Регион Центральной Азии и Российское государство на протяжении многих веков связаны тесными историческими, культурными и человеческими узами. Эти отношения никогда не сводились лишь к дипломатическим или экономическим показателям. Они формировались как результат взаимодействия народов, их культур, науки, образования и совместного труда. Сегодня это наследие становится основой партнерства, опирающегося на взаимное доверие, прагматизм и уважение суверенитета.
В данном контексте особенно важно развитие политического диалога в формате «Центральная Азия – Россия». Узбекистан предлагает регулярные встречи на высшем уровне, а также налаживание механизмов постоянных консультаций между правительствами и министерствами. Так, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев неоднократно подчеркивал, что Россия была, есть и всегда будет для нашей страны ключевым, приоритетным стратегическим партнером и союзником. Прочная основа такого сотрудничества заключается в общей истории, многовековых связях и ментальной близости народов. Этот потенциал служит фундаментом для нового уровня партнерства, соответствующего эпохе глубоких перемен и трансформаций в мировой политике.
Партия «Адолат» в своей предвыборной программе особо выделила значение международного сотрудничества, направленного на укрепление устойчивого развития, социальной справедливости и равных возможностей. Узбекистан рассматривает стратегическое взаимодействие с Россией как инструмент достижения этих целей, особенно в таких сферах, как экономика, транспорт, инновации, образование, энергетика и гуманитарные обмены.

Экономическая составляющая узбекско-российских отношений остается стержневой. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков и внешних ограничений торговый оборот Узбекистана с Россией демонстрирует устойчивый рост. Обе стороны видят приоритет в облегчении доступа на товарные рынки, упрощении процедур взаимной торговли и запуске крупных инфраструктурных проектов. Особое значение приобретает реализация инициативы «Агроэкспресс Центральная Азия – Россия», которая позволит создать прямой логистический коридор для поставок сельскохозяйственной продукции, ускорить транспортные операции и минимизировать издержки.
Кроме того, предусматривается выработка мер по увеличению объемов взаимного товарооборота и диверсификации его структуры. При этом особое внимание уделяется поддержке предпринимателей, развитию малых и средних предприятий, внедрению современных стандартов качества и цифровизации процедур торговли.
Формирование интегрированной транспортной сети региона является одним из ключевых условий экономического развития. Коридор «Север–Юг» открывает новые перспективы для Узбекистана и России, превращая Центральную Азию в узловое звено глобальной логистики. Узбекистан выступает за сопряжение национальных программ в сфере автомобильного, железнодорожного и авиационного сообщения, что создаст основу для комплексного транспортно-логистического партнерства.
Развитие такого контура предполагает строительство и модернизацию транспортных магистралей, создание мультимодальных узлов, а также цифровизацию таможенных и логистических процессов. Итогом этой работы должно стать формирование взаимосвязанной и устойчивой инфраструктуры, способной противостоять внешним вызовам и обеспечить надежное транспортное сообщение между Севером и Югом Евразии.
Узбекистан и Россия переходят от торговли сырьевыми товарами к построению совместных производственных цепочек. Ведутся стратегические проекты в газохимической отрасли, металлургии и машиностроении. Создание современного медно-обогатительного хаба в Узбекистане и развитие промышленного инжиниринга становятся примерами интеграции нового типа.
Для стимулирования промышленной кооперации Узбекистан предложил создание Хаба промышленного инжиниринга «Центральная Азия – Россия» в Бухаре. Этот проект способен стать технологическим ядром для разработки и внедрения передовых инженерных решений, объединяя университеты, научные центры и промышленные предприятия.
Инновационное сотрудничество получает развитие и в рамках выставки-форума «Иннопром. Центральная Азия». В апреле текущего года в Ташкенте прошла пятая выставка, объединившая более десяти тысяч участников из тридцати пяти стран. Итогом стали соглашения на сумму свыше пяти миллиардов долларов. Предложение придать этому форуму статус главной индустриальной площадки в формате «Центральная Азия – Россия» отражает стремление обеих сторон к закреплению инновационной интеграции на институциональном уровне.
