Углубление кризиса в кадровой политике негативно влияет на развитие страны.
Мировой опыт показал, что многие страны из-за этого испытывают нехватку кадрового резерва в системе, не проводится должная работа над социальным имиджем государственной службы.
В странах, в которых нет кадрового резерва, назначения на руководящие должности обычно проводят на основе личных связей без учета опыта и способностей. При отсутствии системы оценки эффективности работы и онлайн-мониторинга деятельность служащих оценивается по факту прихода и ухода с работы, что снижает эффективность деятельности.
В Южной Корее, Сингапуре и ряде других стран система KPI стала основным средством реформирования государственной службы. В Европейском союзе 15 лет назад снизился уровень привлекательности государственной службы. В результате большинство талантливых молодых людей предпочли частный бизнес. Затем направление возродилось благодаря проведению в секторе специальных мотивационных программ и реформ.
А какая работа проводится в Узбекистане?
В последние годы уделяется большое внимание организации государственной гражданской службы на основе современных стандартов, повышаются эффективность деятельности, доверие населения, в сферу привлекают перспективных сотрудников.
Задачи намечены в Законе Республики Узбекистан “О государственной гражданской службе” и Стратегии “Узбекистан-2030”.
Ускорению и проведению реформ в сфере служит принятый 19 июня Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по организации государственной гражданской службы на основе новых подходов и формированию профессионального и направленного на результативность корпуса государственных служащих”.
Цель этого документа – преобразование государственной службы в эффективную, прозрачную, современную систему, формирование профессионального кадрового корпуса на основе человеческого капитала.
Если на первых этапах государственная служба реформировалась на организационно-правовой основе, то теперь основной акцент делается на результативность, кадровую политику и доверие общественности.
– Видение развития Нового Узбекистана требует реформ, - говорит заведующий департаментом Агентства развития государственной службы Алишер Эранов. – Указом упорядочиваются все процессы от поступления на государственную службу до увольнения с работы. Внедряется положение о порядке отбора, формирования кадрового резерва и системы уровня квалификации. На государственной службе будет горизонтальная карьерная система, основанная не только на карьерном росте, но и на основе развития знаний, навыков и приобретения опыта.
Ранее государственная служба ограничивалась законодательством и правилами ведомства, теперь будут применять и правила современного менеджмента.
В соответствии с указом будет формироваться Национальный кадровый резерв из числа кандидатов с высоким потенциалом. Эта система предоставит возможность для быстрой ротации в руководящих должностях и обеспечит гарантии качественного отбора. Через программу “ТОП-100” будут определяться перспективные руководители и для них внедрят отдельную систему проверки и подготовки. Это можно сравнить с применяемыми во многих странах лидерскими “фаст-трек” программами.
Деятельность каждого служащего будут оценивать не приходом и уходом с работы, а качеством и результативностью выполненной работы. Например, в местных хокимиятах в качестве основных критериев будут учитывать показатели привлечения инвестиций или решения обращений граждан. Если деятельность руководителя или служащего будет учитываться по KPI, то он будет подотчетен не только вышестоящему ведомству, но и общественности. Все это станет важным фактором, обеспечивающим открытость и эффективность государственной службы.
Указ открывает новый путь в противодействии коррупции. Через концепцию “вакцины добропорядочности” у служащих сформируется правовой и моральный иммунитет. Служебные затраты будут учитываться через специальный электронный модуль. Такая система имеет практическое значение, так как излишние расходы, связанные со служебными командировками, неправильные расчеты создают почву для коррупции.
В документе учитываются социальные условия и мотивация государственных служащих. В государственных органах предусмотрена организация здорового питания, спортивных мероприятий, медицинских осмотров. Среди молодежи усилится понятие о том, что «поступление на государственную службу – это большая возможность в жизни».
Важный аспект указа – гармоничность с международными стандартами. Через фонд “Эл-юрт умиди” служащие смогут стажироваться за рубежом. Цифровизация сократит бюрократию. Также известно из зарубежного опыта, что в модернизации государственной службы решающее значение кроме цифровизации имеют и программы подготовки кадров.
При полном исполнении указа усилится прозрачность в государственной службе, сформируется резерв руководящих кадров, будут устранены основные источники коррупции. Главное, государственный служащий будет восприниматься обществом как профессиональная, ответственная личность с высоким авторитетом.
Икром Аввалбаев,
корр. УзА.