Arabic
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Депутаты приняли государственный бюджет Республики Узбекистан и бюджеты государственных целевых фондов, а также основные направления налоговой и бюджетной политики на 2016 год
18:24 / 2015-11-11

11 ноября состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

11 ноября состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Депутаты рассмотрели проекты Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов, а также основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2016 год. По данному вопросу с докладом выступили первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан — министр финансов Р.Азимов и председатель Комитета Законодательной палаты по бюджету и экономическим реформам А.Шадманов.

Отмечалось, что главный финансовый документ — проекты Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также основные направления налоговой и бюджетной политики на 2016 год предусматривают задачи по реформированию и модернизации экономики страны, сохранению баланса важных макроэкономических показателей, сокращению доли участия государства в экономике, коренному повышению роли частной собственности, обеспечению надежной защиты частного предпринимательства в целях устойчивого экономического роста и стабильности в стране.

Данная стратегия на долгосрочную перспективу обеспечивает меры, принимаемые по реализации важных направлений и приоритетных задач экономической программы 2015 года, обозначенных Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым 16 января текущего года на заседании правительства страны, а также успешное достижение макроэкономических показателей, определенных на текущий год, эффективное исполнение основных направлений налоговой и бюджетной политики и Государственного бюджета Республики Узбекистан 2015 года.

Представленные проекты направлены на последовательный рост экономики, сохранение сбалансированных показателей экономической стабильности и роста экспорта, обеспечение положительного сальдо платежного баланса, повышение конкурентоспособности экономики. В 2016 году предусматривается продолжение активной реализации программ модернизации производства, ускорения и расширения его технического и технологического обновления, а также ускоренного развития дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

Депутаты особо отметили, что основные направления бюджетно-налоговой политики, а также основные макроэкономические показатели будущего года предусматривают рост ВВП на 7,8 процента, производства промышленной продукции – на 8,2 процента, сельскохозяйственной продукции – на 6,1 процента, объема капиталовложений – на 9,6 процента.

На заседании подчеркивалось, что Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, действующий в течение двух лет, послужил основной правовой базой для формирования Бюджетного послания на 2016 год, его нормы и положения дают возможность повышения эффективности использования средств, выделяемых из Государственного бюджета и государственных целевых фондов.

В 2016 году предусматриваются дальнейшее снижение налоговой нагрузки, стимулирование устойчивого роста экономики, обеспечение сбалансированности бюджетной системы, повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований путем расширения использования государственных программ в бюджетном направлении, продолжение курса на дальнейшее развитие социальной сферы, рост доходов, сбережений и покупательской способности населения с одновременной адресной социальной поддержкой нуждающихся семей, другие меры.

Проекты Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов, а также основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2016 год предварительно были обсуждены на заседаниях фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана, ряда комитетов Законодательной палаты при участии представителей Министерства финансов, других заинтересованных министерств и ведомств. В ходе заседаний были выработаны практические предложения по неукоснительному исполнению основного финансового документа страны.

После ответов на вопросы состоялось обстоятельное обсуждение проекта Государственного бюджета на 2016 год, в ходе которого выступили представители всех фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана. Парламентарии отметили важность своевременного и полного финансирования программ развития самых важных отраслей экономики, образования, здравоохранения, науки, культуры и других сфер общественной жизни.

В частности, депутаты от Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократической партии Узбекистана подчеркнули, что в Узбекистане реализуется необходимый комплекс мер по дальнейшему реформированию экономики и модернизации страны, сохранению сбалансированности ключевых макроэкономических показателей, продолжению принятой стратегии, обеспечивающей высокие темпы роста экономики за счет реализации направлений и приоритетов экономической программы на 2015 год. Все это способствует успешному достижению установленных на текущий год показателей Государственного бюджета, реализации основных направлений налоговой и бюджетной политики.

