Послание главы нашего государства Олий Мажлису и народу Узбекистана служит важным ориентиром в жизни каждого соотечественника и представителя каждой сферы. В частности, оно представляет особую значимость для работников системы народного образования.
За последние шесть лет в нашей стране были осуществлены огромные реформы по развитию сферы образования и повышению статуса педагогов в обществе. В целях создания благоприятных условий для качественного образования нашей молодежи за прошедший период было создано дополнительно 500 тысяч ученических мест. Их общее число достигло 5 миллионов 300 тысяч. Было отмечено, что на сегодняшний день ускоренными темпами продолжается работа по созданию еще 1 миллиона 200 тысяч мест.
В системе управления народного образования Бухарской области функционируют 530 общеобразовательных школ, в системе Президентских образовательных учреждений – 12 специализированных школ. В них обучаются 326 986 учащихся, а число педагогов составляет 28 641. Следует отметить, что в этом году в целях укрепления материально-технической базы общеобразовательных школ и улучшения их инфраструктуры в 43 школах области на основе инвестиционной программы, программ «Обод махалла» и «Обод кишлок» были проведены работы по строительству, ремонту и оснащению. На эти цели выделено 191,2 миллиарда сумов. На подготовку к новому учебному году 11 565 классов в 459 школах из средств местного бюджета выделено 2 миллиарда 311 миллионов сумов. За счет выделенных средств в школах проведен текущий ремонт.
В результате этих возможностей сегодня наша молодежь достойно защищает честь нашей страны на мировой арене. В частности, в этом году восемь школьников из Бухары стали победителями международных и семи республиканских научных олимпиад. Повышение качества образования в школах и престижа профессии учителя в обществе, улучшение условий труда учителей определено одной из наших главных задач на ближайший год. Ярким тому подтверждением служит объявление 2023 года Годом заботы о человеке и качественного образования. В следующем году в начальных классах будет запущена система обучения по учебникам, созданным на основе совершенно новой методики. Это также будет способствовать развитию свободного и креативного мышления у учащихся, навыков работать в коллективе и общения.
Ожидаемые результаты дает внедрение в Президентских школах учебной программы A-Level, одобренная в 130 странах мира, которая уже дает результаты. При этом каждый учащийся углубленно изучает конкретные направления в зависимости от своих способностей, расширяются его возможности поступления в лучшие в мире вузы.
Поэтому с 2023 года планируется ускорить полную реформу школьного образования на основе международных образовательных программ. Для систематического выполнения такой благой и эффективной работы, разработки новых учебников, внедрения передовых образовательных стандартов и методик будут созданы отдельные научные институты и лаборатории. В частности, будет усилено внимание к нашему родному языку, который является основой нашей национальной самобытности и духовности. В наступающем году будет построено 70 новых школ, 460 школ расширено. Начнется строительство 100 школ за счет средств частных инвесторов, в ближайшие пять лет количество таких школ увеличится до одной тысячи. В результате появится возможность создания в системе народного образования дополнительно 1,2 миллиона ученических мест, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.
С начала текущего года для 285 тысяч учащихся начальных классов Республики Каракалпакстан и Хорезмской области было налажено бесплатное питание. Со следующего учебного года эта практика будет внедрена в школах других областей и города Ташкента. На это будет выделено 2,3 триллиона сумов. Было отмечено, что министр народного образования будет нести личную ответственность за организацию этих процессов на основе прозрачной системы и обеспечение наших детей здоровым и качественным питанием. Значительно повышены базовые тарифные ставки работников общеобразовательных учреждений. В целях обеспечения их социальной защиты учителям будут выделены долгосрочные льготные кредиты на приобретение автотранспортных средств и доступного жилья, строящегося на основе типовых проектов. Другой важной проблемой, которая уже много лет беспокоит работников народного образования, является недопущение привлечения учителей на различные работы, не связанные с их профессиональной деятельностью, и к принудительному труду.
В основе этих благородных дел лежат такие великие цели, как получение нашими детьми, которые являются будущим нашей страны, глубоких знаний, воспитание их гармонично развитыми личностями, обеспечение их счастливой и благополучной жизни, демонстрация на мировой арене того, что они никому ни в чем не уступают. Прошедшие годы были очень плодотворными. За шесть лет количество высших учебных заведений увеличилось с 77 до 170, а прием в них возрос в 3,5 раза. Благодаря поддержке конкуренции в сфере высшего образования и привлечению частного сектора созданы 24 зарубежных и 27 негосударственных вузов. В результате охват молодежи высшим образованием увеличился с 9 до 32 процентов. В целях повышения уровня охвата высшим образованием показатели приема в высшие учебные заведения республики в 2022/2023 учебном году составили 197 858 (в том числе в магистратуру – 16 933) и увеличились на 15 процентов (27 203) по сравнению с предыдущим учебным годом. В этом году были введены в эксплуатацию 25 новых вузов, в том числе 27 негосударственных, 31 зарубежный и 112 государственных вузов.
С учетом потребности в преподавателях в нашей стране были созданы Андижанский государственный институт иностранных языков и Наманганский государственный институт иностранных языков. Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства преобразован в Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства», его Бухарскому и Каршинскому филиалам присвоен статус отдельных институтов. В текущем учебном году в вузы поступило более 200 тысяч молодых людей. При этом государственные гранты были увеличены до 4636 или на 10 процентов. В 2022 году в целях создания здоровой конкурентной среды в сфере высшего образования и повышения уровня охвата молодежи высшим образованием до 38 процентов количество негосударственных высших учебных заведений будет увеличено на 27, а общее количество вузов – на 170. Процесс высшего образования был полностью переведен на кредитно-модульную систему. За ее основу была принята европейская система ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System). Отменена практика разработки учебных планов и образовательных программ базовыми высшими учебными заведениями и утверждения их по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования. Высшим учебным заведениям предоставлена академическая самостоятельность, а начиная с 2021/2022 учебного года введен порядок самостоятельной разработки и утверждения каждым высшим учебным заведением всех учебных планов и образовательных программ.
На основе новых стандартов и квалификационных требований в соответствии с кредитно-модульной системой в вузах разработаны и утверждены учебные планы по 625 направлениям бакалавриата и 634 специальностям магистратуры, а также более 4700 образовательных программ. Обеспечение вузов республики учебной литературой является одним из приоритетных направлений образовательной политики. За последние пять лет создано и издано 11 990 наименований учебной литературы нового поколения.
В частности, по состоянию на 1 июля текущего года разрешено к изданию 1 527 наименований (в том числе 504 учебника, 1 023 методических пособия) учебной литературы. Как известно, на сегодняшний день при поступлении в высшие учебные заведения нашей молодежи предоставляется около 20 льгот, большинство из них принимаются на основе государственных грантов. При этом для студентов создаются различные льготы и возможности. В частности, начиная с 2020/2021 учебного года, студентам, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставлено право вносить сумму платежного договора равными долями в течение учебного года. С 2021/2022 учебного года введен порядок обучения малообеспеченных девушек, потерявших родителей или одного из них, поступивших в государственный вуз на основе платежного контракта, и одиноких женщин, потерявших кормильца, за счет средств Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, государственных высших учебных заведений. При этом хокимияты каждый учебный год будут выплачивать сумму базового платежного контракта свыше 100 женщин за счет дополнительных источников местного бюджета.
Финансово устойчивые высшие учебные заведения будут бесплатно обучать до 50 женщин. Начиная с 2022/2023 учебного года в данное положение внесены изменения, и хокимияты за счет дополнительных источников местного бюджета каждый учебный год будут выплачивать сумму базового контракта 150 женщин. В 2021/2022 учебном году детям из семей, включенных в «железную тетрадь», обучающихся в государственных вузах, за счет средств государственного бюджета была возмещена полная сумма базового платежного контракта за первый учебный год.
Высшее образование является ключевой системой, определяющей будущее и дальнейший прогресс нашей республики и играющей важнейшую роль в реформировании всех сфер жизни общества. Ибо, чем больше будет в нашей стране образованных и высококвалифицированных специалистов, тем лучше будет развитие и эффективность в разрезе всех отраслей. Повышение качества образования является ключом к прогрессу в каждой сфере.
Обиджон Хамидов,
ректор Бухарского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор
УзА