В конце октября 2025 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершил визит в Брюссель, который стал переломным моментом в отношениях Ташкента с Евросоюзом. Центральным событием стало подписание Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA) между Узбекистаном и ЕС, которое заменило устаревшее соглашение 1996 года.  

Документ, парафированный в июле 2022 года и содержащий 9 разделов, 356 статей и 14 приложений, охватывает практически все сферы взаимодействия: от политического диалога и торговли до вопросов изменения климата, науки и высоких технологий. Как подчеркивает официальный релиз, соглашение создает полноценный механизм всестороннего сотрудничества, включающий детально прописанные положения о торговле, техническом регулировании, санитарных и фитосанитарных мерах, госзакупках и инвестициях. По словам глав Узбекистана и ЕС, новый EPCA «закладывает основу стратегического партнерства на десятилетия вперед» и «открывает новую главу» в политических, торговых и вопросах безопасности отношений. Например, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что соглашение «формирует основу для совместной работы Узбекистана и ЕС» на благо граждан обеих сторон. В совместном заявлении по случаю подписания EPCA говорится, что документ «укрепляет диалог, диверсификацию торговли и устойчивое развитие», способствуя процветанию, стабильности и региональной интеграции.

Архитектура соглашения: от рамочного документа – к комплексному механизму

Новый EPCA принципиально отличается от прежнего рамочного соглашения 1996 года: вместо акцента на гуманитарные и политические вопросы он предлагает полноценный комплексный механизм взаимодействия. В соглашении подробно прописаны механизмы торговли, защиты инвесторов и разрешения споров, а также положения, отвечающие требованиям ВТО – ключевого ориентира для Ташкента. Как отмечается в совместном заявлении ЕС и Узбекистана, EPCA «позволяет расширять и диверсифицировать двустороннюю торговлю и инвестиции». При этом документ открывает и возможность вести переговоры об упрощении визового режима и соглашении о реадмиссии – шаги, которые укрепят человеческие связи и экономическое сотрудничество.

Экономический прорыв: 10 миллиардов евро 

новых инвестиций

Визит Мирзиёева стал и крупным экономическим успехом. В ходе бизнес-форума «Дни узбекской экономики в Европе» 23–24 октября были заключены соглашения о реализации новых проектов на общую сумму более 10 млрд евро. Эти инвестиции нацелены на стратегические сектора экономики Узбекистана: энергетику, химию, добычу и переработку критических минералов, логистику, текстиль и фармацевтику. Они дополняют уже существующий портфель совместных проектов с ЕС, превышающий 40 млрд евро. Так, были подписаны восемь договоров и меморандумов в сферах инвестиций, логистики, фармацевтики, цифровых технологий и промышленного сотрудничества – например, контракт на поставку кабельной продукции и соглашение между АО «Узкимёсаноат» и итальянской NextChem S.P.A. (производитель химпродукции).

В последние годы торговля между Узбекистаном и ЕС стремительно росла: в 2018–2024 годах она почти удвоилась – с $3,2 млрд до $6,3 млрд. По итогам января–августа 2025 г. торговый оборот составил уже $4,5 млрд (рост на 9 процентов к прошлому году). При этом крупнейшим внешнеторговым партнером по-прежнему остается Китай (около 19,1 процента оборота), за ним идет Россия (15,7 процента), тогда как доля ЕС в общем объеме торговли Узбекистана заметно ниже. Существенная часть новых средств пойдет на «зеленые» и инфраструктурные проекты: уже в 2024 году ЕБРР инвестировал в Узбекистан рекордные €938 млн по 34 соглашениям (более половины – в зеленую экономику), а к 2025 г. запланировано свыше €1,1 млрд поддержки (преимущественно частному сектору). ЕБРР с 1992 года вложил в республику более €5,35 млрд – это максимальный показатель среди стран Центральной Азии. Свою готовность финансировать проекты в транспортной и инфраструктурной сферах подтвердил и Европейский инвестиционный банк.