Члены фракции УзЛиДеП особо отметили, что по итогам 2014 года 480 тысяч, или половина созданных рабочих мест, приходится на сферу малого бизнеса и частного предпринимательства. Если в 2000 году в данной сфере экономики осуществляли свою деятельность 49,7 процента занятого трудом населения, то сегодня этот показатель достиг 77 процентов. Вышеназванные цифры, конечно, – результат широкомасштабных мер, направленных на дальнейшее стимулирование малого бизнеса и частного предпринимательства, коренное повышение роли и значения частной собственности, надежной защиты частного предпринимательства. В проекте Бюджетного послания на 2016 год предлагается снижение единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий в сфере оказания услуг с 6 до 5 процентов, что позволит оставить в распоряжении этих предприятий 58,4 миллиарда сумов. Кроме того, комплексные меры по развитию обслуживания и сервиса на 2016-2019 годы позволят значительно понизить налоговое бремя для предприятий сферы обслуживания. Члены фракции считают, что налоговая политика на 2016 год послужит дальнейшему улучшению инвестиционного климата в стране, модернизации, техническому и технологическому переоборудованию производства, поддержке малого бизнеса и частного предпринимательства, повышению конкурентоспособности экономики, стимулированию создания рабочих мест, расширению налоговой базы, а также дополнительным источником пополнения оборотных средств, модернизации и технологического переоборудования производства и стимулирования труда работников.

Депутаты от Демократической партии Узбекистана “Миллий тикланиш” отметили, что в проектах Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов предусмотрена реализация ряда мероприятий, направленных на стимулирование внутреннего спроса как важного фактора стабильного экономического роста страны в условиях продолжающихся в мировой экономике сложных процессов и негативных тенденций.

Члены фракции особо подчеркнули, что в проекте Государственного бюджета на 2016 год предусмотрено повышение в 1,16 раза по сравнению с текущим годом объема расходов на содержание учреждений культуры и проведение спортивных мероприятий. В целях обеспечения бережного сохранения историко-архитектурного наследия и развития социально-культурного, туристического потенциала республики, его дальнейшей массовой пропаганды для финансирования программ по проведению работ по консервации и реставрации объектов культурного и археологического наследия страны предлагается выделить из Государственного бюджета 22 миллиарда сумов. Это будет способствовать бережному сохранению исторического, культурного и интелектуального наследия народа.

Члены фракции от Народно-демократической партии Узбекистана особое внимание уделили повышению доли средств Государственного бюджета, выделенных на социальную сферу.

Так, если в общих расходах Государственного бюджета средства, выделенные на социальную сферу и социальную поддержку населения, в 2000 году составляли 42,5 процента, то в 2015 году предполагаются на уровне 58,7 процента, а в 2016 году предусматривается повышение этого показателя до 59,2 процента. Кроме того, если расходы на поддержку малообеспеченных семей и выплату социальных пособий семьям с детьми в 2008 году составляли 639 миллиардов сумов, то в 2016 году они достигнут размера более 2,1 триллиона сумов. Данные меры являются результатом глубоко продуманной, взвешенной социальной политики, ориентированной на защиту интересов человека.

Вместе с тем были высказаны предложения по усилению парламентского контроля за поступлением доходов Государственного бюджета, их эффективным использованием, особенно за бюджетными средствами, направляемыми на социальную поддержку населения.

Члены фракции СДП “Адолат” считают важной задачей формирование инновационной экономики, дающей возможность полного задействования научно-технического потенциала страны. Вместе с тем фракция уделяет особое внимание мероприятиям модернизации экономики, технического и технологического переоборудования производства.

По мнению членов фракции, экономика страны должна опираться на самые передовые достижения науки и техники, эфективное управление экономическими процессами и систему народного образования. В этом плане повышение расходов на сферу науки в проекте Государственного бюджета 2016 года в 1,36 раза по сравнению с текущим годом имеет важное значение в продолжении научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы в рамках государственных научно-технических программ.

Члены депутатской группы от Экологического движения Узбекистана отметили важность продолжения работы по бесперебойному обеспечению населения питьевой водой, экологически чистыми продуктами, улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель, рациональному использованию водных ресурсов, а также озеленению населенных пунктов. В ходе обсуждения депутатская группа от Экологического движения Узбекистана высказала предложения о целесообразности рационального и эффективного использования средств, выделяемых из Государственного бюджета на охрану окружающей среды и решение экологических проблем, а также усиления контроля за их целевым использованием.

Законодательная палата Олий Мажлиса с учетом высказанных в ходе обсуждения мнений и замечаний утвердила Государственный бюджет Республики Узбекистан и бюджеты государственных целевых фондов, а также основные направления налоговой и бюджетной политики на 2016 год и приняла соответствующее постановление.

Информационная служба Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан