В первом квартале 2023 года самым продаваемым автомобилем в мире стал электрокар «Tesla Model Y». По уровню спроса эта марка даже превзошла автомобили с традиционным двигателем внутреннего сгорания. Так, за три месяца текущего года продажи «Tesla Model Y» достигли 267 000 против 256 400 «Toyota Corolla», и это при том, что средняя цена первой составляет около 50 000 долларов, а второй – 25 000 долларов.
Преимущества электрокаров очевидны: их зарядка обходится дешевле, чем заправка автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, и в будущем эта тенденция будет только усиливаться. Кроме этого, владельцы электромобилей значительно экономят на обслуживании.
Есть и те, кто считает, что говорить об экономии бессмысленно, учитывая, насколько стремительно снижается цена на электромобили. Например, в США владельцы этого вида транспорта теряют в среднем 50 процентов стоимости электрокара за первые пять лет.
Еще один плюс – электромобиль вырабатывает меньше вредных веществ. По мнению экспертов, 80 процентов загрязняющих воздух мегаполиса выбросов приходится на транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания.
О недостатках электромобиля...
Да, в мире есть люди, которые не любят электромобили. Они утверждают, что вера в их экологичность – всего лишь грубая фантазия. Выбросы углерода в воздух в процессе производства электродвигателя, особенно аккумулятора, очень высоки. Агентство «Reuters» на основе математической модели Аргоннской национальной лаборатории рассчитало, что углеродный ущерб, наносимый в процессе производстве и эксплуатации «Tesla Model-3», равен вреду бензиновой «Toyota Corolla» в своем классе. Результат показал 21 725 километров, и это считается очень серьезным недостатком. Также учитывается тип металла, использованного в аккумуляторе, и другие детали. Тот же расчет соответствует американскому рынку. В Норвегии, где используется почти вся «зеленая» электроэнергия, «Model-3» приравнивается к модели «Corolla» по уровню загрязнения воздуха после пробега 13 500 километров. В Китае энергия в основном связана с тепловыми электростанциями, поэтому в этой стране данный показатель составляет 126 000 километров. Тем не менее Китай имеет самый большой авторынок на планете.
Приводят ли аккумуляторы к разрушению?
Еще один аргумент, влияющий на отношение к электромобилю, – утилизация разряженного аккумулятора. В статье, опубликованной весной 2023 года в журнале «Nature», ученые призвали к срочной переработке литий-ионных аккумуляторов. По оценкам аналитиков, к концу года объем продаж «Tesla Model Y» может достигнуть одного миллиона, а это означает 250 000 тонн батарей, срок службы которых составляет около 10 лет. Технология их полной промышленной переработки на данный момент недоступна – утилизируется лишь 50 процентов. При поломке аккумулятора в воздух попадают токсичные вещества.
«Toyota» рассматривает возможность оснащения электромобилей солнечным источником энергии. Например, старый аккумулятор собираются использовать в качестве вспомогательной детали на заводе «Nissan», а «BMW» планирует разработать энергобазу. «Volkswagen» объявил о планах построить шесть заводов по переработке аккумуляторов. Мощность переработки каждого из них будет составлять не менее 3600 батарей в год.
Есть и другая проблема: ввиду того, что аккумуляторы производятся разными компаниями, отличаются и технологии их переработки. Необходимо, чтобы процесс производства аккумуляторов был стандартизирован, тогда удастся выработать единый подход к их эксплуатации и впоследствии – переработке. В противном случае еще через 10–15 лет экологические проблемы, связанные с электромобилями, станут настоящей проблемой человечества.
С. Рахимов, УзА.