    Критические минералы: новая валюта геоэкономики

Одно из ключевых направлений сотрудничества – развитие добычи редких и критически важных минералов, имеющих стратегическое значение в нынешней геоэкономике. Согласно данным Еврокомиссии, Центральная Азия обладает примерно 40 процентами мировых запасов марганца, а также большими запасами лития, графита и других редкоземельных элементов. Узбекистан, в свою очередь, выявил более 30 месторождений различных металлов, включая вольфрам, литий, ванадий, германий и графит, – всего 28 видов редких полезных ископаемых. Узбекский комбинат технологических металлов (УзКТМ) планирует реализовать более 70 проектов в этой сфере на сумму около $1,6 млрд к 2028 году.

В августе 2025 г. УзКТМ официально вступил в Европейский альянс по критическим сырьевым ресурсам (ERMA), что открывает Узбекистану доступ к европейским инвестициям, научным грантам и рынкам с высокими стандартами качества. Директор ERMA Массимо Гаспарон отметил, что с нетерпением ждет «совместной работы с ТМК для реализации целей ERMA» и укрепления сотрудничества ЕС и Узбекистана. Таким образом страна становится частью европейской цепочки поставок стратегических ресурсов.

          Прорыв в ВТО: завершение переговоров с ЕС

Вторым историческим итогом брюссельского визита стало официальное завершение двусторонних переговоров с Евросоюзом по вступлению Узбекистана во Всемирную торговую организацию. 24 октября представитель Президента по вопросам ВТО Азизбек Урунов сообщил, что переговоры с 27 государствами-членами ЕС по рыночному доступу – включая согласование экспортных и импортных пошлин, а также условий торговли услугами – успешно завершены. «Этот этап завершает более двух лет активных переговоров с 27 странами ЕС», – подчеркнул Урунов. После этого Евросоюз стал 31-й стороной, с которой Узбекистан полностью согласовал двусторонние условия, осталось лишь три страны для полного закрытия переговорной повестки. Еврокомиссия подтвердил, что новые обязательства Узбекистана по максимальным тарифам и сферам услуг войдут в окончательный протокол его присоединения к ВТО. Республика рассчитывает завершить процедуру членства к мартовской конференции ВТО 2026 года.

    Транскаспийский коридор: мост между континентами

Важным транспортным элементом европейско-узбекского сотрудничества становится Транскаспийский транспортный коридор. Этот маршрут из Китая через Центральную Азию и Южный Кавказ в обход России рассматривается как быстрый путь соединения Европы и Азии. Подписание EPCA закрепило поддержку ЕС развития этого коридора в рамках инициативы Global Gateway. Как отмечено в совместном заявлении, EPCA открывает новые горизонты для сотрудничества в сфере цифровой и устойчивой транспортной логистики под эгидой Global Gateway. По итогам саммита «Центральная Азия – ЕС» достигнута договоренность о проведении в Самарканде в конце 2025 года форума с целью привлечения инвестиций к расширению Транскаспийского транспортного коридора, что должно ускорить интеграцию региона с европейской логистической системой.

Встреча с Королем бельгийцев: укрепление двусторонних связей

В рамках визита Мирзиёев также встретился с Королем бельгийцев Филиппом во дворце Лакен. Монарх поприветствовал достижение договоренности о подписании исторического соглашения с ЕС и высоко оценил темпы развития узбекско-бельгийского сотрудничества. Торговля между странами растет, а бельгийские компании активно работают в Узбекистане в сферах текстиля, логистики и услуг. В 2024 году в Ташкенте открылась Торговая палата стран Бенилюкса, установлены побратимские связи между Ташкентом и Кортрейком, Самаркандом и Льежом, а в бельгийском Кортрейке установлен бюст великого ученого-мыслителя Авиценны. Мирзиёев пригласил короля Филиппа посетить Узбекистан с официальным визитом, и король принял приглашение.

        Многовекторность как стратегический императив

Подписание EPCA не означает «отказа от России» или «поворота на Запад», как поспешили заявить некоторые комментаторы. Напротив, расширение сотрудничества с ЕС – это логичное продолжение многовекторной внешней политики Ташкента, основанной на прагматизме и национальных интересах. Узбекистан стремится развивать взаимодействие со многими странами, решая прежде всего экономические задачи. Как справедливо отмечает эксперт по внешней политике Ранохон Турсунова, именно диверсификация экономических связей и расширение экспортных рынков являются главной целью сотрудничества с ЕС. При этом Узбекистан сохраняет интенсивную торговлю и с другими ключевыми партнерами: за январь–сентябрь 2025 г. на Китай пришлось 19,1 процента товарооборота, Россию – 15,7 процента, а со странами Евросоюза – заметно меньше. Администрация Мирзиёева одновременно продвигает повышение уровня отношений с США и ЕС до стратегического партнерства и поддерживает активное взаимодействие с Россией, Китаем и соседями. Такой взвешенный подход позволяет Узбекистану укреплять статус ведущего государства в Центральной Азии, опираясь на энергетическую интеграцию, цифровую экономику и развитие критических ресурсов.

                         Роль финансовых институтов ЕС

Европейские финансовые институты играют ключевую роль в углублении узбекско-европейских связей. С начала сотрудничества ЕБРР вложил в проекты в Узбекистане более €5,35 млрд. В 2024 году банк побил собственный рекорд: заключено 34 соглашения на сумму €938 млн – наивысший показатель в Центральной Азии. На 2025 год запланировано финансирование еще €1,1 млрд, прежде всего частному сектору. Примерно 55 процентов инвестиций ЕБРР направляется в зеленую экономику: на строительство солнечных электростанций, модернизацию ирригации и производство зеленого водорода. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) также активизируется: на саммите ЕС–ЦА в Самарканде он заключил меморандумы, предусматривающие финансирование устойчивого транспорта, водных проектов и экологических инициатив на сумму €365 млн (при партнерском финансировании до €1 млрд). В частности, ЕИБ готов поддержать транспортные и инфраструктурные проекты в регионе и открыть свое представительство в Узбекистане.

Преференции GSP+ и доступ к европейскому рынку

Начиная с 10 апреля 2021 года Узбекистан получил преференции ЕС по схеме GSP+ – льготный экспорт свыше 6200 видов товаров без пошлин. Эта программа действует до конца 2027 года, и республика уже предложила продлить ее на 10 лет с расширением списка по фруктам и овощам. За время действия GSP+ экспорт Узбекистана в ЕС утроился и достиг $1,15 млрд. Преимущественно выросли поставки сельхозпродукции и текстиля: сегодня примерно 1,1 тыс. наименований товаров экспортируются в ЕС без пошлин. Как отмечают представители Минпромторга, благодаря GSP+ производители получили расширенный доступ к европейскому рынку и активно наращивают экспорт. Эксперты полагают, что при сохранении текущих трендов экспорт узбекской текстильной продукции в ЕС может существенно вырасти в ближайшие годы (оценивался рост с $300 млн до $1,2 млрд к 2025 г.).

      Стратегия «Узбекистан-2030» и европейский вектор

Углубление сотрудничества с ЕС органично вписывается в модель социально-экономического развития Стратегии «Узбекистан-2030» (утверждена в сентябре 2023 г.). Стратегия ставит амбициозные цели: к 2030 году довести ВВП до $160 млрд и доход на душу населения до $4000. Для этого потребуется $250 млрд инвестиций, в том числе $110 млрд иностранных и $30 млрд – в формате государственно-частного партнерства. При поддержке европейских инвестиций и технологий планируется реализация более 500 стратегически значимых проектов суммарно на $150 млрд. Европейский союз уже выразил готовность содействовать этим реформам и целям: в совместном заявлении отмечено признание ЕС реформаторского курса Ташкента и подтверждена его поддержка «национальных усилий» по укреплению верховенства закона и прав человека. Президент Еврокомиссии фон дер Ляйен особо подчеркнула, что EPCA «создает рамки для совместной работы во благо граждан обеих сторон». С учетом новых обязательств Узбекистана перед ВТО и потенциального продления GSP+ европейский вектор явно становится одним из драйверов «устойчивого экономического развития» в рамках национальной стратегии.

Визовое упрощение: гуманитарное измерение партнерства

Важным аспектом диалога стали вопросы мобильности и упрощения визовых процедур. В Европе уже реализуются программы облегчения трудовой миграции для граждан Узбекистана – например, Германия подписала соглашение об активном привлечении специалистов из республики и упростила доступ к рабочим визам. Посол ЕС в Ташкенте То́йво Клаар отметил, что «есть возможность начала переговоров по упрощению визового режима между Евросоюзом и Узбекистаном». Это означает, что в будущем узбеки могут получить более удобный и прозрачный доступ к европейским образовательным, деловым и туристическим программам. Упрощение визовой политики существенно усилит «человеческую связь» и обмен технологиями между регионами. Как подчеркивается в совместном заявлении, EPCA даже обусловил рассмотрение с ЕС переговоров по соглашению об упрощении визового режима, если создадутся надлежащие условия. Таким образом укрепляются не только экономические, но и культурно-гуманитарные связи.

Подводя итог можно сказать, что визит Шавката Мирзиёева в Брюссель стал не просто дипломатическим успехом, а стратегическим прорывом в узбекско-европейских отношениях. Подписание расширенного соглашения создает новую правовую основу для сотрудничества в XXI веке, а договоры на десятки миллиардов евро дают мощный импульс экономическому росту Узбекистана. Завершение переговоров по рыночному доступу с ЕС приближает страну к полноценной интеграции в мировую торговую систему. Многовекторный курс Ташкента, основанный на прагматизме и балансе интересов, позволяет Узбекистану эффективно строить мосты со всеми партнерами, и Брюссельский визит это наглядно показал. Как отмечается в совместном заявлении, стороны «с нетерпением смотрят на углубление партнерства, реализацию полного потенциала EPCA и продвижение более тесной региональной интеграции, обеспечивающих светлое будущее для наших народов». И хотя реальные результаты потребуют времени, уже сегодня можно констатировать: Новый Узбекистан, открытый для модернизации и сотрудничества, получил весомое «зеркальное подтверждение» своих реформ со стороны европейских лидеров. Главное теперь – последовательно воплощать договоренности, укрепляя международный имидж страны как надежного и открытого партнера, способного делиться опытом реформ и устойчивого развития.

Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Новая орбита диалога: как визит Президента в Брюссель меняет архитектуру узбекско-европейских отношений

В конце октября 2025 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершил визит в Брюссель, который стал переломным моментом в отношениях Ташкента с Евросоюзом. Центральным событием стало подписание Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA) между Узбекистаном и ЕС, которое заменило устаревшее соглашение 1996 года.  

Документ, парафированный в июле 2022 года и содержащий 9 разделов, 356 статей и 14 приложений, охватывает практически все сферы взаимодействия: от политического диалога и торговли до вопросов изменения климата, науки и высоких технологий. Как подчеркивает официальный релиз, соглашение создает полноценный механизм всестороннего сотрудничества, включающий детально прописанные положения о торговле, техническом регулировании, санитарных и фитосанитарных мерах, госзакупках и инвестициях. По словам глав Узбекистана и ЕС, новый EPCA «закладывает основу стратегического партнерства на десятилетия вперед» и «открывает новую главу» в политических, торговых и вопросах безопасности отношений. Например, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что соглашение «формирует основу для совместной работы Узбекистана и ЕС» на благо граждан обеих сторон. В совместном заявлении по случаю подписания EPCA говорится, что документ «укрепляет диалог, диверсификацию торговли и устойчивое развитие», способствуя процветанию, стабильности и региональной интеграции.

Архитектура соглашения: от рамочного документа – к комплексному механизму

Новый EPCA принципиально отличается от прежнего рамочного соглашения 1996 года: вместо акцента на гуманитарные и политические вопросы он предлагает полноценный комплексный механизм взаимодействия. В соглашении подробно прописаны механизмы торговли, защиты инвесторов и разрешения споров, а также положения, отвечающие требованиям ВТО – ключевого ориентира для Ташкента. Как отмечается в совместном заявлении ЕС и Узбекистана, EPCA «позволяет расширять и диверсифицировать двустороннюю торговлю и инвестиции». При этом документ открывает и возможность вести переговоры об упрощении визового режима и соглашении о реадмиссии – шаги, которые укрепят человеческие связи и экономическое сотрудничество.

