Как стало известно, 23-24 октября Президент Шавкат Мирзиёев совершит официальный визит в столицу Бельгии, где планируется подписание Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA) между Узбекистаном и Европейским союзом.

Эксперты считают этот документ историческим рубежом, знаменующим переход от формального диалога к подлинному стратегическому партнерству между Ташкентом и Брюсселем.

В поздравительном послании по случаю Дня независимости Узбекистана Президент Европейского совета Антониу Кошта подчеркнул важность предстоящего визита Шавката Мирзиёева, отметив, что он ознаменует подписание «важного соглашения» между ЕС и Узбекистаном. Он выразил надежду на продолжение конструктивного диалога и подтвердил стремление Европы к углублению сотрудничества с Узбекистаном.

Ожидается, что в ходе визита будет подписано соглашение EPCA – всеобъемлющая рамочная договоренность, охватывающая пять стратегических направлений: политический диалог и реформы, торговля и экономика, внешняя и оборонная политика, юстиция и внутренние дела, а также устойчивое развитие. Документ закрепляет общие обязательства сторон по вопросам демократии, верховенства закона, прав человека и основных свобод, а также содействует региональной стабильности, модернизации экономики и устойчивому росту.

Современная структура соглашения соответствует курсу реформ в Узбекистане и стремлению к созданию прозрачной, основанной на законе экономики. Для ЕС это означает открытие доступа к быстроразвивающемуся рынку Центральной Азии и надежному партнерству в вопросах устойчивой инфраструктуры, энергетического перехода и критически важных ресурсов. Для Узбекистана – шаг к более глубокой интеграции с Европой, расширению доступа к ее рынкам ЕС в рамках режима GSP+ и ускорению модернизации в энергетике, сфере цифровых технологий и сельском хозяйстве.

В преддверии визита министр иностранных дел Республики Узбекистан Бахтиёр Саидов и руководитель Администрации Президента Саида Мирзиёева провели серию встреч высокого уровня в Италии, Швейцарии, Люксембурге, Великобритании и Бельгии. Эти переговоры заложили прочную основу для того, что аналитики называют «европейским поворотом Ташкента». Это не смена геополитического курса, а укрепление многовекторной внешней политики страны – развитие сотрудничества с Европой при сохранении сбалансированных отношений с традиционными партнерами на Востоке.

В течение октября Саидов встретился с рядом европейских лидеров, включая премьер-министра Италии Джорджу Мелони, министра иностранных дел Швейцарии Игнацио Кассиса, еврокомиссаров Йозефа Сикелу и Марту Кош, а также глав МИД Латвии и Кипра. Основными темами обсуждений стали цифровая трансформация, устойчивые логистические решения и зеленое развитие, что подчеркивает растущее восприятие Узбекистана как опоры региональной стабильности и ключевого участника экономической интеграции в Центральной Азии.

Параллельно Саида Мирзиёева продвигала гуманитарную и социально-экономическую дипломатию Узбекистана. В Брюсселе она провела встречи с президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, Верховным представителем ЕС Кайей Каллас и главой ЕБРР Одиль Рено-Бассо. Обсуждались реформы, женское предпринимательство, развитие молодежи и экологические инициативы. В Лондоне она встретилась с членами британского парламента и представителями академических кругов, что привело к символическому достижению – включению узбекского и староузбекского (чагатайского) языков в учебную программу Оксфордского университета. Это будет способствовать укреплению культурного присутствия Узбекистана в Европе.

В Брюсселе также обсуждалось углубление сотрудничества с Бельгией в области сельского хозяйства, зеленых технологий и образования. В рамках проекта EU-AGRIN внедряются инновационные агротехнологии – солнечные системы капельного орошения, снижающие потребление воды и энергии более чем на 50 процентов, и устойчивые к климату семена, увеличивающие урожайность на треть. Совместные планы включают модернизацию ирригационных систем, переработку сточных вод, биомассовую энергетику и трансфер агротехнологий. Особую роль играет сотрудничество с Намюрским университетом в области аграрных исследований и профессиональной подготовки.

Новое соглашение заменит устаревшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1996 года, предоставляя широкую институциональную основу для долгосрочной модернизации и стратегического взаимодействия. МИД Узбекистана охарактеризовал EPCA как исторический шаг, отражающий прогресс страны в политическом и экономическом развитии. Оно также откроет путь к новым инициативам, включая проведение Экономического форума «ЕС – Центральная Азия» в Ташкенте в ноябре 2025 года.

Подписание соглашения завершает процесс, начатый в 2017 году, когда Ташкент впервые предложил проводить переговоры по новому формату. С тех пор двусторонние отношения значительно углубились. В 2024 году товарооборот между Узбекистаном и ЕС достиг 6,4 млрд евро, увеличившись на 8 процентов, а общий объем торговли ЕС с Центральной Азией составил 54 млрд евро. В Узбекистане действует более 1000 совместных предприятий при поддержке европейских инвестиций на сумму около 40 млрд евро.

По мнению экспертов, активное взаимодействие Узбекистана с ЕС отражает его стратегическую цель – укрепление суверенитета через диверсифицированные партнерства. Как отмечает политолог Акрам Умаров, многовекторная дипломатия Ташкента обеспечивает баланс и независимость, при этом ЕС выступает ценным партнером в вопросах региональной связанности и устойчивого развития.

Экономические реформы и либерализация стали основой этих преобразований. С момента избрания Шавката Мирзиёева Узбекистан добился значительного прогресса в управлении, трудовой сфере и сфере рыночных отношений. Было полностью искоренено принудительное трудоустройство, реформирована хлопковая отрасль, а новые политики привлекли рекордные объемы инвестиций. В 2024 году ВВП Узбекистана достиг 115 млрд долларов, удвоившись за восемь лет. С 2017 года объем капитальных вложений составил 240 млрд долларов, из которых 130 млрд – иностранные инвестиции. Доля промышленности выросла с 20 до 26 процентов, сферы услуг – с 44 до 47 процентов, а производительность труда увеличилась на 45 процентов.

Доля ЕС в торговле Узбекистана значительно возросла. С 2017 по 2024 год двусторонний товарооборот увеличился в 2,4 раза, а экспорт – в 3,6 раза, достигнув 1,7 млрд долларов. ЕС теперь занимает третье место среди торговых партнеров Узбекистана после Китая и России. Введение режима GSP+ в 2021 году обеспечило беспошлинный доступ к более чем 6200 товарным позициям, при этом уровень использования преференций составил 84 процента. В 2024 году экспорт Узбекистана в ЕС был представлен в основном химической продукцией, текстилем и металлами, в то время как импорт из Европы включал оборудование и технику, способствующие индустриализации.

Инвестиционное сотрудничество между Узбекистаном и Европейским союзом продолжает активно развиваться. Только в 2024 году объем инвестиций и кредитов от стран и институтов ЕС вырос на 77 процентов, достигнув 4,1 млрд долларов, при этом лидирующими инвесторами стали Германия, Нидерланды и Кипр. В Узбекистане уже функционируют около 1000 европейских предприятий, реализующих проекты на сумму 30 млрд евро. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) играет ключевую роль, вложив более 5 млрд евро, включая 1 млрд только за 2024 год.

Социально-экономический прогресс также впечатляет: численность населения Узбекистана достигла 38 миллионов человек, увеличившись на 18 процентов с 2017 года, а уровень бедности снизился с одной трети населения до 8,9 процента – 7,5 миллиона человек были выведены из состояния бедности. Рост доходов и внутреннего спроса усилил интерес европейских инвесторов, особенно в сферах сельского хозяйства, зеленой энергетики и инноваций.

По мнению доктора Ранохон Турсуновой из Университета мировой экономики и дипломатии, подписание EPCA ознаменует «новый этап партнерства, основанного на взаимном уважении и равенстве». Она отмечает, что документ расширит торговлю, инновации и гуманитарные обмены, привлечет европейские технологии и инвестиции, а также укрепит позицию Узбекистана как открытого и надежного партнера в Центральной Азии.

Экономист Темир Баходиров подчеркивает, что углубление сотрудничества с Европой – часть продуманной и постепенной диверсификации внешних связей, а не геополитический разворот. Это отражает долгосрочную тенденцию к открытости и многовекторной дипломатии, усиливающей суверенитет страны.

Таким образом, подписание соглашения в Брюсселе является не только дипломатическим достижением, но и заявлением о стратегической зрелости и независимости. Узбекистан позиционирует себя как связующее звено и соавтор новой евразийской архитектуры стабильности и устойчивого развития. Его взаимодействие с ЕС отражает новую модель партнерства – сбалансированную, ориентированную на будущее и основанную на общем прогрессе.

Сегодня Узбекистан выступает мостом между Востоком и Западом, воплощая принципы баланса, модернизации и взаимного уважения. Предстоящий визит в Брюссель окончательно закрепит этот статус, утвердив страну как центр стабильности и доверия на евразийской карте.

Убайдулло ХОДЖАБЕКОВ,

ассистент-исследователь Центра изучения Афганистана и Южной Азии при Институте перспективных международных исследований.

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Соглашение, способное изменить будущее Центральной Азии

Как стало известно, 23-24 октября Президент Шавкат Мирзиёев совершит официальный визит в столицу Бельгии, где планируется подписание Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA) между Узбекистаном и Европейским союзом.

Эксперты считают этот документ историческим рубежом, знаменующим переход от формального диалога к подлинному стратегическому партнерству между Ташкентом и Брюсселем.

В поздравительном послании по случаю Дня независимости Узбекистана Президент Европейского совета Антониу Кошта подчеркнул важность предстоящего визита Шавката Мирзиёева, отметив, что он ознаменует подписание «важного соглашения» между ЕС и Узбекистаном. Он выразил надежду на продолжение конструктивного диалога и подтвердил стремление Европы к углублению сотрудничества с Узбекистаном.

Ожидается, что в ходе визита будет подписано соглашение EPCA – всеобъемлющая рамочная договоренность, охватывающая пять стратегических направлений: политический диалог и реформы, торговля и экономика, внешняя и оборонная политика, юстиция и внутренние дела, а также устойчивое развитие. Документ закрепляет общие обязательства сторон по вопросам демократии, верховенства закона, прав человека и основных свобод, а также содействует региональной стабильности, модернизации экономики и устойчивому росту.

Современная структура соглашения соответствует курсу реформ в Узбекистане и стремлению к созданию прозрачной, основанной на законе экономики. Для ЕС это означает открытие доступа к быстроразвивающемуся рынку Центральной Азии и надежному партнерству в вопросах устойчивой инфраструктуры, энергетического перехода и критически важных ресурсов. Для Узбекистана – шаг к более глубокой интеграции с Европой, расширению доступа к ее рынкам ЕС в рамках режима GSP+ и ускорению модернизации в энергетике, сфере цифровых технологий и сельском хозяйстве.

В преддверии визита министр иностранных дел Республики Узбекистан Бахтиёр Саидов и руководитель Администрации Президента Саида Мирзиёева провели серию встреч высокого уровня в Италии, Швейцарии, Люксембурге, Великобритании и Бельгии. Эти переговоры заложили прочную основу для того, что аналитики называют «европейским поворотом Ташкента». Это не смена геополитического курса, а укрепление многовекторной внешней политики страны – развитие сотрудничества с Европой при сохранении сбалансированных отношений с традиционными партнерами на Востоке.

В течение октября Саидов встретился с рядом европейских лидеров, включая премьер-министра Италии Джорджу Мелони, министра иностранных дел Швейцарии Игнацио Кассиса, еврокомиссаров Йозефа Сикелу и Марту Кош, а также глав МИД Латвии и Кипра. Основными темами обсуждений стали цифровая трансформация, устойчивые логистические решения и зеленое развитие, что подчеркивает растущее восприятие Узбекистана как опоры региональной стабильности и ключевого участника экономической интеграции в Центральной Азии.

Параллельно Саида Мирзиёева продвигала гуманитарную и социально-экономическую дипломатию Узбекистана. В Брюсселе она провела встречи с президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, Верховным представителем ЕС Кайей Каллас и главой ЕБРР Одиль Рено-Бассо. Обсуждались реформы, женское предпринимательство, развитие молодежи и экологические инициативы. В Лондоне она встретилась с членами британского парламента и представителями академических кругов, что привело к символическому достижению – включению узбекского и староузбекского (чагатайского) языков в учебную программу Оксфордского университета. Это будет способствовать укреплению культурного присутствия Узбекистана в Европе.

В Брюсселе также обсуждалось углубление сотрудничества с Бельгией в области сельского хозяйства, зеленых технологий и образования. В рамках проекта EU-AGRIN внедряются инновационные агротехнологии – солнечные системы капельного орошения, снижающие потребление воды и энергии более чем на 50 процентов, и устойчивые к климату семена, увеличивающие урожайность на треть. Совместные планы включают модернизацию ирригационных систем, переработку сточных вод, биомассовую энергетику и трансфер агротехнологий. Особую роль играет сотрудничество с Намюрским университетом в области аграрных исследований и профессиональной подготовки.

Новое соглашение заменит устаревшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1996 года, предоставляя широкую институциональную основу для долгосрочной модернизации и стратегического взаимодействия. МИД Узбекистана охарактеризовал EPCA как исторический шаг, отражающий прогресс страны в политическом и экономическом развитии. Оно также откроет путь к новым инициативам, включая проведение Экономического форума «ЕС – Центральная Азия» в Ташкенте в ноябре 2025 года.

