В Ташкенте в 01:29 ощущались подземные толчки, силой до трех баллов. Эпицентр был в Кыргызстане. Из-за землетрясения самолет авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс SU-1870 по маршруту Москва — Ташкент, во время захода на посадку по указанию диспетчера ушел на второй круг.
Такое решение является стандартной процедурой безопасности. После дополнительного круга воздушное судно благополучно приземлилось в аэропорту Ташкента в 01:50 по местному времени.
Дело в том, что при землетрясении могут появиться трещины на полосе, смещения, осыпания — и тогда полоса станет непригодной для использования. Подземные толчки могут сместить или повредить радиолокационное, метеорологическое и светосигнальное оборудование. Если землетрясение было сильным, самолету благополучно приземлится могут помешать обломки, обрушения, а также сбои связи или систем навигации.
Если во время захода на посадку ощущаются подземные толчки, пилот или диспетчер могут принять решение прервать маневр и выполнить уход на второй круг. Такая мера позволяет убедиться в безопасности аэродрома и дает время наземным службам проверить состояние взлетно-посадочной полосы и оборудования.
«После землетрясения сотрудники соответствующих служб оперативно проводят проверку взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и установленного на аэродроме оборудования на наличие возможных повреждений. До завершения проверки временно вводятся ограничения на прием и выпуск воздушных судов, а после подтверждения пригодности аэродрома полеты возобновляются в штатном режиме. Уход на второй круг при землетрясении — не просто логическая мера безопасности, а нормы, закрепленные в международных правилах и стандартах ICAO, Международных авиационных справочниках, внутренних документах авиакомпаний, инструкциях авиадиспетчеров и руководствах по безопасности для аэропортов», пояснили в управлении эксплуатации аэродромов Uzbekistan Airports.
Таким образом, нет отдельного правила, предписывающего уходить на второй круг при землетрясении. Однако действуют общие нормы безопасности: если во время захода на посадку возникают нестабильные или потенциально опасные условия, экипаж обязан прервать посадку и выполнить стандартную процедуру ухода на второй круг.
Подготовил Роман БОНДАРЧУК, УзА