Экономический прорыв: 10 миллиардов евро 

новых инвестиций

Визит Мирзиёева стал и крупным экономическим успехом. В ходе бизнес-форума «Дни узбекской экономики в Европе» 23–24 октября были заключены соглашения о реализации новых проектов на общую сумму более 10 млрд евро. Эти инвестиции нацелены на стратегические сектора экономики Узбекистана: энергетику, химию, добычу и переработку критических минералов, логистику, текстиль и фармацевтику. Они дополняют уже существующий портфель совместных проектов с ЕС, превышающий 40 млрд евро. Так, были подписаны восемь договоров и меморандумов в сферах инвестиций, логистики, фармацевтики, цифровых технологий и промышленного сотрудничества – например, контракт на поставку кабельной продукции и соглашение между АО «Узкимёсаноат» и итальянской NextChem S.P.A. (производитель химпродукции).

В последние годы торговля между Узбекистаном и ЕС стремительно росла: в 2018–2024 годах она почти удвоилась – с $3,2 млрд до $6,3 млрд. По итогам января–августа 2025 г. торговый оборот составил уже $4,5 млрд (рост на 9 процентов к прошлому году). При этом крупнейшим внешнеторговым партнером по-прежнему остается Китай (около 19,1 процента оборота), за ним идет Россия (15,7 процента), тогда как доля ЕС в общем объеме торговли Узбекистана заметно ниже. Существенная часть новых средств пойдет на «зеленые» и инфраструктурные проекты: уже в 2024 году ЕБРР инвестировал в Узбекистан рекордные €938 млн по 34 соглашениям (более половины – в зеленую экономику), а к 2025 г. запланировано свыше €1,1 млрд поддержки (преимущественно частному сектору). ЕБРР с 1992 года вложил в республику более €5,35 млрд – это максимальный показатель среди стран Центральной Азии. Свою готовность финансировать проекты в транспортной и инфраструктурной сферах подтвердил и Европейский инвестиционный банк.

    Критические минералы: новая валюта геоэкономики

Одно из ключевых направлений сотрудничества – развитие добычи редких и критически важных минералов, имеющих стратегическое значение в нынешней геоэкономике. Согласно данным Еврокомиссии, Центральная Азия обладает примерно 40 процентами мировых запасов марганца, а также большими запасами лития, графита и других редкоземельных элементов. Узбекистан, в свою очередь, выявил более 30 месторождений различных металлов, включая вольфрам, литий, ванадий, германий и графит, – всего 28 видов редких полезных ископаемых. Узбекский комбинат технологических металлов (УзКТМ) планирует реализовать более 70 проектов в этой сфере на сумму около $1,6 млрд к 2028 году.

В августе 2025 г. УзКТМ официально вступил в Европейский альянс по критическим сырьевым ресурсам (ERMA), что открывает Узбекистану доступ к европейским инвестициям, научным грантам и рынкам с высокими стандартами качества. Директор ERMA Массимо Гаспарон отметил, что с нетерпением ждет «совместной работы с ТМК для реализации целей ERMA» и укрепления сотрудничества ЕС и Узбекистана. Таким образом страна становится частью европейской цепочки поставок стратегических ресурсов.

          Прорыв в ВТО: завершение переговоров с ЕС

Вторым историческим итогом брюссельского визита стало официальное завершение двусторонних переговоров с Евросоюзом по вступлению Узбекистана во Всемирную торговую организацию. 24 октября представитель Президента по вопросам ВТО Азизбек Урунов сообщил, что переговоры с 27 государствами-членами ЕС по рыночному доступу – включая согласование экспортных и импортных пошлин, а также условий торговли услугами – успешно завершены. «Этот этап завершает более двух лет активных переговоров с 27 странами ЕС», – подчеркнул Урунов. После этого Евросоюз стал 31-й стороной, с которой Узбекистан полностью согласовал двусторонние условия, осталось лишь три страны для полного закрытия переговорной повестки. Еврокомиссия подтвердил, что новые обязательства Узбекистана по максимальным тарифам и сферам услуг войдут в окончательный протокол его присоединения к ВТО. Республика рассчитывает завершить процедуру членства к мартовской конференции ВТО 2026 года.

