В Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана при поддержке Союза театральных деятелей России с 20 октября 2025 года проводится «Режиссерская лаборатория». Три российских режиссера ставят с ташкентцами отрывки из трех спектаклей.
Эта творческая работа продлится около недели, за этот короткий срок будут подготовлены эскизы, лучший из которых в последствии станет полноценным спектаклем и войдет в репертуар драмтеатра.
Как рассказал один из режиссеров Артур Сахаров, уже случалось, что признавался успех второй и даже третьей постановки, которые также затем превращались в полноценные репертуарные спектакли. Для самого режиссера это - уже пятая «Режиссерская лаборатория», в Ташкенте он ставит отрывок из трагикомедии Томаса Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Решение о постановке отрывка именно из этого известного произведения Стоппарда Артур Сахаров принял, когда узнал, что на ташкентской сцене идет «Гамлет».

– В репертуаре театра есть «Гамлет» и было бы любопытно посмотреть, так сказать, продолжение, при этом через такой нестандартный постмодернистский взгляд, – отметил режиссер. – Том Стоппард – наш современник, его пьеса – со своим интеллектуальным юмором, в ней есть какая-то мультижанровость. Эта трагикомедия – редкий материал, как мне кажется, большинство боятся даже к нему притрагиваться. А вот в Лаборатории, как в рамках эскиза, можно дерзать.
Как считает А. Сахаров, «Режиссерская лаборатория», когда ставится задача за малое количество времени дать весомый результат, является очень полезной для артистов, театральных цехов, в целом театра.

Эту мысль подхватывает и руководитель Центра поддержки русских театров за рубежом СТД РФ Константин Горин. Учитывая, что здание ГАРДТ Узбекистана находится около двух лет в состоянии ремонта, понятно, что у его творческого коллектива все это время нет привычной для театра жизни. И «Режиссерская лаборатория» является хорошей возможностью вновь окунуться в полноценное творчество, сосредоточиться на своем призвании, ради которого люди и идут в актерскую профессию.
Театр, безусловно, не стоит на месте. Как рассказала помощник заведующего литературной частью театра Регина Казакова, в театре идут репетиции спектаклей по пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» и «С любимыми не расставайтесь» Володина. Работу над ними продолжат после завершения «Режиссерской лаборатории», так как в эти дни заняты все репетиционные площадки и большинство актеров. Теперь к этим будущим премьерам добавится и спектакль по итогам Лаборатории.

– Такое сотрудничество Союза театральных деятелей России с Государственным академическим русским драматическим театром Узбекистана будет обязательно продолжено, – говорит К. Горин. – По итогам «Режиссерской лаборатории» в 2026 будет выпущен полноценный спектакль. До этого мы уже командировали сюда наших российских специалистов по ведущим театральным направлениям, таким как актерское мастерство, сценическая речь и так далее. И я думаю, что это партнерство обязательно должно быть продолжено.
Актеры ГАРДТ репетируют также еще два отрывка – с режиссером Софьей Овсянниковой по произведению «Вий» Гоголя и с Александрой Кохан – «Записки юного врача» Булгакова.
– Театр в целом – это живая энергия. Театр нужен людям, потому что здесь создается такое соприкосновение душ, возможность сопереживать героям, прикоснуться к ним и как-то ассоциировать это с собой, – так ответила Александра Кохан на вопрос о ценности театра.
И это также одна из причин того, почему так ждут зрители возобновления спектаклей на сцене одного из старейших театров Узбекистана.
Подготовила Н.Усманова, УзА