Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Что такое «озеленение» промышленности и почему оно необходимо?
20:17 / 2021-03-03

Современная промышленность может рассчитывать на долгую и эффективную продуктивность, а также получить доступ к новым рынкам сбыта экологически чистой продукции и быстрорастущему рынку «зеленого» финансирования только при поэтапном переходе на все более «зеленые» проекты. Особенно ярко это продемонстрировали уроки пандемии COVID-19.

Причин этому много – от удорожания и растущего дефицита ископаемого топлива, в частности природного газа, до все более серьезных мер, связанных с выбросами.
Меры, которые необходимо принять для стимулирования производителей в поисках и внедрении «зеленых» проектов, были обсуждены на международном онлайн-форуме, организованном Программой развития ООН и правительством Узбекистана совместно с рядом партнеров.

Понятно, что производители всегда заняты направлениями, приносящими прибыль, без чего невозможно дальнейшее воспроизводство любого экономического процесса, будь то строительство, химическое производство и так далее. И на данном этапе понять реальную эффективность от вложений в «зеленую» экономику предпринимателям должно помочь государство. Ведь если не позаботиться об этом сегодня, завтра сложнее будет догнать экономику других стран, которые успели освободиться от «углеродной зависимости» в большей степени. 

Не искать новые технологии и продолжать пользоваться тем же газом сегодня (потому что так удобнее и привычнее) значит иметь постоянный рост себестоимости своей продукции завтра, так как все более уменьшающиеся в природе запасы газа будут вести к его постоянному удорожанию.

Пример того, какие стимулирующие возможности могут быть введены для широкого внедрения производителями «зеленых» проектов, уже показывают правительства ряда стран. Это такие меры поощрения для производителей, импортеров и экспортеров экологически чистых продуктов и услуг, как освобождение от налога на прибыль, освобождение от импортных пошлин и акцизов, субсидирование процентной ставки по кредиту и сниженный НДС.

Также отечественная продукция, выпускаемая в рамках «зеленой» экономики, имеет широкие возможности для экспорта. С этой целью правительства наращивают такие виды поддержки, как изучение потребностей зарубежных рынков и предоставление этой информации отечественным предпринимателям, налаживание в стране системы соответствующей сертификации, признаваемой на международном уровне. Все это расширяет возможности бизнеса по доступу к внешним рынкам, где производство на основе «зеленой» экономики год за годом занимает все большую нишу.

Эти вопросы поднимались в ходе онлайн-форума «Навстречу новым возможностям: «зеленое» восстановление Узбекистана после пандемии коронавируса COVID-19». Участниками было отмечено, что правительство Узбекистана могло бы рассмотреть возможность создания системы, которая побуждает промышленность направлять финансовые, технологические, управленческие и человеческие ресурсы на сокращение существующих углеродоемких активов и проектов в пользу новых экологически чистых, с низким или нулевым уровнем выбросов углерода.

Безусловно, этапы перехода на «зеленую» экономику займут несколько лет и будут ускорены теми мерами, которые государство сможет предложить производителям. Однако, как показала пандемия COVID-19, откладывать меры готовности к различным сценариям развития текущей ситуации больше нельзя. Их взаимосвязь с состоянием окружающей среды очевидна, а значит, пришло время начинать «зеленые» проекты и поэтапно их расширять.

В связи с этим участниками форума была единодушно отмечена его своевременность, так как данная платформа дала толчок обсуждению того, как правительство, бизнес, общество могут объединить усилия для реализации новой политики, основанной на зеленом восстановлении, и наметить практические шаги для содействия переходу к «зеленой» экономике. Далее последуют реальные шаги и проекты по реализации этой политики.

Отметим, что промышленный сектор Узбекистана является главным источником как потребления ископаемого топлива, так и выбросов парниковых газов. С учетом того, что в промышленности страны по энергоемкости преобладают химическое производство и горнодобывающая промышленность, она использует почти четверть общего объема электроэнергии, потребляемой в стране, а также самый значительный объем потребления природного газа. Что касается выбросов парниковых газов (одного из основных причин изменения климата), то самый большой их объем в промышленности страны приходится на металлургию, производство цемента, химическую и текстильную промышленность. А с учетом развития промышленности объемы выбросов парниковых газов будут нарастать. Выход из данной ситуации – «озеленение» промышленности, поэтапный максимальный переход к «зеленой» экономике.

Добавим, что в октябре 2019 года принята Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов.

Стратегией установлены целевые показатели по сокращению выбросов за счет повышения энергоэффективности, расширения использования возобновляемых источников энергии, повышения ресурсоэффективности и урожайности сельскохозяйственных культур, а также ограничения деградации земель.

В свою очередь пандемия COVID-19 наглядно продемонстрировала, что общественное здравоохранение тесно связано с климатом и природой. Уроки пандемии являются для всего мира стимулом начать «зеленое» восстановление за счет устойчивого использования природных ресурсов, смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним. Сегодня очевидна важность использования возможности выхода из кризиса по более экологичному, низкоуглеродному пути, где восстановление экономики становится возможным без увеличения выбросов парниковых газов.

                                        Пресс-служба Форума «Зеленое» восстановление Узбекистана»