Регион Центральной Азии и Российское государство на протяжении многих веков связаны тесными историческими, культурными и человеческими узами. Эти отношения никогда не сводились лишь к дипломатическим или экономическим показателям. Они формировались как результат взаимодействия народов, их культур, науки, образования и совместного труда. Сегодня это наследие становится основой партнерства, опирающегося на взаимное доверие, прагматизм и уважение суверенитета.

В данном контексте особенно важно развитие политического диалога в формате «Центральная Азия – Россия». Узбекистан предлагает регулярные встречи на высшем уровне, а также налаживание механизмов постоянных консультаций между правительствами и министерствами. Так, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев неоднократно подчеркивал, что Россия была, есть и всегда будет для нашей страны ключевым, приоритетным стратегическим партнером и союзником. Прочная основа такого сотрудничества заключается в общей истории, многовековых связях и ментальной близости народов. Этот потенциал служит фундаментом для нового уровня партнерства, соответствующего эпохе глубоких перемен и трансформаций в мировой политике.

Партия «Адолат» в своей предвыборной программе особо выделила значение международного сотрудничества, направленного на укрепление устойчивого развития, социальной справедливости и равных возможностей. Узбекистан рассматривает стратегическое взаимодействие с Россией как инструмент достижения этих целей, особенно в таких сферах, как экономика, транспорт, инновации, образование, энергетика и гуманитарные обмены.

Экономическая составляющая узбекско-российских отношений остается стержневой. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков и внешних ограничений торговый оборот Узбекистана с Россией демонстрирует устойчивый рост. Обе стороны видят приоритет в облегчении доступа на товарные рынки, упрощении процедур взаимной торговли и запуске крупных инфраструктурных проектов. Особое значение приобретает реализация инициативы «Агроэкспресс Центральная Азия – Россия», которая позволит создать прямой логистический коридор для поставок сельскохозяйственной продукции, ускорить транспортные операции и минимизировать издержки.

Кроме того, предусматривается выработка мер по увеличению объемов взаимного товарооборота и диверсификации его структуры. При этом особое внимание уделяется поддержке предпринимателей, развитию малых и средних предприятий, внедрению современных стандартов качества и цифровизации процедур торговли.

Формирование интегрированной транспортной сети региона является одним из ключевых условий экономического развития. Коридор «Север–Юг» открывает новые перспективы для Узбекистана и России, превращая Центральную Азию в узловое звено глобальной логистики. Узбекистан выступает за сопряжение национальных программ в сфере автомобильного, железнодорожного и авиационного сообщения, что создаст основу для комплексного транспортно-логистического партнерства.

Развитие такого контура предполагает строительство и модернизацию транспортных магистралей, создание мультимодальных узлов, а также цифровизацию таможенных и логистических процессов. Итогом этой работы должно стать формирование взаимосвязанной и устойчивой инфраструктуры, способной противостоять внешним вызовам и обеспечить надежное транспортное сообщение между Севером и Югом Евразии.

Узбекистан и Россия переходят от торговли сырьевыми товарами к построению совместных производственных цепочек. Ведутся стратегические проекты в газохимической отрасли, металлургии и машиностроении. Создание современного медно-обогатительного хаба в Узбекистане и развитие промышленного инжиниринга становятся примерами интеграции нового типа.

Для стимулирования промышленной кооперации Узбекистан предложил создание Хаба промышленного инжиниринга «Центральная Азия – Россия» в Бухаре. Этот проект способен стать технологическим ядром для разработки и внедрения передовых инженерных решений, объединяя университеты, научные центры и промышленные предприятия.

Инновационное сотрудничество получает развитие и в рамках выставки-форума «Иннопром. Центральная Азия». В апреле текущего года в Ташкенте прошла пятая выставка, объединившая более десяти тысяч участников из тридцати пяти стран. Итогом стали соглашения на сумму свыше пяти миллиардов долларов. Предложение придать этому форуму статус главной индустриальной площадки в формате «Центральная Азия – Россия» отражает стремление обеих сторон к закреплению инновационной интеграции на институциональном уровне.

