English
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Дети цифровой эпохи: вопросы социального и психического благополучия
22:39 / 2023-10-24

Исследования показывают, что 10–20 процентов детей школьного возраста имеют проблемы с психическим здоровьем, причем у половины из них они развиваются до достижения четырнадцати лет.

В такой ситуации школа как одна из основных систем в жизни детей должна расширять сферу своей деятельности и участвовать в решении подобных проблем.

Согласно отчету ЮНИСЕФ, лица в возрасте 15–24 лет представляют собой группу, имеющую наибольший доступ к Интернету. Дети и подростки в возрасте до 18 лет составляют треть пользователей Интернета во всем мире.

Об этом говорилось на организованной в Ташкенте международной конференции на тему «Дети цифровой эпохи: вопросы социального и психического благополучия».

Сенаторы, руководители министерств и ведомств, представители международных организаций, эксперты и члены Молодежного парламента при Сенате приняли участие в конференции, организованной по инициативе Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам молодежи, культуры и спорта совместно с Министерством дошкольного и школьного образования и представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане.

На мероприятии было отмечено, что в современную эпоху информационных технологий дети сталкиваются с различными социальными, эмоциональными и психическими проблемами.

По данным МВД, 65 процентов интернет-пользователей в нашей стране – лица в возрасте 14–30 лет. Распространение вредного контента через Интернет оказывает негативное влияние на мировоззрение и поведение молодежи. Такая ситуация может стать реальной угрозой интересам общества, поэтому очень актуальным является вопрос организации безопасного и эффективного использования молодежью этого пространства.

В Узбекистане в этом направлении ведется системная работа. В частности, создаются условия для реализации молодыми людьми своих прав на интеллектуальное, творческое, физическое и нравственное развитие, образование и здравоохранение.

Конституция в новой редакции гарантирует, что государство берет на себя обязанность обеспечивать и защищать права, свободы и законные интересы ребенка.

В Стратегии «Узбекистан – 2030» определены конкретные задачи по совершенствованию системы образования, раннему развитию компьютерной грамотности детей, внедрению программы благоприятной среды обучения.

Постановлением главы нашего государства от 19 июня 2023 года на Министерство дошкольного и школьного образования и Министерство здравоохранения возложена задача организовать в учреждениях общего среднего образования в рамках существующих предметов и внеклассных процессов специальное социально-эмоциональное обучение (Social Emotional Learning, SEL), направленное на формирование у учащихся навыков самоконтроля и преодоления сложных жизненных ситуаций, предупреждение депрессивных, тревожных состояний и суицидов.

На конференции представители отрасли, ученые и эксперты акцентировали внимание на необходимости анализа факторов, влияющих на психическое здоровье подростков в эпоху цифровых технологий. Обсуждались социальная активность детей, опыт развитых стран в этом направлении, правильное и эффективное использование цифровых технологий в школах.

Проанализированы результаты первого комплексного исследования на тему «Психическое здоровье и психосоциальное благополучие подростков в школе», согласно которому каждый четвертый подросток страдает повышенной тревожностью и депрессией, а каждый десятый – от недостатка социального взаимодействия и одиночества. 13 процентов подростков употребляют табачную, алкогольную продукцию, наркотические и психоактивные вещества. Большинство учащихся не обращаются к школьному психологу, когда у них возникает психологическая проблема.

Отмечалось, что школы должны выступать в качестве одной из основных систем поддержки психического здоровья детей, реализуя широкий спектр мероприятий в области психического здоровья, включающих укрепление, профилактику и реабилитацию.

Особый акцент сделан на внедрении безопасной детской интернет-политики, организации системы социально-психологической службы, укреплении сотрудничества уполномоченных организаций и общественности.

По итогам конференции были даны рекомендации по улучшению психического состояния детей.

Норгуль АБДУРАИМОВА,
корр. УзА.