French
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Эффективность реформ зависит от уровня совершенства их правовых основ
13:45 / 2021-01-29

Эффективность реформ во многом зависит от уровня совершенства их правовых основ.

В связи с этим принятию законов, указов и постановлений, иных нормативно-правовых актов и доведению их сути до населения уделяется особое внимание.

В этом деле внедряется принципиально новая система, предусматривающая разработку документов на основе Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, принятой главой нашего государства в 2018 году.   

В концепции одной из приоритетных задач определено широкое внедрение в нормотворческий процесс современных информационно-коммуникационных технологий. С этой целью 1 января 2019 года в качестве эксперимента был запущен пилотный проект Единой электронной системы разработки и согласования нормативно-правовых актов – «projekt.gov.uz».

Для этого был изучен опыт более 20 ведущих стран мира, в том числе Германии, Турции, Южной Кореи и Японии, внедрены их высокоуровневые информационно-коммуникационные технологии.

На основе постановления правительства от 8 апреля 2019 года проекты всех нормативно-правовых актов согласуются в Единой электронной системе. К ней за прошедший период по цифровой подписи были подключены почти 2 500 работников министерств и ведомств, исполнительных органов власти на местах, в том числе 600 руководящих работников. Раньше для разработки и согласования только одного проекта нормативно-правового акта уходило несколько недель или месяцев. Теперь же эта работа выполняется через единую систему в ускоренном темпе за считанные минуты.

Знаете ли вы, сколько нормативно-правовых актов в Национальной базе lex.uz? 

Известно, что Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан – lex.uz в нашей стране была создана в 2000 году. В 2007 году она была официально задействована, а в 2016 году ей был придан статус официального источника нормативно-правовых актов. Раньше нарушались сроки формирования Национальной базы, юридической обработки документов, в некоторых случаях – сроки официальной публикации нормативно-правовых актов в базе. Основной причиной этого было наличие в некоторых подзаконных актах орфографических и стилистических ошибок, противоречий в текстах на государственном и иностранных языках. В Концепции совершенствования нормотворческой деятельности определена полная модернизация Национальной базы. В частности, Министерством юстиции разработана Концепция развития Национальной базы в 2019-2020 годах. В данном документе намечены основные направления развития Национальной базы, перспективы ее технического укрепления. 

Результаты этой работы не заставили себя долго ждать. За короткое время был сформирован 21 каталог сфер законодательства. Принятые акты вносятся в Национальную базу за один рабочий день. К каждому документу, размещенному в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан, предоставляются комментарии и нормативные ссылки. Последние регулярно обновляются в зависимости от их актуальности, изменений в законодательстве и появления новых документов. Так, были полностью обновлены комментарии к Уголовному, Земельному, Семейному кодексам, а также к Гражданскому кодексу в новой редакции. 

Ежегодно принимается свыше тысячи нормативно-правовых актов. В настоящее время в Национальную базу внесено более 30 тысяч документов, они переводятся на английский язык. К примеру, в базе размещен английский перевод Конституции Республики Узбекистан, законов «О туризме» и «О противодействии коррупции» и других. Кроме того, ведется работа по внесению в базу текстов актов на латинском алфавите. В данный момент на латинице опубликовано свыше 25 тысяч нормативно-правовых актов. 

В целях обеспечения прозрачности и отчетности процесса парламентских дебатов по проектам нормативно-правовых актов на основе Концепции совершенствования нормотворческой деятельности внедрено несколько эффективных механизмов. Теперь тексты проектов законов и аналитические материалы по ним оперативно публикуются на веб-ресурсах парламента сразу после каждого чтения. Кроме того, в практику внедряется онлайн-трансляция в средствах массовой информации, а также на веб-ресурсах парламента данных процессов при внедрении возможности отправки предложений и мнений в режиме реального времени.   

Внедрение этих новых подходов преследует такие цели, как вовлечение широких масс в процесс нормотворчества и подготовка гуманных законов. Действительно, для достижения стабильности в упорядочении социальных отношений недостаточно лишь разработки совершенных нормативно-правовых актов. Предоставление простых разъяснений о принимаемых документах и вносимых в них изменениях и дополнениях предупреждает проблемы,  которые могут возникнуть при их исполнении. Такой подход служит повышению правовой сознательности и культуры населения. 

     Раньше открытыми оставались вопросы, как люди воспринимают такие важные документы, насколько они их понимают 

Все мы помним, как до недавнего времени новые законы, указы и постановления Президента, постановления правительства зачитывались дикторами на телеканалах и этим все ограничивалось. Но вопросы о том, как воспринимает зритель такие важные документы, как он их понимает, оставались открытыми. Известно, что слушание официального текста приводит к напряжению человеческого мозга. Это естественный физиологический процесс. 

Трудные для понимания юридические термины, сложные конструкции становятся причиной горячих дебатов даже в кругу опытных юристов. Любая медиапродукция в первую очередь должна затрагивать психику, психологию, чувства  людей. Поэтому при объявлении широким массам каждого нового нормативно-правового акта и разработке комментариев к нему особое внимание уделяется нейролингвистическим факторам, компьютерной графике, инфографическим изображениям. Сейчас при доведении до людей сути принимаемых актов часто используются жизненные примеры. Особое внимание уделяется использованию простых, но насыщенных медиаформ. 

Следовательно, для правильного внедрения в практику любого постановления, его исполнения и эффективного действия важное значение имеют нетрадиционные методы пропаганды. Исходя из этого в деятельности национального парламента используются современные методы пропаганды в качестве силы, обеспечивающей эффективное исполнение законов. Результативное выполнение задач и мобилизация общества в этом направлении зависят от того, насколько действенным будет доведение сути принимаемых законов и постановлений. Телекомментарии, медиаматериалы, передаваемые по телевидению, вытесняют определенные «отсталые» взгляды, результаты работы которых становятся все заметнее. Это можно увидеть в материалах по изучению мнения широкой аудитории зрителей.   

В заключение хотелось бы отметить, что коренные преобразования, реализуемые во всех сферах государственной и общественной жизни, отражаются и на нормотворческой деятельности. И нет сомнения в том, что новые подходы, медиатехнологии и жизненные примеры в пропаганде законодательства будут служить эффективному разъяснению широким массам сути нормативно-правовых актов.   


Валишер ДАВЛЯТОВ, 
начальник отдела Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан