Arabic
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Европа-Центральная Азия: насколько актуально межрегиональное партнерство?
14:09 / 2024-03-05

История сотрудничества народов Европы и Центральной Азии насчитывает несколько столетий.

В наше время  торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество Центральной Азии со странами Европейского союза укрепляется в рамках двусторонних и многосторонних отношений. Центральная Азия становится центром притяжения ведущих европейских компаний и банков, местом новых экономических возможностей. Это хорошо отражается на примере инвестиционного и технологического сотрудничества, направленного на создание современных промышленных мощностей, внедрение «зеленой» энергетики, развитие «умного» сельского хозяйства, формирование   развитой транспортно-логистической инфраструктуры. Объем торговли между Узбекистаном и Европейским союзом стабильно растет благодаря порядку “GSP+”.

 очередном выпуске проекта «Дипломатический ракурс» вместе с  политологом и преподавателем Университета мировой экономики и дипломатии Кахрамоном Далимовым мы проанализируем возможности межрегионального партнерства  Европы и Центральной Азии,  роль нашей страны в этом, а также перспективу расширения сотрудничества. 

- Насколько актуально межрегиональное партнерство стран Европы и Центральной Азии?

- Региональное сотрудничество между Центральной Азией и Европейским союзом актуально по нескольким причинам, - говорит Кахрамон Далимов. - Во-первых, важно продвигать комплексный процесс поддержки диалога и сотрудничества между пятью странами Центральной Азии. Как отметил глава нашего государства, глобальная и региональная ситуации кардинально изменились, европейские партнёры требуют более активной поддержки интеграционного процесса в Центральной Азии.

Во-вторых, региональное сотрудничество имеет особое значение в развитии энергетики, окружающей среды, климата,  водных ресурсов, социально-экономического партнерства, включая возможность повышения качества образования и исследований, особенно в вопросах региональной безопасности. В этом направлении практическая помощь оказывается в рамках совместных программ ЕС по борьбе с терроризмом, радикализмом и религиозным экстремизмом, организованной преступностью, наркотрафиком и другими общими проблемами, которые осложнились из-за ситуации в Афганистане.

- Как вы оцениваете такое сотрудничество?

- Центральная Азия – один из наиболее быстро развивающихся регионов с благоприятным геополитическим положением. В связи с возрастающей ролью в мировом экономическом процессе возрастает интерес крупнейших стран к нашему региону. Евросоюз пока не является главным партнёром Центральной Азии, в отличие от Китая, России и Соединённых Штатов Америки. 

Особое значение региона отражается и в темпах роста внешней торговли. Лидером в этом отношении является Китай. В 2022 году по сравнению с 2021 годом он практически удвоил товарооборот со странами Центральной Азии и довел его до 70 миллиардов долларов. Такая же ситуация в тот  период была и у ЕС: товарооборот со странами Центральной Азии увеличился с 27 миллиардов долларов до 47 миллиардов долларов.

Конкурировать с Евросоюзом в регионе могут Турция, Япония, Южная Корея и некоторые арабские страны.

Центральная Азия никогда не была в зоне жизненно важных  интересов ЕС или в центре его внешнеполитической повестки дня: впервые она появилась в официальном документе «Стратегия безопасности Евросоюза» лишь в 2003 году.

Центральная Азия важна для Евросоюза прежде всего благодаря своему географическому положению. Наш регион, имеющий удобное геостратегическое расположение, обладает огромным запасом энергоресурсов и высоким потенциалом выхода на рынок.

Экспертное сообщество Центральной Азии выявило несколько проблемных направлений сотрудничества, в том числе то, что ЕС недостаточно знает и учитывает общую характеристику  региона, а также отсутствие полноценной коммуникации ЕС с другими внешними субъектами – Россией, Китаем, Индией. 

На сегодняшний день происходит сближение между нашими регионами. Ярким отражением этого сближения является первый официальный саммит ЕС и пяти стран Центральной Азии, который планируется провести в Узбекистане в апреле. Официальное заявление о многообещающих планах на прошедшей в Брюсселе церемонии закрытия инвестиционного форума Евросоюза для Центральной Азии является еще одним доказательством сближения двух регионов. С начала 2022 года отношения между странами Центральной Азии и ЕС особенно  укрепились. Это отчетливо видно и  по увеличивающемуся  количеству взаимных визитов глав государств и внешнеполитических ведомств. В связи с этим Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель отметил, что ЕС, возможно, не уделял должного внимания развитию взаимосвязей, но совместными усилиями два региона решили исправить этот недостаток.

Мы надеемся, что участие Европейского союза в Центральной Азии будет активизировано во всех сферах.

- Как вы оцениваете усилия на пути  укрепления межрегиональных связей? Имеются ли какие-либо препятствия?

- На мой взгляд, Европейскому союзу необходимо больше учитывать разнообразие и своеобразность  темпов роста в своих отношениях с пятью странами Центральной Азии, признать наличие  и важность других внешних партнеров и проектов в регионе.      Эти два фактора могут стать серьезным препятствием на пути успешной реализации стратегии ЕС в Центральной Азии.

- Какова перспектива дальнейшего расширения и укрепления межрегионального сотрудничества?

- Отношения между Центральной Азией и Европейским союзом важны как для региональной стабильности, так и для экономического развития.        ЕС выражает желание усилить свое влияние в Центральной Азии с целью развития сотрудничества и поддержки стабильности в регионе. Одной из основных инициатив структуры является план действий ЕС-ЦА на 2019-2025 годы, направленный на развитие экономического сотрудничества, укрепление демократии и прав человека, содействие устойчивому развитию.

В долгосрочной перспективе развитие отношений между Центральной Азией и Европейским союзом послужит не только укреплению экономического развития и сотрудничества в разных сферах, но и созданию условий для повышения стабильности и безопасности во всем регионе. Тесное сотрудничество и диалог между странами Центральной Азии и Европейским союзом важны в решении общих проблем, таких как изменение климата, транснациональный терроризм, незаконный оборот наркотиков и борьба с организованной преступностью.

ЕС заинтересован в диверсификации своих поставщиков ресурсов,  а страны Центральной Азии  - в привлечении инвестиций Евросоюза для улучшения своего экономического положения. Эти и другие факторы свидетельствуют о том, что перспектива взаимоотношений имеет долгосрочный стратегический характер.

- Какую роль в этом процессе играет Узбекистан?

- Благодаря правительству Узбекистана в Центральной Азии сформировалась совершенно новая политическая среда. За несколько лет были решены многие проблемы, копившиеся десятилетиями, в решение которых почти никто не верил.

Президент Шавкат Мирзиёев выступил с инициативой наладить открытый, системный и эффективный диалог в формате «Европейский союз-Центральная Азия» во имя стабильности и процветания стран региона. Благодаря государственной  политике главы Узбекистана отношения  с Европейским союзом  вышли на новый качественный уровень.

Беседовал 
Уткир Алимов, 
УзА.