Энергетика остается одной из наиболее стратегических сфер узбекско-российского взаимодействия. В эти дни начинается реализация исторических проектов по строительству первой атомной электростанции и созданию многофункционального Центра ядерной медицины в Узбекистане. Это знаменует переход к качественно новому этапу сотрудничества, основанному на передаче технологий и подготовке кадров.

Создание Регионального центра компетенций по атомной энергетике в Узбекистане и разработка Программы подготовки кадров на базе Ташкентского филиала Московского инженерно-физического института станут шагами к формированию совместной научно-образовательной инфраструктуры.

Наряду с этим стороны развивают сотрудничество в разведке и переработке углеводородов, модернизации электроэнергетики и внедрении энергоэффективных технологий. Инициатива по разработке Программы «Энергетическое партнерство Центральной Азии и России» предполагает объединение усилий для перехода к устойчивой энергетике, включая возобновляемые источники.

Современная экономика требует не только ресурсов, но и интеллектуальных решений. В этом контексте важным направлением становится взаимодействие в области цифровизации и искусственного интеллекта. Предложение об открытии филиалов инновационного центра «Сколково» в странах Центральной Азии и учреждении Регионального экспертного совета по искусственному интеллекту и цифровым технологиям представляет собой шаг к формированию общего научного пространства.

Создание таких площадок позволит объединить потенциал научных институтов, IT-компаний и стартапов, способствуя внедрению передовых технологий в промышленность, образование и государственное управление. Это направление полностью соответствует программным установкам партии «Адолат», подчеркивающей важность цифрового равенства и социальной справедливости в условиях технологической революции.

Отдельное место в узбекско-российских отношениях занимает гуманитарное взаимодействие. Культура, образование и наука создают основу народной дипломатии, способной укреплять доверие между обществами. Предложение о ежегодном проведении этнокультурного форума народов Центральной Азии и России отражает стремление к сохранению духовной общности, многообразия культур и взаимного уважения.

Особое значение имеет инициатива создания научно-образовательного Консорциума «Инженеры будущего». Он объединит ведущие университеты и исследовательские центры региона с целью подготовки специалистов нового поколения, владеющих современными технологиями и инженерным мышлением. В Узбекистане уже функционируют пятнадцать филиалов российских вузов, что создает прочную базу для реализации совместных программ.

Кроме того, развитие культурных связей включает инициативы в области охраны здоровья, защиты материнства и детства, социальную адаптацию трудовых мигрантов и продвижение туризма. Расширение туристических маршрутов на основе региональных маршрутов способствует взаимопониманию и укрепляет экономические связи.

В целом политическая концепция партии «Адолат» основана на идеях социальной справедливости, равенства и защиты прав человека. Эти принципы находят отражение и во внешнеполитическом измерении. Партнерство с Россией рассматривается не только как стратегическое, но и как гуманистическое, направленное на повышение качества жизни граждан, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, развитие человеческого капитала.

Реализация совместных проектов в области образования, медицины, цифровых технологий и промышленности способствует не только экономическому росту, но и укреплению социальной устойчивости. Это особенно важно в условиях глобальных кризисов, когда от уровня доверия между странами зависит судьба миллионов людей.

Прошедший в Таджикистане в октябре текущего года второй саммит в формате «Центральная Азия – Россия» показал, что современная Центральная Азия становится все более самостоятельным и ответственным участником международных процессов. В этом контексте сотрудничество с Россией приобретает новое измерение, основанное на принципах равноправия и взаимной выгоды. Формируется модель солидарности, в которой страны региона и Россия выступают партнерами в деле обеспечения мира, устойчивого развития и гуманитарного прогресса.

Н. Рашидова,

член фракции СДП «Адолат»,

депутат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Узбекистан и формирование пространства сотрудничества Центральная Азия – Россия

Регион Центральной Азии и Российское государство на протяжении многих веков связаны тесными историческими, культурными и человеческими узами. Эти отношения никогда не сводились лишь к дипломатическим или экономическим показателям. Они формировались как результат взаимодействия народов, их культур, науки, образования и совместного труда. Сегодня это наследие становится основой партнерства, опирающегося на взаимное доверие, прагматизм и уважение суверенитета.

В данном контексте особенно важно развитие политического диалога в формате «Центральная Азия – Россия». Узбекистан предлагает регулярные встречи на высшем уровне, а также налаживание механизмов постоянных консультаций между правительствами и министерствами. Так, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев неоднократно подчеркивал, что Россия была, есть и всегда будет для нашей страны ключевым, приоритетным стратегическим партнером и союзником. Прочная основа такого сотрудничества заключается в общей истории, многовековых связях и ментальной близости народов. Этот потенциал служит фундаментом для нового уровня партнерства, соответствующего эпохе глубоких перемен и трансформаций в мировой политике.

Партия «Адолат» в своей предвыборной программе особо выделила значение международного сотрудничества, направленного на укрепление устойчивого развития, социальной справедливости и равных возможностей. Узбекистан рассматривает стратегическое взаимодействие с Россией как инструмент достижения этих целей, особенно в таких сферах, как экономика, транспорт, инновации, образование, энергетика и гуманитарные обмены.

Экономическая составляющая узбекско-российских отношений остается стержневой. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков и внешних ограничений торговый оборот Узбекистана с Россией демонстрирует устойчивый рост. Обе стороны видят приоритет в облегчении доступа на товарные рынки, упрощении процедур взаимной торговли и запуске крупных инфраструктурных проектов. Особое значение приобретает реализация инициативы «Агроэкспресс Центральная Азия – Россия», которая позволит создать прямой логистический коридор для поставок сельскохозяйственной продукции, ускорить транспортные операции и минимизировать издержки.

Кроме того, предусматривается выработка мер по увеличению объемов взаимного товарооборота и диверсификации его структуры. При этом особое внимание уделяется поддержке предпринимателей, развитию малых и средних предприятий, внедрению современных стандартов качества и цифровизации процедур торговли.

Формирование интегрированной транспортной сети региона является одним из ключевых условий экономического развития. Коридор «Север–Юг» открывает новые перспективы для Узбекистана и России, превращая Центральную Азию в узловое звено глобальной логистики. Узбекистан выступает за сопряжение национальных программ в сфере автомобильного, железнодорожного и авиационного сообщения, что создаст основу для комплексного транспортно-логистического партнерства.

Развитие такого контура предполагает строительство и модернизацию транспортных магистралей, создание мультимодальных узлов, а также цифровизацию таможенных и логистических процессов. Итогом этой работы должно стать формирование взаимосвязанной и устойчивой инфраструктуры, способной противостоять внешним вызовам и обеспечить надежное транспортное сообщение между Севером и Югом Евразии.

Узбекистан и Россия переходят от торговли сырьевыми товарами к построению совместных производственных цепочек. Ведутся стратегические проекты в газохимической отрасли, металлургии и машиностроении. Создание современного медно-обогатительного хаба в Узбекистане и развитие промышленного инжиниринга становятся примерами интеграции нового типа.

Для стимулирования промышленной кооперации Узбекистан предложил создание Хаба промышленного инжиниринга «Центральная Азия – Россия» в Бухаре. Этот проект способен стать технологическим ядром для разработки и внедрения передовых инженерных решений, объединяя университеты, научные центры и промышленные предприятия.

Инновационное сотрудничество получает развитие и в рамках выставки-форума «Иннопром. Центральная Азия». В апреле текущего года в Ташкенте прошла пятая выставка, объединившая более десяти тысяч участников из тридцати пяти стран. Итогом стали соглашения на сумму свыше пяти миллиардов долларов. Предложение придать этому форуму статус главной индустриальной площадки в формате «Центральная Азия – Россия» отражает стремление обеих сторон к закреплению инновационной интеграции на институциональном уровне.