    Транскаспийский коридор: мост между континентами

Важным транспортным элементом европейско-узбекского сотрудничества становится Транскаспийский транспортный коридор. Этот маршрут из Китая через Центральную Азию и Южный Кавказ в обход России рассматривается как быстрый путь соединения Европы и Азии. Подписание EPCA закрепило поддержку ЕС развития этого коридора в рамках инициативы Global Gateway. Как отмечено в совместном заявлении, EPCA открывает новые горизонты для сотрудничества в сфере цифровой и устойчивой транспортной логистики под эгидой Global Gateway. По итогам саммита «Центральная Азия – ЕС» достигнута договоренность о проведении в Самарканде в конце 2025 года форума с целью привлечения инвестиций к расширению Транскаспийского транспортного коридора, что должно ускорить интеграцию региона с европейской логистической системой.

Встреча с Королем бельгийцев: укрепление двусторонних связей

В рамках визита Мирзиёев также встретился с Королем бельгийцев Филиппом во дворце Лакен. Монарх поприветствовал достижение договоренности о подписании исторического соглашения с ЕС и высоко оценил темпы развития узбекско-бельгийского сотрудничества. Торговля между странами растет, а бельгийские компании активно работают в Узбекистане в сферах текстиля, логистики и услуг. В 2024 году в Ташкенте открылась Торговая палата стран Бенилюкса, установлены побратимские связи между Ташкентом и Кортрейком, Самаркандом и Льежом, а в бельгийском Кортрейке установлен бюст великого ученого-мыслителя Авиценны. Мирзиёев пригласил короля Филиппа посетить Узбекистан с официальным визитом, и король принял приглашение.

        Многовекторность как стратегический императив

Подписание EPCA не означает «отказа от России» или «поворота на Запад», как поспешили заявить некоторые комментаторы. Напротив, расширение сотрудничества с ЕС – это логичное продолжение многовекторной внешней политики Ташкента, основанной на прагматизме и национальных интересах. Узбекистан стремится развивать взаимодействие со многими странами, решая прежде всего экономические задачи. Как справедливо отмечает эксперт по внешней политике Ранохон Турсунова, именно диверсификация экономических связей и расширение экспортных рынков являются главной целью сотрудничества с ЕС. При этом Узбекистан сохраняет интенсивную торговлю и с другими ключевыми партнерами: за январь–сентябрь 2025 г. на Китай пришлось 19,1 процента товарооборота, Россию – 15,7 процента, а со странами Евросоюза – заметно меньше. Администрация Мирзиёева одновременно продвигает повышение уровня отношений с США и ЕС до стратегического партнерства и поддерживает активное взаимодействие с Россией, Китаем и соседями. Такой взвешенный подход позволяет Узбекистану укреплять статус ведущего государства в Центральной Азии, опираясь на энергетическую интеграцию, цифровую экономику и развитие критических ресурсов.

                         Роль финансовых институтов ЕС

Европейские финансовые институты играют ключевую роль в углублении узбекско-европейских связей. С начала сотрудничества ЕБРР вложил в проекты в Узбекистане более €5,35 млрд. В 2024 году банк побил собственный рекорд: заключено 34 соглашения на сумму €938 млн – наивысший показатель в Центральной Азии. На 2025 год запланировано финансирование еще €1,1 млрд, прежде всего частному сектору. Примерно 55 процентов инвестиций ЕБРР направляется в зеленую экономику: на строительство солнечных электростанций, модернизацию ирригации и производство зеленого водорода. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) также активизируется: на саммите ЕС–ЦА в Самарканде он заключил меморандумы, предусматривающие финансирование устойчивого транспорта, водных проектов и экологических инициатив на сумму €365 млн (при партнерском финансировании до €1 млрд). В частности, ЕИБ готов поддержать транспортные и инфраструктурные проекты в регионе и открыть свое представительство в Узбекистане.

Преференции GSP+ и доступ к европейскому рынку

Начиная с 10 апреля 2021 года Узбекистан получил преференции ЕС по схеме GSP+ – льготный экспорт свыше 6200 видов товаров без пошлин. Эта программа действует до конца 2027 года, и республика уже предложила продлить ее на 10 лет с расширением списка по фруктам и овощам. За время действия GSP+ экспорт Узбекистана в ЕС утроился и достиг $1,15 млрд. Преимущественно выросли поставки сельхозпродукции и текстиля: сегодня примерно 1,1 тыс. наименований товаров экспортируются в ЕС без пошлин. Как отмечают представители Минпромторга, благодаря GSP+ производители получили расширенный доступ к европейскому рынку и активно наращивают экспорт. Эксперты полагают, что при сохранении текущих трендов экспорт узбекской текстильной продукции в ЕС может существенно вырасти в ближайшие годы (оценивался рост с $300 млн до $1,2 млрд к 2025 г.).

      Стратегия «Узбекистан-2030» и европейский вектор

Углубление сотрудничества с ЕС органично вписывается в модель социально-экономического развития Стратегии «Узбекистан-2030» (утверждена в сентябре 2023 г.). Стратегия ставит амбициозные цели: к 2030 году довести ВВП до $160 млрд и доход на душу населения до $4000. Для этого потребуется $250 млрд инвестиций, в том числе $110 млрд иностранных и $30 млрд – в формате государственно-частного партнерства. При поддержке европейских инвестиций и технологий планируется реализация более 500 стратегически значимых проектов суммарно на $150 млрд. Европейский союз уже выразил готовность содействовать этим реформам и целям: в совместном заявлении отмечено признание ЕС реформаторского курса Ташкента и подтверждена его поддержка «национальных усилий» по укреплению верховенства закона и прав человека. Президент Еврокомиссии фон дер Ляйен особо подчеркнула, что EPCA «создает рамки для совместной работы во благо граждан обеих сторон». С учетом новых обязательств Узбекистана перед ВТО и потенциального продления GSP+ европейский вектор явно становится одним из драйверов «устойчивого экономического развития» в рамках национальной стратегии.

Визовое упрощение: гуманитарное измерение партнерства

Важным аспектом диалога стали вопросы мобильности и упрощения визовых процедур. В Европе уже реализуются программы облегчения трудовой миграции для граждан Узбекистана – например, Германия подписала соглашение об активном привлечении специалистов из республики и упростила доступ к рабочим визам. Посол ЕС в Ташкенте То́йво Клаар отметил, что «есть возможность начала переговоров по упрощению визового режима между Евросоюзом и Узбекистаном». Это означает, что в будущем узбеки могут получить более удобный и прозрачный доступ к европейским образовательным, деловым и туристическим программам. Упрощение визовой политики существенно усилит «человеческую связь» и обмен технологиями между регионами. Как подчеркивается в совместном заявлении, EPCA даже обусловил рассмотрение с ЕС переговоров по соглашению об упрощении визового режима, если создадутся надлежащие условия. Таким образом укрепляются не только экономические, но и культурно-гуманитарные связи.

Подводя итог можно сказать, что визит Шавката Мирзиёева в Брюссель стал не просто дипломатическим успехом, а стратегическим прорывом в узбекско-европейских отношениях. Подписание расширенного соглашения создает новую правовую основу для сотрудничества в XXI веке, а договоры на десятки миллиардов евро дают мощный импульс экономическому росту Узбекистана. Завершение переговоров по рыночному доступу с ЕС приближает страну к полноценной интеграции в мировую торговую систему. Многовекторный курс Ташкента, основанный на прагматизме и балансе интересов, позволяет Узбекистану эффективно строить мосты со всеми партнерами, и Брюссельский визит это наглядно показал. Как отмечается в совместном заявлении, стороны «с нетерпением смотрят на углубление партнерства, реализацию полного потенциала EPCA и продвижение более тесной региональной интеграции, обеспечивающих светлое будущее для наших народов». И хотя реальные результаты потребуют времени, уже сегодня можно констатировать: Новый Узбекистан, открытый для модернизации и сотрудничества, получил весомое «зеркальное подтверждение» своих реформ со стороны европейских лидеров. Главное теперь – последовательно воплощать договоренности, укрепляя международный имидж страны как надежного и открытого партнера, способного делиться опытом реформ и устойчивого развития.

Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА