В стране реализована весомая работа по внедрению современных информационных технологий во все сферы.
В частности, обеспечивается прозрачность и открытость деятельности судебных и правоохранительных органов.
Вместе с тем еще существуют проблемы в работе большинства министерств и ведомств, в области оказания квалифицированной юридической помощи и обмена данными в сфере адвокатуры. В связи с этим прилагаются усилия для внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры. Это закреплено и в «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы».
Основная цель – искоренение излишней бюрократии в деятельности адвокатуры. Налаживание обмена данными между судами, правоохранительными органами и другими государственными учреждениями будет способствовать повышению качества оказания квалифицированной юридической помощи.
Постановление Президента «О мерах по широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры» от 30 мая 2022 года положило начало практическим реформам в направлении цифровизации адвокатуры.
Согласно постановлению с 1 января 2023 года в деятельность адвокатуры будут широко внедрены современные информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время идет необходимая практическая работа по обеспечению исполнения данного постановления.
Главное то, что в следующем году будет введена процедура выдачи лицензии адвоката через информационную систему «Лицензия». При этом будет сохранен действующий порядок выдачи лицензии и сдачи соискателем квалификационного экзамена на право занятия адвокатской деятельностью.
Внедряется электронная система «Юридическая помощь», которая обеспечит обмен данными между адвокатами, судами, правоохранительными органами и другими государственными учреждениями.
Система позволит уполномоченным органам и должностным лицам передавать электронное уведомление адвокату о месте и времени проведения доследственных мероприятий, следственных действий или судебного заседания.
Также будет запущена практика предоставления в электронном виде документов, необходимых для электронной передачи адвокатского запроса и оказания юридической помощи на этой основе.
Будет сформирован электронный реестр и личный кабинет адвоката. Появится возможность онлайн-диалогов с физическими и юридическими лицами, составления онлайн-договоров и оказания онлайн-юридической помощи с использованием электронной цифровой подписи.
Заявление о приостановлении статуса адвоката вносится адвокатом в электронном виде в форме уведомления.
С 1 февраля 2023 года вводится «Электронный ордер адвоката» с целью упрощения участия адвоката в процессе по делу. Статус этого ордера будет приравнен к статусу традиционной формы ордера, выдаваемого адвокатам адвокатскими организациями, также в нем будет специальный QR-код.
Б. ХИДОЯТОВ,
профессор кафедры
уголовно-процессуального права ТГЮУ.
УзА