Энергетика остается одной из наиболее стратегических сфер узбекско-российского взаимодействия. В эти дни начинается реализация исторических проектов по строительству первой атомной электростанции и созданию многофункционального Центра ядерной медицины в Узбекистане. Это знаменует переход к качественно новому этапу сотрудничества, основанному на передаче технологий и подготовке кадров.

Создание Регионального центра компетенций по атомной энергетике в Узбекистане и разработка Программы подготовки кадров на базе Ташкентского филиала Московского инженерно-физического института станут шагами к формированию совместной научно-образовательной инфраструктуры.

Наряду с этим стороны развивают сотрудничество в разведке и переработке углеводородов, модернизации электроэнергетики и внедрении энергоэффективных технологий. Инициатива по разработке Программы «Энергетическое партнерство Центральной Азии и России» предполагает объединение усилий для перехода к устойчивой энергетике, включая возобновляемые источники.

Современная экономика требует не только ресурсов, но и интеллектуальных решений. В этом контексте важным направлением становится взаимодействие в области цифровизации и искусственного интеллекта. Предложение об открытии филиалов инновационного центра «Сколково» в странах Центральной Азии и учреждении Регионального экспертного совета по искусственному интеллекту и цифровым технологиям представляет собой шаг к формированию общего научного пространства.

Создание таких площадок позволит объединить потенциал научных институтов, IT-компаний и стартапов, способствуя внедрению передовых технологий в промышленность, образование и государственное управление. Это направление полностью соответствует программным установкам партии «Адолат», подчеркивающей важность цифрового равенства и социальной справедливости в условиях технологической революции.

Отдельное место в узбекско-российских отношениях занимает гуманитарное взаимодействие. Культура, образование и наука создают основу народной дипломатии, способной укреплять доверие между обществами. Предложение о ежегодном проведении этнокультурного форума народов Центральной Азии и России отражает стремление к сохранению духовной общности, многообразия культур и взаимного уважения.

Особое значение имеет инициатива создания научно-образовательного Консорциума «Инженеры будущего». Он объединит ведущие университеты и исследовательские центры региона с целью подготовки специалистов нового поколения, владеющих современными технологиями и инженерным мышлением. В Узбекистане уже функционируют пятнадцать филиалов российских вузов, что создает прочную базу для реализации совместных программ.

Кроме того, развитие культурных связей включает инициативы в области охраны здоровья, защиты материнства и детства, социальную адаптацию трудовых мигрантов и продвижение туризма. Расширение туристических маршрутов на основе региональных маршрутов способствует взаимопониманию и укрепляет экономические связи.

В целом политическая концепция партии «Адолат» основана на идеях социальной справедливости, равенства и защиты прав человека. Эти принципы находят отражение и во внешнеполитическом измерении. Партнерство с Россией рассматривается не только как стратегическое, но и как гуманистическое, направленное на повышение качества жизни граждан, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, развитие человеческого капитала.

Реализация совместных проектов в области образования, медицины, цифровых технологий и промышленности способствует не только экономическому росту, но и укреплению социальной устойчивости. Это особенно важно в условиях глобальных кризисов, когда от уровня доверия между странами зависит судьба миллионов людей.

Прошедший в Таджикистане в октябре текущего года второй саммит в формате «Центральная Азия – Россия» показал, что современная Центральная Азия становится все более самостоятельным и ответственным участником международных процессов. В этом контексте сотрудничество с Россией приобретает новое измерение, основанное на принципах равноправия и взаимной выгоды. Формируется модель солидарности, в которой страны региона и Россия выступают партнерами в деле обеспечения мира, устойчивого развития и гуманитарного прогресса.

Н. Рашидова,

член фракции СДП «Адолат»,

депутат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

УзА