Важнейшим политическим событием последних дней стала VI Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, состоявшаяся в г.Астане, которая открыла новый этап в развитии центральноазиатского партнерства.
Безусловно, инициированный в 2017г. Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым формат доказал свою востребованность в качестве эффективной площадки по решению ключевых вопросов развития Центральной Азии.
Благодаря созданному механизму Консультативных встреч стороны вырабатывают общие позиции по актуальным проблемам глобальной и региональной повестки, определяют перспективы дальнейшего расширения политического, экономического взаимодействия и формирования единого культурного пространства в регионе.
При этом нынешний саммит еще раз продемонстрировал готовность государств Центральной Азии всесторонне развивать долгосрочное региональное сотрудничество.
Подтверждением этому является принятие на саммите Концепции развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040»., что, в свою очередь, является большим достижением и серьезным прорывом в выстраивании региональных отношений.
Так, впервые наши страны согласовали общие контуры долгосрочного регионального сотрудничества. То есть сегодня регион уже имеет собственное видение общерегионального развития, проявляет решительный настрой выступать в качестве самостоятельного субъекта в международных отношениях. Это открывает новые перспективы для динамичного и устойчивого развития региона как единого целого.
Кроме того, страны ЦА подписали новую «Дорожную карту по развитию регионального сотрудничества на 2025-2027 годы», которая включила в себя выдвинутые на предыдущих Консультативных встречах инициативы и предложения всех сторон и направлена на повышение эффективности координации межпарламентского, межправительственного, межрегионального и отраслевого взаимодействия.
Между тем, в ходе саммита главы государств уделили особое внимание вопросам укрепления безопасности и стабильности в регионе, а также выразили готовность нести ответственность за обеспечение общей и неделимой безопасности Центральной Азии.
И это вполне закономерно, поскольку, как отметил в своем выступлении Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, «Центральная Азия в силу своего геополитического положения в полной мере испытывает на себе все негативные последствия глобального кризиса доверия и эскалации конфликтов».
При этом в целях эффективного противодействия новым вызовам и угрозам Глава нашего государства предложил принять «Концепцию обеспечения региональной безопасности и стабильности».
На мой взгляд, сегодня важно определить центральную роль и общую ответственность государств ЦА в обеспечении региональной безопасности, а также неделимость безопасности Центральной Азии и приоритетность поиска мирных путей разрешения межгосударственных разногласий, выстроить единый подход в отношении общих вызовов и угроз, учитывающий неразрывную связь безопасности с устойчивым развитием.
В ходе Консультативной встречи стороны придали особое значение наращиванию экономического сотрудничества. Главы пяти стран отметили востребованность поиска новых драйверов и моделей развития экономического партнерства на долгосрочную перспективу.
Важным событием в данном контексте стало принятие «Плана действий по развитию промышленной кооперации государств Центральной Азии на 2025-2027 годы». Тем самым государства продемонстрировали намерение вывести на качественно новый уровень сотрудничество в сфере промышленной кооперации. Необходимо отметить, что именно наращивание промышленной кооперации становится одним из магистральных направлений нашего сотрудничества.
Усиление производственно-промышленной кооперации будет способствовать свободному перемещению товаров, капитала, услуг и рабочей силы, формированию свободной экономической зоны. Более того, это обеспечит эффективное использование конкурентных преимуществ и взаимодополняемость производственно-технологических и сырьевых секторов экономик стран ЦА, повысит уровень локализации, импортозамещения, усилит конкурентоспособность, и в целом, укрепит экономические связи между нашими странами.
При этом вопросы формирования экономической базы многостороннего сотрудничества заняли центральное место в выступлении Главы нашего государства. В частности, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил с инициативой создать новую модель экономического партнерства. Наш лидер отметил необходимость сформировать Единый региональный рынок, учредить Центральноазиатский инвестиционный совет, создать Банк инновационного развития стран региона.
Предложенная инициатива по запуску Экономического совета на уровне заместителей Премьер-министров стран Центральной Азии, безусловно, будет способствовать рассмотрению всего комплекса вопросов в деле продвижения экономической кооперации.
Также отдельно хотел бы остановиться на выдвинутых в ходе саммита ряде инициатив Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, отражающих высокую заинтересованность нашей страны в наращивании долгосрочного пятистороннего сотрудничества в следующих направлениях.
В первую очередь это активная реализация принятого странами Центральной Азии Соглашения о транспорте и транзите. Главой нашего государств было предложено провести Экспертную конференцию с участием министерств транспорта, перевозчиков и экспедиторов, логистических компаний и специалистов.
Несомненно, данная инициатива актуальна на фоне наблюдаемых сбоев в глобальных цепочках поставок и позволит скоординировать совместные усилия и выработать практические шаги для формирования внутрирегиональной транспортно-коммуникационной сети и эффективного раскрытия транзитного потенциала.
Во-вторых, в сфере обеспечения продовольственной безопасности Центральной Азии была отмечена важность внедрения инновационных методов агропроизводства, водосберегающих технологий, повышения урожайности, усиления научной работы в области селекции, создания кластеров и «умных» ферм.
Кроме того, глава нашего государства выступил с предложением провести отдельную встречу министров сельского хозяйства для разработки Региональной стратегии на площадке организуемого в сентябре в Ташкенте совместно с ФАО Международного форума по обеспечению продовольственной безопасности стран, не имеющих выхода к морю.
Такой комплексный подход в этом направлении не только обеспечит внутрирегиональные потребности по основным видам продуктов питания, но и позволит занять прочные позиции на международном рынке.
В-третьих, в вопросах глобального изменения климата были озвучены ряд концептуальных предложений, направленных на активизацию регионального климатического взаимодействия.
В частности, это разработка и принятие комплексной Программы устойчивого развития Центральной Азии и Региональной стратегии рационального использования водных ресурсов трансграничных рек.
Реализация данных инициатив, безусловно, будет способствовать улучшению водно-климатической ситуации в нашем регионе, позволит консолидировать общие подходы и выработать конкретные предложения по перспективам дальнейшего регионального сотрудничества в сфере изменения климата.
В-четвертых, весомый пакет инициатив предложено в культурно-гуманитарной и туристической областях. В частности, это запуск Международной медиаплатформы «История и культура Центральной Азии: одно прошлое и общее будущее». Данный шаг позволит сформировать и регулировать производство общерегионального контента.
В свою очередь, принятие Центральноазиатской программы образовательных и академических обменов будет стимулировать молодежное взаимодействие, образовательную интеграцию между странами региона и способствовать воспитанию молодых людей, ориентированных на развитие регионального сотрудничества.
Более того, проведение предложенного лидером Узбекистана Научного форума, посвященного практическим аспектам формирования региональной идентичности, способствует укреплению культурно-исторической, цивилизационной и духовной общности народов региона.
Также реализация инициатив Узбекистана по взаимному признанию национальных ID-карт и разработка массовых туристических продуктов по принципу «Один тур – весь регион» будут способствовать существенной интенсификации взаимных поездок граждан, предпринимательской деятельности, взаимных турпотоков, торговли в приграничных территориях.
Одним словом, культурно-гуманитарные проекты заложат незыблемый фундамент в формирование региональной идентичности, которая станет несущей конструкции центральноазиатского сотрудничества.
В этом контексте также важно отметить, что главы государств придают особое значение роли центральноазиатского экспертного сообщества в расширении и углублении регионального сотрудничества. В частности, Шавкат Мирзиёев предложил провести очередное заседание Центральноазиатского экспертного форума ведущих аналитических центров и исследовательских институтов стран региона в Узбекистане в 2025 году.
Как он отметил, «концептуальные рекомендации и предложения экспертов можно рассмотреть в ходе следующего саммита».
Отдельного внимания заслуживает вручение Президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву Почетного знака глав государств стран Центральной Азии за выдающиеся заслуги в развитии дружбы, добрососедства и взаимопонимания между государствами региона. Без всякого сомнения это является признанием странами ЦА вклада Президента Узбекистана в процесс регионального сближения, который обрел устойчивый, последовательный и необратимый характер.
Подытоживая, можно сказать, что прошедшая Консультативная встреча вновь продемонстрировала высокую готовность стран Центральной Азии к формированию собственной модели взаимовыгодного и эффективного пятистороннего сотрудничества, основанного на принципах добрососедства, взаимного доверия и открытости для конструктивного взаимодействия региона с внешним миром.
Мурад Узаков,
руководитель Центра региональных исследований
ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан.