Человечество уже не раз шло по ложному пути в своем технологическом развитии. Завышенные ожидания, связанные с появлением новой технологии, всегда сменяются разочарованием (в бизнесе это называется «кривая зрелости»), что может вызвать желание отказаться от любых цифровых решений и вернуться к старым проверенным методам.
Во всем мире эта тема является запретной, потому что раскрывает многие слабые стороны философии глобальной цифровизации. Примеров тому очень много.
Всего пять лет назад специализированные технические СМИ по всему миру писали о невероятных возможностях виртуальной и дополненной реальности. Эти технологии предлагалось внедрять повсеместно: начиная с обычных гаджетов и заканчивая промышленными приборами и станками. Ведущие иностранные венчурные инвесторы вкладывали миллиарды долларов в стартапы, предлагающие любые решения в этой области. Но оказалось, что многие супертехнологии не нашли своего применения ни в промышленности, ни в различных сферах жизнедеятельности. К примеру, ношение на улице разрекламированной гарнитуры для смартфонов Google Glass просто опасно. В устройстве используется прозрачный дисплей, который крепится на голову и находится чуть выше правого глаза, с камерой, способной записывать видео высокого качества. Она закрывает часть обзора и отвлекает внимание человека, что может подвергнуть его опасности. Устройство так и не нашло своего потребителя.
Потерпели фиаско «умные очки» и в промышленности: в процессе работы за станком они сильно отвлекают внимание, что увеличивает риск получения травмы. На предприятиях, где их пытались внедрить, вскоре вернулись к более привычным планшетам и бумажным инструкциям.
Но есть и позитивные примеры. Самые крупные в мире автомобильные концерны уже давно цифровизировали свои производства. Они всем довольны и не собираются возвращаться к старым методам. Одной из первых цифровизировала свои цеха компания Mercedes-Benz.
На протяжении всей истории существования автомобильной отрасли ее преследовала одна проблема, считавшаяся неразрешимой – невозможность оценить качество двигателя в процессе его отливки. Решить эту задачу помог сложный аппаратно-программный комплекс. Умные алгоритмы собирают множество данных, анализируют их и выдают прогноз относительно каждой детали. Так, бракованную деталь можно отправить на переплавку еще до того, как она успела остыть. Это позволило добиться невиданного ранее качества, а также экономии времени и ресурсов.
Ошибочно полагать, что цифровизация промышленности – удел развитых стран. Сегодня высокотехнологичные станки и измерительные приборы используют не только крупные заводы и предприятия Ташкента, но и мелкие цеха и производства. Уже сложно удивить кого-то высокотехнологичными лазерами с программным обеспечением – их используют повсеместно для изготовления изделий из металла или пластика. К слову, все корпуса для электронных рекламных щитов, установленных в городе Ташкенте, вырезаны при помощи таких лазеров. Эта технология уже давно доказала свою эффективность.
Децифровизация как явление обычно раскрывает проблему цифровизации ради цифровизации. Такое случается, когда компаниям удается продать промышленникам и государственным органам бесполезную технологию или неработоспособный программный продукт. На выделенные из бюджета деньги они могут приобрести электронную систему за десятки миллионов сумов, а уже потом, в процессе работы, осознать, насколько она плоха, недоделана, а порой и вовсе бесполезна. Тут и кроется секрет, почему многие госорганы, располагая «эксклюзивными» электронными системами, продолжают дублировать все данные на бумаге.
– К нам с заказами часто обращаются руководители госорганов, – говорит программист одной из фирм, специализирующихся на создании бухгалтерских программ. – Зачастую чиновники не разбираются в технологиях, и многие наши конкуренты этим пользуются. Не секрет, что никто, включая нас, не создает программы с нуля. Мы приобретаем лицензии на использование существующего софта, а потом собираем из готовых модулей системы под нужды отдельного клиента. Разумеется, у готовых модулей есть и свои ограничения, ведь они разрабатывались под конкретные задачи. Невозможно собрать круг из квадратных кубиков. Но в нашей отрасли есть компании, которые, к примеру, приобрели лицензию на банковскую систему и могут слепить из ее модулей практически любую программу. Им не важно, насколько несовершенной она окажется. По сути они являются не разработчиками, а дистрибьютерами.
Однажды к нам обратились с просьбой сделать для организации электронную систему за три дня, в то время как на разработку и наладку любой системы уходят месяцы. Получив отказ, клиент отправился к нашим конкурентам, которые согласились выдать готовую программу в эти сроки. Как вы догадались, качество продукта вызывало большие сомнения… Во многом по этой причине проблема децифровизации замалчивается. Даже по запросу «децифровизация» в поисковой системе Google выходит подсказка: «Возможно, вы имели в виду «цифровизация». Нужно понимать, что цифровизация – это в первую очередь бизнес, а там, где вращаются большие деньги, всегда есть влиятельные люди, защищающие свои инвестиции.
Сокрытие децифровизации все чаще объясняется желанием сохранить имидж и требованиями информационной безопасности. Мы уже привели в качестве позитивного примера автомобильную отрасль, но неизвестно, сколько провальных попыток она скрывает.
Децифровизация в Узбекистане имеет свои особенности. Даже организации, данные которых не представляют какой-либо ценности, внезапно озаботились их защитой. Чтобы ее обеспечить, они начали массово закрывать для своих сотрудников доступ к популярным соцсетям. Очевидно, опасаются злобных хакеров, «обитающих» в YouTube и VK. Некоторые пошли еще дальше и закрыли доступ к иностранным почтовым системам.
Многие подобные меры направлены на защиту от примитивных хакерских программ, но если за дело берется профессионал, то ему сложно что-то противопоставить. В начале 2023 года самая известная в мире хакер Empress установила сроки взлома еще не вышедшей игры Hogwarts Legacy. В этот раз она пообещала взломать систему защиты Denuvo за 12 дней, но не справилась – ей понадобилось 13. Сейчас ей противостоит целая армия программистов из компании Denuvo Software Solutions GmbH, но они не способны остановить неудержимую Empress. Хакер продолжает работать над инструментом, способным автоматически удалять Denuvo из любой игры.
В 2019 году IT-специалист под ником keklick1337 опубликовал статью «Самый беззащитный – это Сапсан». В ней он рассказал, как от скуки взломал систему высокоскоростного электропоезда «Сапсан», объяснил, насколько примитивной оказалась его защита, и даже дал рекомендации по устранению уязвимостей. На статью отреагировали в ОАО «Российские железные дороги». Представитель компании дал интервью журналистам, в котором назвал keklick1337 злоумышленником и заявил, что система поезда не нуждается в доработке.
Помимо промышленной и государственной, существует и личностная децифровизация. Совсем недавно появилась новая популярная молодежная философия неолуддизм, пропагандирующая отказ от цифрового мира.
Еще в конце прошлого года школьники в Нью-Йорке организовали «Клуб луддитов». Такое название их кружок по интересам получил в честь английского движения рабочих, выступавших в XIX веке против внедрения машин на производстве. Однако американские подростки не устраивают бунты: они просто стараются по минимуму использовать смартфоны и удаляются из соцсетей. Школьники считают, что современные социальные сети только отягощают, создают в жизни ненужные рамки и отучают думать. Вместо цифровых благ цивилизации участники «Клуба луддитов» ходят в библиотеки, читают классическую литературу, а также рисуют и регулярно встречаются в парке. Как ни странно, эта идея добровольного изгнания из социальных сетей начала приживаться, и у неолуддитов стали появляться «филиалы» в разных школах.
Децифровизация– это обратная сторона необдуманной или ошибочной цифровизации. Она приводит к неизбежному разочарованию и ощущению, что все новые технологии абсолютно бесполезны. Так что же делать, чтобы ее предотвратить? В первую очередь не стоит верить словам продавцов из IT-компаний – все необходимо проверять, не нужно покупать «кота в мешке». И главное, тем, кто попался на удочку недобросовестных разработчиков, стоит научиться признавать свои ошибки.
Роман БОНДАРЧУК, УзА