На просторах СНГ цифровое пиратство уже давно превратилось в самостоятельную субкультуру. Благодаря ему многие жители этих стран смогли прикоснуться к выдающимся творениям западной культуры и технологиям, созданным за последние 40 лет.
Самые известные пиратские проекты на постсоветском пространстве существуют уже более двадцати лет. За эти годы они обросли сотнями тысяч преданных фанатов.
Пиратство цифровой продукции - одна из вечных проблем ХХІ века. Есть ощущение, что к согласию вокруг этой темы не прийти, уж слишком полярные мнения звучат от издателей, платформодержателей, аналитиков, разработчиков и игроков.
Сейчас пиратство уже не принято отождествлять с воровством. Представьте, что у вас кто-то украл машину, скопировав ее для себя. Утром ваше авто все равно останется у дома. Этот пример демонстрирует то, что пиратство не наносит другим прямого вреда, поскольку не забирает чужое имущество. Создается впечатление, что никто не пострадает и от нелегально скачанной игры.
Однако, если все желающие будут нелегально скачивать, а не покупать игры, у разработчиков не будет прибыли, чтобы покрыть расходы и создать новую продукцию. Но никто и не ставит под сомнение тот факт, что интеллектуальный труд должен быть оплачен. Вопрос в другом: действительно ли пиратство вредит индустрии?
Известны факты, когда крупные производители софта и игровые компании обманывали потребителей, продавая криво собранный, практически неработающий проект. Стоит ли поддерживать такие компании, поощряя их откровенное мошенничество? Все просто, большинство из них - акционерные компании. Они не могут признаться своим инвесторам, что произвели бракованный продукт и готовы свалить вину за низкие доходы на пиратство.
Заключение Европейской комиссии и другие исследования
"Приводит ли пиратство к перераспределению финансов?" - именно так звучит вопрос в крупнейшем на сегодняшний день международном исследовании.
В 2017 году Европарламент стоял на пороге принятия новых регламентов, которые бы сильно ужесточили антипиратское законодательство. Против них выступали разные активисты и либеральные политические партии. Чтобы определиться с решением, Еврокомиссия поручила провести масштабное исследование, призванное установить, действительно ли правообладатели теряют ощутимую часть прибыли из-за цифрового пиратства. Оно должно было показать, стали бы пользователи покупать больше цифровой продукции, если бы она была недоступна на трекерах.
Проверить это очень сложно, поэтому для исследования разработали собственную методологию и привязали проблему к цене продукции. Пользователям, которые признались в пиратстве игр, задали несколько вопросов, в том числе: "Готовы ли вы платить за продукцию по рыночной цене?", "Сколько вы готовы тратить на видеоигры?".
Исследование подтвердило, что большинство респондентов устраивала рыночная цена игр, а их ежемесячные расходы превышали средние траты на игры. Значит, снижение цены не повлияло бы на их желание купить продукцию.
Исследование Европейской комиссии не смогло установить существенную связь между пиратством цифровой продукции (за исключением фильмов) и утраченной прибылью.
И вместе с тем нельзя утверждать, что теперь вопрос можно закрыть. К примеру, другое масштабное исследование 2018 года, профинансированное Google, установило негативную динамику продаж на фоне пиратства - то есть дало прямо противоположные результаты. Такую разницу ученые объяснили неоднородностью геймерского сообщества. Предыдущая аналитика не учитывала, что большая группа игроков играет только в бесплатные проекты.
Проведение подобных исследований крайне важно для понимания сути проблемы цифрового пиратства. Без этих данных невозможно аргументировано обсуждать этот феномен и оправдывать различные решения. Но, к сожалению, сейчас подобных исследований очень мало, так что полного понимания ситуации нет ни у кого.
Позитивные и негативные эффекты пиратства
Конечно, экономическое влияние пиратства нельзя свести только к вопросу цены. У него есть еще множество побочных эффектов. Некоторые из них называет вышеупомянутое исследование 2018 года. К примеру, пиратство знакомит пользователя с новыми произведениями, авторами и жанрами, приводя к новому спросу - это так называемый "эффект пробника". Также оно поощряет готовность приобрести товар и сопутствующую продукцию, популяризирует произведение, выступая бесплатной рекламой. Пиратство дает доступ к продукции тем, у кого нет денег на ее оплату.
Вместе с тем очевидно, что пиратство снижает потребность в последующем легальном приобретении товара ("эффект насыщения"). Потребитель, ознакомившийся с пиратской копией, может захотеть купить товар позже, уже по более низкой цене. Использование товара бесплатно "на пробу" снижает количество реально проданных копий и отнимает у пользователя время, которое он мог бы потратить на легальное использование продукции.
Существует несколько решений, которые помогают разработчикам снизить уровень пиратства. То, что они успешно работают, косвенно доказывает, что это все же экономическая проблема.
Даже без учета моральной стороны вопроса пиратство - яркий симптом проблем на цифровом рынке. Нам отчаянно не хватает качественных, последовательных исследований, которые показали бы, действительно ли пиратство приводит к "утраченной прибыли", готовы ли пользователи не скачивать, а покупать продукцию, если цена будет ниже, а сервис - удобнее.
Роман БОНДАРЧУК