Ўзбек
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Две стороны одной медали
20:41 / 2019-10-15

В высшем образовании начались большие реформы. Это, в первую очередь, связано с необходимостью повышения качества образования.

Актуальная тема

В высшем образовании начались большие реформы. Это, в первую очередь, связано с необходимостью повышения качества образования.

Действительно, не везде одинаков уровень знаний наших педагогов. Раньше никто не жаловался на учителей, потому что для студента проще было получить оценку у педагога, чей уровень знаний оставлял желать лучшего. Требовательных же учителей многие не очень-то ценили. С началом сессии начинались всякие обращения по знакомству, по телефону, а кто взяткой получал свою оценку. Если требовательный педагог противился, то его сразу причисляли к "плохим", на него оказывали всяческое давление.

Вы думаете, что сейчас такого не встретишь? Такое состояние дел повлекло за собой равнодушное отношение к работе. Кто не смог выдержать, оставили эту работу. Корыстолюбие в образовании стало состоянием обыденным. Учителя с железной волей и совестью до сих пор противостоят таким явлениям. С другой стороны, такие явления, как "блат" и взяточничество, которые стали нормой за долгие годы, пришлись по душе и некоторым студентам. Основной их целью стало только получение диплома.

Никто не слушал студентов, для которых получить хорошее образование было основной целью. Во-первых, инициативные и грамотные педагоги не захотели работать в университетах за мизерную зарплату, во-вторых "блатные" студенты закрывали рты требующим справедливости однокурсникам. Качество образования все падало.

Плюс к этому стипендию связали с оценками. Это было сделано с хорошей целью – для стимулирования талантливых студентов. В действительности нигде в мире нет такой системы стипендий.

В зарубежных образовательных учреждениях внедрена система специальных небольших стипендий, они выделяются на основе конкурса определенными фондами и организациями. Благодаря политике нашего государства, направленной на социальную защиту, у нас всем студентам стали выдавать стипендию. К чему это привело? Во-первых, основную часть контракта (50 и более процентов) стали возвращать студентам в качестве стипендии. В результате к концу учебного года у университетов не хватало средств для оплаты труда учителей, коммунальных расходов. Эта проблема существует и по ныне.

Средние расходы на обучение одного студента без стипендии составляют 11-12 миллионов сумов. Если добавить к этому и стипендию (4 миллиона 800 тысяч сумов), то получается не менее 15 миллионов 800 тысяч сумов. Хорошо, что расходы студентов бюджетного отделения покрывает государство. А оплата контрактов покрывает расходы по электричеству, газу, воде и другие. Зарплата учителей и материальное стимулирование осуществляются опять же именно за счет контрактов. Мы не можем дать им надбавку. Потому что той суммы (не включая стипендии) контракта и прежней, и настоящей не хватает на ведение деятельности университета на уровне требований. В результате нам всегда приходится слушать негодования учителей при требовании от них качества обучения. И действительно, если мы требуем качество, то должны уметь платить и зарплату, и материальное вознаграждение, и надбавку соответствующим образом. Сегодня заработная плата учителей резко повысилась. Это, конечно, не может не отразиться на сумме контракта.

Вовлечение передовых технологий и квалифицированных профессоров-преподавателей, влияющих на качество образования, требует определенных затрат. Ибо мировой опыт показывает, что для подготовки квалифицированных кадров требуются определенные расходы, качественное образование не может быть бесплатным.

Нужно сказать откровенно, из-за таких финансовых проблем, существовавших в системе образования нашей страны долгие годы, педагоги стали равнодушными к качеству обучения, некоторые увлеклись взяточничеством, а некоторые, придя на урок, думали о репетиторстве. Из-за нехватки средств ремонтные работы всегда откладываются, университетские здания ветшают. Студенты стремились получать высокие оценки, чтобы получать высокую стипендию. Увеличилось число лже-отличников. Для них целью стало получение не знаний, а стипендии. В некотором смысле, нельзя всех обвинять. Я знаю такие семьи, где родители не знают покоя ни днем, ни ночью для того, чтобы ребенок их учился. У некоторых на контракте учатся по двое детей. Думаете, что глядя на то, как родители стараются для их обучения, дети не страдают? Конечно, для того, чтобы хоть как-то помочь родителям, они стремятся найти пути получения высоких оценок. Учитель на распутье: если поставит высокую оценку, то вопрос зарплаты педагогов станет проблемой, если же поставит тройку, студент будет всячески противиться этому, вызывая жалость. Для поднятия качества образования нужно поднять зарплату учителя, если повысить зарплату, то нужно опять-таки поднять сумму контракта. А если снизить сумму контракта, учитель перестанет работать над собой. Не знаешь, что и делать, кого винить.

Все равно нам нужно поднять систему образования на уровень требований времени, хотим мы этого или нет. Президент назвал реформирование системы образования вопросом жизненной необходимости. И это правильно. Недостатки прошедших лет привели систему подготовки кадров на край пропасти. Образование тяжело "болеет". Сегодня вопросы повышения качества образования, уровня подготовки кадров планируются исходя из международного опыта. Не надо истерично обсуждать проблемы, а нужно дать правильную оценку ситуации и решать вопросы исходя из интересов двух сторон. Думаю, так будет разумно.

Шухрат СИРОЖИДДИНОВ,
ректор Ташкентского университета
узбекского языка и литературы.