10 сентября президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выступила с ежегодным обращением о положении дел в Европейском союзе (SOTEU), после чего в Европарламенте почти одновременно были инициированы две отдельные процедуры вотума недоверия – с противоположных флангов политического спектра.

Как отмечают наблюдатели, это беспрецедентный случай, когда попытки сместить Коллегию комиссаров рассматриваются в один и тот же пленарный цикл. 

                     Кто и зачем инициировал резолюции

По информации  Euronews, парламентский фланг «Патриоты за Европу» (PfE), объединяющий большую часть ультраправых и популистских партий, заявил о сборе 85 подписей – больше минимального порога в 72 – и о направлении ходатайства председателю парламента. В числе ключевых претензий – критика торговой линии Еврокомиссии, включая рамочное соглашение ЕС–США и пакет по Mercosur. 

Уже на следующий день европейские левые собрали ровно 72 подписи. Их резолюция, помимо торговли, нацелена на требование приостановить Соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Израилем и ввести санкции. 

Как сообщает Reuters, оба фланга жестко критикуют рамку ЕС–США и соглашение ЕС–Mercosur. В Брюсселе сделку с США защищают как «лучший возможный вариант» на фоне внешнеторговых рисков и 15-процентной базовой ставки американских пошлин на большинство европейских товаров; в ближайшие месяцы Европарламенту предстоит голосовать об отмене части ответных пошлин ЕС. Что касается Mercosur, Еврокомиссия в сентябре запустила ратификацию соглашения, политически завершенного в декабре 2024 года, при том что в ряде стран ЕС (в том числе Франции) сохраняется сопротивление. 

                   В чем особенность и каков регламент 

По данным Euronews, впервые в истории Палаты две инициативы о цензуре Комиссии дойдут до дебатов и голосования в одну и ту же пленарную неделю. Процедурно это возможно: ничего не мешает подаче двух отдельных резолюций одновременно, если они отвечают формальным требованиям (включая проверку подписей юридической службой). Дебаты назначаются не ранее чем через 24 часа после объявления, а голосование – 48 часов после начала дебатов. 

Порог успеха максимально высок: чтобы вотум прошел, нужно набрать две трети большинства поданных голосов при одновременном представительстве большинства от общего числа депутатов (согласно статье 234 ДФЕС и Правилу процедуры). На практике этот барьер в ЕС еще никогда не преодолевался. 

                        Расклад сил и шансы в октябре

С учетом прежних голосований шансы на прохождение любой из резолюций оцениваются как крайне низкие. В июле Европарламент уже отклонил аналогичный вотум: 175 «за», 360 «против», 18 воздержались – далеко от требуемых двух третей. Коалиция центристских сил (Европейская народная партия, социалисты и демократы, либералы) по-прежнему располагает большинством, хотя внутри альянса сохраняются трения по миграции и реализации «Зеленого курса». 

Важно и политическое позиционирование самих инициаторов: «Левые» публично заявили, что не поддержат ходатайство крайне правых, а лидер PfE Жордан Барделла не исключил поддержки «левой» резолюции, если ее содержание будет совпадать с повесткой его фланга. Такая «перекрестная» поддержка в теории повышала бы шансы, но на практике остается затруднительной из-за принципиальных разногласий по миграции, внешней политике и Ближнему Востоку. 

                                Что ситуация значит для ЕС 

По оценке экспертов Европарламента, механизм вотума цензуры – это прежде всего инструмент политического контроля и давления: даже без прохождения порога он вынуждает Комиссию детально защищать свою повестку, особенно в чувствительных областях (торговля, климат, миграция, внешняя политика). Исход предстоящих голосований с большой вероятностью подтвердит мандат Комиссии, но одновременно зафиксирует текущие «линии разлома» в парламентской политике ЕС и задаст тон дальнейшим спорам по ратификации Mercosur и параметрам трансатлантического соглашения. 

Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Два вотума недоверия Урсуле фон дер Ляйен: как Европарламент подошел к редкому «двойному тесту» для Комиссии

10 сентября президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выступила с ежегодным обращением о положении дел в Европейском союзе (SOTEU), после чего в Европарламенте почти одновременно были инициированы две отдельные процедуры вотума недоверия – с противоположных флангов политического спектра.

Как отмечают наблюдатели, это беспрецедентный случай, когда попытки сместить Коллегию комиссаров рассматриваются в один и тот же пленарный цикл. 

                     Кто и зачем инициировал резолюции

По информации  Euronews, парламентский фланг «Патриоты за Европу» (PfE), объединяющий большую часть ультраправых и популистских партий, заявил о сборе 85 подписей – больше минимального порога в 72 – и о направлении ходатайства председателю парламента. В числе ключевых претензий – критика торговой линии Еврокомиссии, включая рамочное соглашение ЕС–США и пакет по Mercosur. 

Уже на следующий день европейские левые собрали ровно 72 подписи. Их резолюция, помимо торговли, нацелена на требование приостановить Соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Израилем и ввести санкции. 

Как сообщает Reuters, оба фланга жестко критикуют рамку ЕС–США и соглашение ЕС–Mercosur. В Брюсселе сделку с США защищают как «лучший возможный вариант» на фоне внешнеторговых рисков и 15-процентной базовой ставки американских пошлин на большинство европейских товаров; в ближайшие месяцы Европарламенту предстоит голосовать об отмене части ответных пошлин ЕС. Что касается Mercosur, Еврокомиссия в сентябре запустила ратификацию соглашения, политически завершенного в декабре 2024 года, при том что в ряде стран ЕС (в том числе Франции) сохраняется сопротивление. 

                   В чем особенность и каков регламент 

По данным Euronews, впервые в истории Палаты две инициативы о цензуре Комиссии дойдут до дебатов и голосования в одну и ту же пленарную неделю. Процедурно это возможно: ничего не мешает подаче двух отдельных резолюций одновременно, если они отвечают формальным требованиям (включая проверку подписей юридической службой). Дебаты назначаются не ранее чем через 24 часа после объявления, а голосование – 48 часов после начала дебатов. 

Порог успеха максимально высок: чтобы вотум прошел, нужно набрать две трети большинства поданных голосов при одновременном представительстве большинства от общего числа депутатов (согласно статье 234 ДФЕС и Правилу процедуры). На практике этот барьер в ЕС еще никогда не преодолевался. 

                        Расклад сил и шансы в октябре

С учетом прежних голосований шансы на прохождение любой из резолюций оцениваются как крайне низкие. В июле Европарламент уже отклонил аналогичный вотум: 175 «за», 360 «против», 18 воздержались – далеко от требуемых двух третей. Коалиция центристских сил (Европейская народная партия, социалисты и демократы, либералы) по-прежнему располагает большинством, хотя внутри альянса сохраняются трения по миграции и реализации «Зеленого курса». 

Важно и политическое позиционирование самих инициаторов: «Левые» публично заявили, что не поддержат ходатайство крайне правых, а лидер PfE Жордан Барделла не исключил поддержки «левой» резолюции, если ее содержание будет совпадать с повесткой его фланга. Такая «перекрестная» поддержка в теории повышала бы шансы, но на практике остается затруднительной из-за принципиальных разногласий по миграции, внешней политике и Ближнему Востоку. 

                                Что ситуация значит для ЕС 

По оценке экспертов Европарламента, механизм вотума цензуры – это прежде всего инструмент политического контроля и давления: даже без прохождения порога он вынуждает Комиссию детально защищать свою повестку, особенно в чувствительных областях (торговля, климат, миграция, внешняя политика). Исход предстоящих голосований с большой вероятностью подтвердит мандат Комиссии, но одновременно зафиксирует текущие «линии разлома» в парламентской политике ЕС и задаст тон дальнейшим спорам по ратификации Mercosur и параметрам трансатлантического соглашения. 

Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА