В Узбекистане реализуются реформы, направленные на формирование свободного и сильного гражданского общества, созданы благоприятные организационно-правовые условия для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении.

Одним из ключевых шагов стало внесение изменений в Конституцию Республики Узбекистан, в результате чего институты гражданского общества получили статус конституционного института. В Стратегии «Узбекист!ан-2030» отдельное направление   посвящено совершенствованию системы государственного управления в интересах народа и повышению эффективности общественного контроля. В 2021 году была принята Концепция развития гражданского общества на 2021-2025 годы, что стало важным этапом в укреплении демократических институтов страны.

Значительное внимание уделено созданию демократической институциональной системы поддержки институтов гражданского общества, реализованы меры, направленные на обеспечение прозрачной и основанной на принципе здоровой конкуренции системы государственной поддержки, дополнительных условий для повышения эффективности социально значимых программ. Эти меры способствовали значительному усилению роли гражданских институтов в управленческих процессах.

В качестве логического продолжения реформ в процессе проведения коренных преобразований в стране в первом чтении был рассмотрен проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», предусматривающий дальнейшее укрепление роли и значимости негосударственных некоммерческих организаций,  повышение эффективности общественного контроля. В данном законопроекте ожидается внесение следующих изменений:

  • за незаконное вмешательство в деятельность негосударственных некоммерческих организаций для должностных лиц государственных органов устанавливается административная ответственность. Это, в свою очередь, обеспечит их независимость и свободное осуществление деятельности;
  • снижаются размеры административных штрафов за правонарушения, совершенные ННО, что будет способствовать финансовой стабильности институтов гражданского общества и устранению излишних бюрократических барьеров.

Еще одним важным аспектом законопроекта является обязательное рассмотрение в течение месяца итогового документа по результатам общественного контроля, подготовленного гражданскими институтами. В случае несоблюдения данного срока для должностных лиц устанавливается административная ответственность.

Принятие законопроекта станет важным шагом в укреплении правовой защиты институтов гражданского общества и повышении эффективности общественного контроля и будет способствовать дальнейшему укреплению демократических ценностей, принципов открытости и прозрачности в стране. Негосударственные некоммерческие организации получат больше возможностей для активного участия в процессах государственного управления, что будет способствовать дальнейшему развитию общественных институтов.

Авазбек Халбеков, 
эксперт Центра «Стратегия развития».

УзА

Ўзбек
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Свободное гражданское общество: новые правовые гарантии и перспективы

В Узбекистане реализуются реформы, направленные на формирование свободного и сильного гражданского общества, созданы благоприятные организационно-правовые условия для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении.

Одним из ключевых шагов стало внесение изменений в Конституцию Республики Узбекистан, в результате чего институты гражданского общества получили статус конституционного института. В Стратегии «Узбекист!ан-2030» отдельное направление   посвящено совершенствованию системы государственного управления в интересах народа и повышению эффективности общественного контроля. В 2021 году была принята Концепция развития гражданского общества на 2021-2025 годы, что стало важным этапом в укреплении демократических институтов страны.

Значительное внимание уделено созданию демократической институциональной системы поддержки институтов гражданского общества, реализованы меры, направленные на обеспечение прозрачной и основанной на принципе здоровой конкуренции системы государственной поддержки, дополнительных условий для повышения эффективности социально значимых программ. Эти меры способствовали значительному усилению роли гражданских институтов в управленческих процессах.

В качестве логического продолжения реформ в процессе проведения коренных преобразований в стране в первом чтении был рассмотрен проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», предусматривающий дальнейшее укрепление роли и значимости негосударственных некоммерческих организаций,  повышение эффективности общественного контроля. В данном законопроекте ожидается внесение следующих изменений:

  • за незаконное вмешательство в деятельность негосударственных некоммерческих организаций для должностных лиц государственных органов устанавливается административная ответственность. Это, в свою очередь, обеспечит их независимость и свободное осуществление деятельности;
  • снижаются размеры административных штрафов за правонарушения, совершенные ННО, что будет способствовать финансовой стабильности институтов гражданского общества и устранению излишних бюрократических барьеров.

Еще одним важным аспектом законопроекта является обязательное рассмотрение в течение месяца итогового документа по результатам общественного контроля, подготовленного гражданскими институтами. В случае несоблюдения данного срока для должностных лиц устанавливается административная ответственность.

Принятие законопроекта станет важным шагом в укреплении правовой защиты институтов гражданского общества и повышении эффективности общественного контроля и будет способствовать дальнейшему укреплению демократических ценностей, принципов открытости и прозрачности в стране. Негосударственные некоммерческие организации получат больше возможностей для активного участия в процессах государственного управления, что будет способствовать дальнейшему развитию общественных институтов.

Авазбек Халбеков, 
эксперт Центра «Стратегия развития».

УзА