Депутаты обсудили исполнение Государственного бюджета в первом полугодии 2017 года
11 сентября 2017 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Депутаты рассмотрели итоги исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за 1 полугодие текущего года.
11 сентября 2017 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Депутаты рассмотрели итоги исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за 1 полугодие текущего года.Ранее проведены предварительные обсуждения данного вопроса на заседаниях фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения, а также профильного комитета Законодательной палаты.
На заседании подчеркивалось, что выполнение разработанной по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и утвержденной 7 февраля текущего года Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Государственной программы «Год диалога с народом и интересов человека», реализация в первом полугодии комплексных мер по кардинальному изменению механизмов и форм работы государственных, контролирующих органов, банковско-финансовых учреждений, органов государственной власти на местах обеспечили сохранение устойчивости экономического роста и макроэкономической стабильности.
Основными факторами роста экономики явились высокая инвестиционная активность, проводимые структурные изменения, реализация высокотехнологичных проектов по производству конкурентоспособной продукции на основе глубокой переработки сырья и полуфабрикатов, создание более благоприятных экономических условий для хозяйствующих субъектов, стимулирование их экспортной деятельности, а также ускоренное развитие сферы услуг, прежде всего, за счет опережающего развития современных видов услуг на базе информационно-коммуникационных технологий.
Принятые в первом полугодии меры по совершенствованию бюджетной политики страны, направленные на расширение доходной базы бюджетов, совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности, результативности расходования бюджетных средств, способствовали сбалансированному исполнению Государственного бюджета в отчетном периоде.
Отмечалось, что внедряются современные механизмы межбюджетных отношений и налогового администрирования, направленного на упрощение системы налогообложения. Особенно отмечена роль указов Президента Республики Узбекистан «О мерах по расширению полномочий органов государственной власти на местах в формировании местных бюджетов» и «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей», в соответствии с которыми основной задачей бюджетной политики страны определено обеспечение устойчивого финансирования комплексного развития территорий с целью повышения реальных доходов, уровня и качества жизни населения, снижения зависимости от финансирования из республиканского бюджета, усиления самостоятельности органов государственной власти на местах.
В рамках данного указа с 1 июля по 31 декабря текущего года в городе Ташкенте и его районах проводится эксперимент, предусматривающий новую структуру доходов и расходов их бюджетов.
В результате этих мер доля расходов бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в структуре Государственного бюджета увеличилась до 53 процентов в отчетном периоде.
Депутатами подчеркивалось, что благодаря мерам, проводимым в области расширения использования резервов и ресурсных возможностей регионов по укреплению местных бюджетов, за истекший период поступления по прямым налогам составили 5 528,7 миллиарда сумов и выросли на 793,8 миллиарда сумов, то есть 16,8 процента по отношению к аналогичному периоду 2016 года.
Вместе с тем депутаты остановились на упущениях и недостатках в формировании доходов и эффективном использовании средств Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов. В частности, критически анализируя ход исполнения Государственного бюджета за отчетный период, отмечалось недостаточное использование местными органами государственной власти и управления существующих резервов и ресурсных возможностей.
Не на должном уровне уделяется внимание сокращению зависимости районов и городов от субвенций путем реализации региональных программ по ускоренному социально-экономическому развитию, особенно в сфере развития промышленности и услуг. Так, за отчетный период всего лишь 9 районов Республики Каракалпакстан и 7 районов Хорезмской области за счет предоставления льгот микрофирмам и малым предприятиям в сфере промышленности, а также 27 районов и городов выведены из субвенции. В то же время 73 района до сих пор остаются субвенционными.
Кроме того, депутатами подвергнуты критике финансовые ведомства за неполное предоставление материалов по исполнению главного финансового документа страны за отчетный период. В связи с чем в процессе подготовки к обсуждению в депутатских объединениях и профильном комитете были запрошены дополнительные материалы.
В целом по итогам заседания принято постановление об утверждении отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за 1 полугодие 2017 года.
Информационная служба Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан