Согласно материалу The Diplomat приход Шавката Мирзиёева к власти оказал преобразующее воздействие на весь центральноазиатский регион: акцент на добрососедстве и совместном развитии придал новый импульс региональной кооперации и создал благоприятную почву для прогресса в формате C5+1 (пять государств Центральной Азии + США).
Узбекский фактор: от «угроз» к «партнерам»
В публикации подчеркивается, что именно при президенте Мирзиёеве возникла «совершенно новая атмосфера» во взаимоотношениях с соседями: вместо восприятия их как угрозы, они стали рассматриваться как потенциальные партнеры. Практическим результатом этого подхода стало продвижение урегулирования затянувшихся пограничных вопросов между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.
Хронология С5+1: от Самарканда к Нью-Йоркской декларации
Как напоминает The Diplomat, с момента первой встречи С5+1 в Самарканде (2015) формат обеспечивал примерно ежегодные контакты на уровне министров иностранных дел, также прошел один саммит лидеров. Динамика встреч отражала уязвимость механизма к колебаниям американской внешней политики: Вашингтон (встреча у госсекретаря Джона Керри, 2016), затем Нью-Йорк на полях ГА ООН (Рекс Тиллерсон, 2017), пауза до 2019 года, последующие контакты с участием Майка Помпео (Нью-Йорк — 2019; Ташкент — февраль 2020, затем онлайн-встреча в июне 2020), а при администрации Джо Байдена — виртуальная сессия под председательством Энтони Блинкена (апрель 2021), новая встреча на полях ГА ООН (2022) и возвращение формата в регион (Астана, март 2023). Ключевой вехой стал первый саммит лидеров в сентябре 2023 года и Нью-Йоркская декларация, опирающаяся на созданный в 2022 году секретариат и профильные рабочие группы по экономике, энергетике и экологии, а также безопасности.
Три опорных направления сотрудничества
Материал The Diplomat структурирует повестку по трем направлениям:
- Экономика — углубление торговых связей, включая тему критически важных (в т.ч. редкоземельных) минералов.
- Экология — противодействие опустыниванию и помощь в проектах сохранения экосистем (Арал, Каспий) при технической и финансовой поддержке США.
- Безопасность — содействие странам региона в сдерживании радикальных угроз после вывода США из Афганистана, включая совместные мероприятия и техническую поддержку.
В сентябре 2024 года, как подчеркивается в сюжете, на полях ГА ООН Блинкен зафиксировал прогресс со времени Нью-Йоркской декларации — запуск Диалога по критическим минералам и Бизнес-форума B5+1. Это придало формату дополнительную «предметность» и стабильность институтов.
Юбилей без встречи и ожидания дальнейших шагов
Напоминая о 10-летии формата в 2025 году, The Diplomat обращает внимание, что сессия ГА ООН прошла без новой встречи С5+1, несмотря на присутствие всех пяти президентов и глав МИД Центральной Азии в Нью-Йорке. Вместе с этим по публикациям редакции The Diplomat в конце октября появилась информация о готовящемся саммите лидеров в Вашингтоне на 6 ноября. В этом контексте подчеркивается, что дальнейшая релевантность С5+1 для региона и США остается высокой, а разворот стран Центральной Азии к многовекторности логично поддерживать через институционализированный диалог с Вашингтоном.
Вывод
Материал The Diplomat фиксирует: курс Ташкента при президенте Шавкате Мирзиёеве — с приоритетом добрососедства, снятия барьеров и конструктивной открытости — стал ключевым фактором укрепления доверия в Центральной Азии и катализатором для практического наполнения повестки С5+1. При сохранении той же логики — институциональная работа секретариата, профильных групп и регулярные политические контакты — формат остается востребованной площадкой, на которой Узбекистан играет заметную, стабилизирующую роль.
Основано исключительно на упомянутом видеоматериале и публикациях The Diplomat.
https://www.youtube.com/watch?v=Yx1di9i21GM
Абдуазиз Хидиров, УзА