Энергетика остается одной из наиболее стратегических сфер узбекско-российского взаимодействия. В эти дни начинается реализация исторических проектов по строительству первой атомной электростанции и созданию многофункционального Центра ядерной медицины в Узбекистане. Это знаменует переход к качественно новому этапу сотрудничества, основанному на передаче технологий и подготовке кадров.
Создание Регионального центра компетенций по атомной энергетике в Узбекистане и разработка Программы подготовки кадров на базе Ташкентского филиала Московского инженерно-физического института станут шагами к формированию совместной научно-образовательной инфраструктуры.
Наряду с этим стороны развивают сотрудничество в разведке и переработке углеводородов, модернизации электроэнергетики и внедрении энергоэффективных технологий. Инициатива по разработке Программы «Энергетическое партнерство Центральной Азии и России» предполагает объединение усилий для перехода к устойчивой энергетике, включая возобновляемые источники.
Современная экономика требует не только ресурсов, но и интеллектуальных решений. В этом контексте важным направлением становится взаимодействие в области цифровизации и искусственного интеллекта. Предложение об открытии филиалов инновационного центра «Сколково» в странах Центральной Азии и учреждении Регионального экспертного совета по искусственному интеллекту и цифровым технологиям представляет собой шаг к формированию общего научного пространства.
Создание таких площадок позволит объединить потенциал научных институтов, IT-компаний и стартапов, способствуя внедрению передовых технологий в промышленность, образование и государственное управление. Это направление полностью соответствует программным установкам партии «Адолат», подчеркивающей важность цифрового равенства и социальной справедливости в условиях технологической революции.
Отдельное место в узбекско-российских отношениях занимает гуманитарное взаимодействие. Культура, образование и наука создают основу народной дипломатии, способной укреплять доверие между обществами. Предложение о ежегодном проведении этнокультурного форума народов Центральной Азии и России отражает стремление к сохранению духовной общности, многообразия культур и взаимного уважения.
Особое значение имеет инициатива создания научно-образовательного Консорциума «Инженеры будущего». Он объединит ведущие университеты и исследовательские центры региона с целью подготовки специалистов нового поколения, владеющих современными технологиями и инженерным мышлением. В Узбекистане уже функционируют пятнадцать филиалов российских вузов, что создает прочную базу для реализации совместных программ.
Кроме того, развитие культурных связей включает инициативы в области охраны здоровья, защиты материнства и детства, социальную адаптацию трудовых мигрантов и продвижение туризма. Расширение туристических маршрутов на основе региональных маршрутов способствует взаимопониманию и укрепляет экономические связи.
В целом политическая концепция партии «Адолат» основана на идеях социальной справедливости, равенства и защиты прав человека. Эти принципы находят отражение и во внешнеполитическом измерении. Партнерство с Россией рассматривается не только как стратегическое, но и как гуманистическое, направленное на повышение качества жизни граждан, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, развитие человеческого капитала.
Реализация совместных проектов в области образования, медицины, цифровых технологий и промышленности способствует не только экономическому росту, но и укреплению социальной устойчивости. Это особенно важно в условиях глобальных кризисов, когда от уровня доверия между странами зависит судьба миллионов людей.
Прошедший в Таджикистане в октябре текущего года второй саммит в формате «Центральная Азия – Россия» показал, что современная Центральная Азия становится все более самостоятельным и ответственным участником международных процессов. В этом контексте сотрудничество с Россией приобретает новое измерение, основанное на принципах равноправия и взаимной выгоды. Формируется модель солидарности, в которой страны региона и Россия выступают партнерами в деле обеспечения мира, устойчивого развития и гуманитарного прогресса.
Н. Рашидова,
член фракции СДП «Адолат»,
депутат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
УзА