French
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Архитектура махалли будет представлена на Венецианской биеннале, где Узбекистан впервые откроет свой павильон
16:46 / 2021-04-29

Республика Узбекистан впервые примет участие в Венецианской архитектурной биеннале, которая пройдет с 22 мая по 21 ноября 2021 года, представив свой национальный павильон под названием «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь». Примечательно, что Узбекистан станет первым участником данного престижного форума из Центральноазиатского региона.

Кураторами выставки являются Эмануэль Крист и Кристоф Гантенбейн, профессора архитектуры и дизайна Высшей технической школы в Цюрихе и партнеры-основатели архитектурного бюро Christ & Gantenbein. Художник и звукорежиссер проекта – Карлос Касас, фотограф и художник – Бас Принсен.

Комиссаром павильона является Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Главная задача проекта – укрепить присутствие архитектурных традиций Узбекистана в глобальном культурном пространстве. 

Проект «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь» исследует культурное и архитектурное значение махалли для Узбекистана и призван ответить на главный вопрос 17-й Международной архитектурной биеннале в Венеции «Как мы будем жить вместе?».

Данный проект является результатом интенсивного сотрудничества международной команды, организаторы полагались на глобальную экспертизу и местные таланты. Так, начинающие художники и архитекторы Узбекистана, которые ведут свою деятельность при ССA Lab. – междисциплинарной экспериментальной лаборатории Центра современного искусства в Ташкенте, приняли активное участие в локальных исследованиях в рамках проекта создания Национального павильона Узбекистана, внеся значительный вклад в это дело. Они взяли интервью у жителей махаллей и создали фэнзин (fan magazine, или «журнал фанатов»), который будет бесплатно доступен для всех посетителей павильона Узбекистана на Венецианской архитектурной биеннале.

Фэнзин «Махалла 40» описывает в 40 основных словах богатые традиции культурного наследия нашего народа, которые до сих пор присутствуют в жизни наших махаллей. Эти слова точно передают повседневную жизнь общины как коллективного социального организма, людей, веками разделявших все свои чаяния, заботы, деятельность в контексте традиционного добрососедства. Многие из выбранных слов глубоко заложены в менталитете, поведении и культуре узбекского народа. Некоторые из описываемых традиций проявляются более, а другие – менее очевидно, но упоминание о них вызывает самые теплые чувства при погружении в атмосферу махалли. Таким образом, фэнзин «Махалла 40» позволяет совершить путешествие в такую невидимую махаллю, образно воплощая совокупность всех махаллей Узбекистана и давая четкое представление о сегодняшнем дне их жителей. 

В настоящее время в Узбекистане насчитывается множество старых и новых махаллей. Несомненно, глобализация, которая проявляется во всех сферах, в том числе в строительстве и архитектуре городов, современные городские махалли постепенно видоизменяются и приобретают новый облик. Однако важно, что при этом сохраняются такие важные традиции, как гостеприимство и добрососедство. 

Отправной точкой для проекта являются исследование и документирование культурного наследия нашего народа в области социального устройства общества на примере махаллей, их архитектурных особенностей в городской и провинциальной среде, проведенные под руководством Эмануэля Криста и Кристофа Гантенбейна вместе с младшим куратором и руководителем исследований Викторией Истон. Команда ETH Zurich в этом процессе тесно сотрудничала с местными консультантами, студентами и участниками лаборатории Центра современного искусства в Ташкенте. 

Концептуальный каркас инсталляции задан макетом махаллинского гузара из Ташкента. Этот воссозданный объект позволяет точно представить масштаб, качество строительного материала, используемого для домов жителей и других построек, стиль и красоту внешнего оформления и внутреннего убранства комнат. Изображения Баса Принсена показывают внутреннее пространство домов и уличных пейзажей махалли, а звуковое сопровождение Карлоса Касаса позволяет дополнить эти представления. Некоторые из звуковых блоков динамичны, причем звуковая атмосфера меняется в течение дня. 

Кроме того, на основе облачных моделей реальных домов будет разработано мобильное приложение. Оно позволит посетителю ощутить структуру дома, предложенную звуковыми ландшафтами.

На открытии нашего павильона будут присутствовать заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, председатель оргкомитета Национального павильона Узбекистана Азиз Абдухакимов, заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства Узбекистана Саида Мирзиёева, исполнительный директор данного фонда, комиссар выставочного проекта Гаянэ Умерова, а также участники проектных работ.

Азиз Абдухакимов, председатель оргкомитета Национального павильона Узбекистана:

– Мы рады представить первый проект Национального павильона Республики Узбекистан на Международной архитектурной биеннале «La Biennale Di Venezia». Богатое архитектурное наследие нашей страны и современные культурные, академические, профессиональные достижения позволяют нам быть полноценными участниками международного диалога, инициировать плодотворный культурный обмен, пригласив зарубежных специалистов к обсуждению насущных региональных и глобальных задач. 

Саида Мирзиёева, заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства Узбекистана:

Перед нами стоит задача сохранения наших традиций и богатого наследия, и одновременно с этим его обогащение с учетом требований динамично меняющегося мира. Национальный павильон на Венецианской биеннале – идеальная площадка для подобного академического и художественного исследования, диалога с лучшими мировыми специалистами и демонстрации результатов совместной работы широкой публике.

Гаянэ Умерова, комиссар проекта и исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Узбекистана:

– Мы активно привлекаем лабораторию CCA Lab., которая является междисциплинарной экспериментальной лабораторией Центра современного искусства в Ташкенте, где трудятся начинающие и молодые художники и архитекторы нашей страны. Коллектив этой лаборатории принял активное участие в локальных исследованиях в рамках проекта. Помимо данной лаборатории и зарубежных ученых, мы вплотную работаем с местными учеными, которые посвятили много лет изучению архитектурного и социального становления махаллей, в частности, с такими профессионалами в этой области, как профессора Абдуманноп Зияев, Шукур Аскаров, Мавлюда Аббасова-Юсупова, Алексей Улько, Борис Чухович и другими.

Эмануэль Крист, куратор выставки:

– Махалля – это уникальное социальное, культурное и городское явление. На ее примере мировое сообщество может найти видение, информацию, вдохновение к размышлению над устройством урбанистической и провинциальной среды в настоящем и будущем.