Подписание соглашения завершает процесс, начатый в 2017 году, когда Ташкент впервые предложил проводить переговоры по новому формату. С тех пор двусторонние отношения значительно углубились. В 2024 году товарооборот между Узбекистаном и ЕС достиг 6,4 млрд евро, увеличившись на 8 процентов, а общий объем торговли ЕС с Центральной Азией составил 54 млрд евро. В Узбекистане действует более 1000 совместных предприятий при поддержке европейских инвестиций на сумму около 40 млрд евро.

По мнению экспертов, активное взаимодействие Узбекистана с ЕС отражает его стратегическую цель – укрепление суверенитета через диверсифицированные партнерства. Как отмечает политолог Акрам Умаров, многовекторная дипломатия Ташкента обеспечивает баланс и независимость, при этом ЕС выступает ценным партнером в вопросах региональной связанности и устойчивого развития.

Экономические реформы и либерализация стали основой этих преобразований. С момента избрания Шавката Мирзиёева Узбекистан добился значительного прогресса в управлении, трудовой сфере и сфере рыночных отношений. Было полностью искоренено принудительное трудоустройство, реформирована хлопковая отрасль, а новые политики привлекли рекордные объемы инвестиций. В 2024 году ВВП Узбекистана достиг 115 млрд долларов, удвоившись за восемь лет. С 2017 года объем капитальных вложений составил 240 млрд долларов, из которых 130 млрд – иностранные инвестиции. Доля промышленности выросла с 20 до 26 процентов, сферы услуг – с 44 до 47 процентов, а производительность труда увеличилась на 45 процентов.

Доля ЕС в торговле Узбекистана значительно возросла. С 2017 по 2024 год двусторонний товарооборот увеличился в 2,4 раза, а экспорт – в 3,6 раза, достигнув 1,7 млрд долларов. ЕС теперь занимает третье место среди торговых партнеров Узбекистана после Китая и России. Введение режима GSP+ в 2021 году обеспечило беспошлинный доступ к более чем 6200 товарным позициям, при этом уровень использования преференций составил 84 процента. В 2024 году экспорт Узбекистана в ЕС был представлен в основном химической продукцией, текстилем и металлами, в то время как импорт из Европы включал оборудование и технику, способствующие индустриализации.

Инвестиционное сотрудничество между Узбекистаном и Европейским союзом продолжает активно развиваться. Только в 2024 году объем инвестиций и кредитов от стран и институтов ЕС вырос на 77 процентов, достигнув 4,1 млрд долларов, при этом лидирующими инвесторами стали Германия, Нидерланды и Кипр. В Узбекистане уже функционируют около 1000 европейских предприятий, реализующих проекты на сумму 30 млрд евро. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) играет ключевую роль, вложив более 5 млрд евро, включая 1 млрд только за 2024 год.

Социально-экономический прогресс также впечатляет: численность населения Узбекистана достигла 38 миллионов человек, увеличившись на 18 процентов с 2017 года, а уровень бедности снизился с одной трети населения до 8,9 процента – 7,5 миллиона человек были выведены из состояния бедности. Рост доходов и внутреннего спроса усилил интерес европейских инвесторов, особенно в сферах сельского хозяйства, зеленой энергетики и инноваций.

По мнению доктора Ранохон Турсуновой из Университета мировой экономики и дипломатии, подписание EPCA ознаменует «новый этап партнерства, основанного на взаимном уважении и равенстве». Она отмечает, что документ расширит торговлю, инновации и гуманитарные обмены, привлечет европейские технологии и инвестиции, а также укрепит позицию Узбекистана как открытого и надежного партнера в Центральной Азии.

Экономист Темир Баходиров подчеркивает, что углубление сотрудничества с Европой – часть продуманной и постепенной диверсификации внешних связей, а не геополитический разворот. Это отражает долгосрочную тенденцию к открытости и многовекторной дипломатии, усиливающей суверенитет страны.

Таким образом, подписание соглашения в Брюсселе является не только дипломатическим достижением, но и заявлением о стратегической зрелости и независимости. Узбекистан позиционирует себя как связующее звено и соавтор новой евразийской архитектуры стабильности и устойчивого развития. Его взаимодействие с ЕС отражает новую модель партнерства – сбалансированную, ориентированную на будущее и основанную на общем прогрессе.

Сегодня Узбекистан выступает мостом между Востоком и Западом, воплощая принципы баланса, модернизации и взаимного уважения. Предстоящий визит в Брюссель окончательно закрепит этот статус, утвердив страну как центр стабильности и доверия на евразийской карте.

Убайдулло ХОДЖАБЕКОВ,

ассистент-исследователь Центра изучения Афганистана и Южной Азии при Институте перспективных международных исследований.

УзА