств, расширению экспорта сельскохозяйственной и другой продовольственной продукции, а также традиционных ремесленных производств. 

В ходе интерактивных сессий участники тренингов учатся составлять первичные документы для регистрации географических указаний для традиционных продуктов своих регионов.

УзА