«Нашей первостепенной задачей мы считаем совершенствование деятельности всех звеньев системы образования и воспитания на основе требований сегодняшнего дня», – подобные наставления нашего уважаемого Президента тесно связаны с критериями обеспечения развития страны.
Если родители не уделяют достаточного внимания своим детям, возлагая ответственность за их воспитание на педагогов, ясно, что цель не может быть достигнута.
Поэтому вопрос о сотрудничестве между семьей, махаллей и образовательным учреждением имеет важное значение. Если эта триада не будет действовать сообща, общество погрязнет в «Бермудском треугольнике». В своей методике работы доктор экономических наук, профессор Уктам Умурзаков всегда опирался на это положение.
Судьба страны неразрывно связана с самоотверженными, политически зрелыми, обладающими широким мировоззрением людьми. Депутат Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов, бывший ректор ТИИИМСХ, профессор У.Умурзаков занимался благими делами не только как руководитель вуза или в рамках своих депутатских полномочий, он считал это простым человеческим долгом, велением сердца.
Во время встречи с родителями он часто говорил, что на них возлагается ответственность не меньшая, чем на педагогов, профессоров. Есть такие родители: если у них пропадает ягненок, в поисках его они ходят по соседям, мало того, обращаются во внутренние органы. Но если сын не приходит ночевать, они не переживают, не интересуются, чем же он занимается, сидит ли в интернете или в ночном клубе. Это, конечно, вопиюще.
«Когда речь идет о воспитании молодого поколения, очень хотелось бы, чтобы вступающие в самостоятельную жизнь юноши и девушки следовали следующим высказываниям нашего прадеда Абдурауфа Фитрата», – отмечал Президент нашей страны.
«Стремление народа к конкретной цели, его благополучие и счастье, завоевание авторитета, станет ли он завоевателем или слабым и окажется в плачевном состоянии, погрязнет ли в болоте несчастья, останется ли без внимания, в подчиненном положении, рабом или пленником, зависит от полученного в детстве воспитания от своих родителей».
Вот в чем корень вопроса. Поэтому Уктам Умурзаков стремился к большему общению с молодежью, приобщению к их проблемам, оказанию помощи в их решении.
Мы, его наследники, всегда должны помнить его заветы. При этом необходимо уделять внимание работе с неорганизованной молодежью. В основе таких действий важную роль играет эффективность воспитания, его качество и результативность. Под руководством наставника была успешно налажена систематизация в сфере высшего образования, которое становится все более конкурентоспособным в нынешних условиях глобализации. В соответствии с требованиями времени на основе непрерывности образования были усовершенствованы учебники и учебные пособия, разработана методология по вопросам создания нового поколения учебного материала, оптимизации образовательных программ и стандартов.
В рамках темы «Мастер-классы от высшего образования» налажена практическая помощь общеобразовательным школам в Пскентском районе и городе Нурафшане Ташкентской области. Ныне такая школа мастерства функционирует через меморандумы сотрудничества, заключенными с профессорами-преподавателями Национального исследовательского университета «Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства» под руководством ректора Баходира Мирзаева.
Заслуживает внимания, что Национальный исследовательский университет осуществляет свою деятельность в рамках охвата всех звеньев образования, то есть во взаимосвязанности с дошкольными учреждениями, школами, академическими лицеями, профессиональными колледжами.
Внедрение механизма открытости в образовательном процессе служит прозрачности деятельности. Уктам Умурзаков как ответственное лицо за самостоятельную работу профессоров и преподавателей, став свидетелем важной идеи, обязательно приглашал выдвинувшего ее ученого к проведению мастер-класса для наших педагогов. Беседы с профессионалами, опытными специалистами особенно полезны. Это повышает результативность, приводит к новым достижениям.
Также целесообразен взаимный обмен преподавателями между образовательными учреждениями. Наш покойный наставник хорошо осознавал значение этого вопроса.
В чем кроется «умное» управление?
Помнится, что организованная по инициативе У.Умурзакова творческая встреча с бывшим деканом факультета «Подготовка и переподготовка управленческих кадров» Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан Отабеком Хасановым стала особенно плодотворной. Во время встречи О.Хасанов поделился своим мнением о факторах, отрицательно влияющих на эффективность работы в процессе управления в образовании, путях их устранения, рациональном использовании времени.
В частности, многим понравились живые и увлекательные примеры этапов внедрения «умного» управления. Отмечалось, что недостаточно знать эти этапы, нужно еще и соблюдать их. Уточнение цели, разработка тактики, создание автоматической системы и мониторинг могут обеспечить последовательность и системность, что было обосновано в ходе состоявшейся презентации.
Всем наиболее запомнился приведенный ученым афоризм: «Если вы не можете достигнуть цели, не меняйте цель, измените тактику». Мудрое изречение!
Значит, полезными будут лишь жизненные правила, и они будут способствовать развитию системы образования. Такие правила должны быть у каждого человека, общества, которым необходимо следовать. Это креативность, коммуникабельность, тайм-менеджмент и инновации.
Без них нельзя представить ядро системы образования. Понимание того, что взаимосвязанность традиций и новаторства являются фактором прогресса, открывает двери новых возможностей.
Для решения этих задач требуется мобилизовать все наши силы и энергию на изучение вековых национальных традиций нашего народа, богатого наследия предков, овладение нашими детьми современными знаниями и профессиями, иностранными языками, создание условий, чтобы они росли всесторонне развитыми личностями, обрели достойное место в жизни. Только так будет заложен краеугольный камень Третьего Ренессанса. Все это требует непрерывных поисков.
Наш наставник Уктам Умурзаков был для нас примером во всех аспектах. Если бы он был жив, ему бы исполнилось 70 лет. Он придавал огромное значение общению в формате учитель-ученик. Так, учитель только через своих учеников реализует свои возможности. Он говорил, что для достижения цели воспитания и образования ученикам требуется уметь слушать, понимать и выполнять. Значит, психология и культура общения составляют основу механизма управления. У личностей, которые способны на это, всегда превалирует управленческий потенциал.
Рахимбой Джуманиязов,
кандидат филологических наук, доцент,
руководитель пресс-службы Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства»