С начала 2025 года узбекско-китайские отношения продолжают развиваться по нарастающей линии стратегического партнерства.

На переговорах 17 июня 2025 г. лидеры Шавкат Мирзиёев и Си Цзиньпин констатировали, что в последние годы узбекско-китайские отношения дружбы и всестороннего стратегического партнерства достигли беспрецедентно высокого уровня. Были подтверждены договоренности государственного визита Шавката Мирзиёева в КНР (январь 2024) и намечены новые совместные планы. 

Стороны запустили регулярный стратегический диалог на уровне министров (в том числе визит глав МИД в апреле 2025) и провели Второй форум регионов в Самарканде в июне 2025. Одновременно активизировался деловой и культурно-гуманитарный обмен: например, в январе прошел Узбекско-китайский бизнес-форум (более 400 участников), где обсуждались новые инвестиционные проекты, инфраструктурные планы и расширение туристических потоков. 

Во встречах с представителями Китая подчеркивается взаимоуважение фундаментальных интересов: как отмечено в статье Президента, опубликованной 29 августа 2025 года в China Daily, лидер Узбекистана выразил твердую приверженность страны принципу «единого Китая» и поблагодарил Пекин за поддержку региональных инициатив. Китайские официальные лица, в свою очередь, высоко оценили либеральную политику Ташкента и наращивание сотрудничества. Например, 25 апреля 2025 г. 

Госсекретарь ЦК КПК Ван И в Алматы отметил, что при личном участии лидеров стран взаимный доверительный обмен вырос, увеличился товарооборот и число инвестиционных проектов, введены безвизовые соглашения и объявлен Год туризма Узбекистана в Китае. Министр иностранных дел Узбекистана сообщил, что наш Президент выражает полную поддержку роли Китая как председателя ШОС и уверен в успехе саммита в Тяньцзине.

Торговля и инвестиции

Экономическое сотрудничество остается ключевым драйвером двусторонних отношений. К 2024 году товарооборот достиг $14 млрд (втрое выше уровня 2017 года), а ориентиром на ближайшую перспективу остается $20 млрд. За тот же период в страну привлечено $24,6 млрд китайских инвестиций. 

Параллельно растет портфель совместных проектов: по итогам июньской встречи лидеров в Астане он превысил $60 млрд (это оценка по действующим подготовленным инициативам, отличная от уже привлеченных инвестиций). В числе приоритетов – «зеленая» энергетика, нефтехимия, фармацевтика, металлургия, горнодобыча, текстиль и пищевая промышленность, логистика, «умное» сельское хозяйство, ИИ и цифровизация. 

Промышленная кооперация получила конкретное наполнение: в 2024 году в Узбекистане запущено первое в Центральной Азии производство электромобилей BYD, а в Ташкенте открыта «Мастерская Лу Баня» – площадка прикладной подготовки кадров. 

Финансовую базу сотрудничества усилило открытие регионального офиса China EximBank в Ташкенте (22 ноября 2024 года) – для сопровождения проектов в восьми странах региона. В 2025-м НБУ сообщил о финансировании более 280 инвестпроектов на сумму свыше $1,5 млрд и об организации поставок 1 575 автобусов из КНР для обновления общественного транспорта. 

Наращивается и сделочная активность бизнеса: 23–26 мая 2025 года в Ташкенте с делегацией провинции Фуцзянь подписано более 20 инвестиционно-торговых соглашений (строительные материалы, горнорудная отрасль, текстиль, автокомпоненты и др.). Одновременно заключен меморандум с организаторами ярмарки CIFIT о продвижении проектов Узбекистана; стране направлено официальное приглашение участвовать с национальным павильоном на 25-й CIFIT (8–11 сентября 2025 года, Сямэнь). 

Так выстроенная связка – масштабный портфель проектов, локализация производства (BYD), образовательная подготовка (Luban Workshop) и доступ к длинным деньгам (EximBank, НБУ) – обеспечивает устойчивый рост торговли и капиталовложений, а также переход кооперации в более технологичный и инновационный уклад. 

Транспорт и логистика

Развитие транспортной инфраструктуры – отдельный приоритет двустороннего взаимодействия. Главный прорыв – 27 декабря 2024 года в Джалал-Абаде состоялась церемония запуска строительства железнодорожной магистрали «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», а 29 апреля 2025 года началось строительство трех ключевых тоннелей на кыргызском участке (Ферганский, Нарын-1 и Коштетюбе). Эти этапы закрепили курс на создание кратчайшего маршрута между СУАР и Ферганской долиной. 

Логистическая связность усиливается и за счет регулярных контейнерных сервисов: в мае 2025-го из порта Тяньцзинь отправился первый в 2025 году прямой поезд в Ташкент с 50 контейнерами автокомпонентов, оборудования, стройматериалов и бытовой техники, что укрепило канал «север Китая – Центральная Азия». 

Грузовые автоперевозки и авиасообщение расширяются синхронно с либерализацией поездок. С 1 июня 2025 года вступил в силу взаимный безвизовый режим на 30 дней между Узбекистаном и Китаем; узбекская сторона официально подтвердила дату вступления Соглашения в силу, а китайская пресса фиксирует рост поездок на этом фоне.     

На авиационном направлении появляются новые маршруты и наращиваются частоты: 22 июля 2025 года Air China открыла прямые рейсы Урумчи – Ташкент – Урумчи, суммарно между странами теперь выполняется 61 пассажирский рейс в неделю (Бейжинг, Урумчи, Сиань, Чэнду, Ханчжоу, Гуанчжоу, Шанхай, Санья и Хайкоу), что значительно упростило деловые и туристические поездки. 

Обновляется и городской подвижной состав: в июле 2025-го Ташкент объявил о поставке еще 200 электробусов Yutong; параллельно с китайской стороной обсуждается проект приобретения до 1 000 дополнительных автобусов для столицы. 

В совокупности – ввод строительных работ на ККУ, запуск новых контейнерных сервисов, визовая либерализация, расширение авиасетей и обновление парка городского транспорта – последовательно сокращают время и стоимость перевозок, создавая устойчивый «южный коридор» через Ташкент и превращая Центральную Азию в более предсказуемый и емкий транзитный узел между Востоком и Западом. Дополнительно китайские компании проявляют интерес к проектам дорожной реконструкции на направлениях Ташкент – Чиназ и Пап – Наманган, что дополняет железнодорожные и авиационные усилия. 

Образование и гуманитарный обмен

Ключевыми направлениями остаются образование, культура и туризм. 18 июля 2025 года провинция Шэньси объявила для Ташкентского государственного транспортного университета грант 13 млн юаней (≈ $1,8 млн): он покрывает обучение 10 PhD-студентов, 40 магистрантов и 60 бакалавров по схемам «1+1» и «2+2». За месяц до этого, 3 июня 2025-го, в Ташкенте официально открыт узбекско-китайский факультет транспорта в партнерстве с Чанъаньским университетом – еще один устойчивый канал академической мобильности. 

Научно-образовательная кооперация расширяется: в Узбекистане действует филиал Северо-Западного сельскохозяйственного и лесотехнического университета КНР, при Ургенчском госуниверситете совместно с Пекинским университетом создан Международный математический центр, а в прошлом году Институт Конфуция в Ташкенте отметил 20-летие работы. 

Человеческие контакты усилил и режим взаимных безвизовых поездок с 1 июня 2025 года: граждане могут находиться до 30 дней за въезд (совокупно до 90 дней в 180-дневный период), что уже стимулирует туризм и деловые связи. Китайская сторона официально фиксирует реализацию визового соглашения и успешный старт Года туризма Узбекистана в Китае, подчеркивая рост поездок и обменов.

Роль Узбекистана в ШОС и вклад в многополярность

组织结构 | 上海合作组织

Узбекистан – страна-учредитель ШОС и один из ее самых активных участников. Страна неоднократно принимала председательство, а в 2021–2022 гг. под председательством Узбекистана в Самарканде состоялся 22-й саммит, по итогам которого подведены итоги более 80 мероприятий в рамках года председательства. 

Узбекская повестка в ШОС носит практико-ориентированный характер: акцент на транспортной связанности (включая продвижение магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан как нового евразийского коридора), цифровизации, «зеленой» трансформации и безопасности. Эти приоритеты прямо обозначены в статье Президента Шавката Мирзиёева в China Daily 29 августа 2025 года, а также в материалах ШОС по подготовке цифровых инициатив (проект «SCO Tree» и обучение специалистов). 

В сфере безопасности Узбекистан опирается на потенциал Исполнительного комитета РАТС ШОС в Ташкенте, регулярно принимая заседания и профильные конференции. РАТС остается постоянным органом структуры и площадкой для координации совместных операций и учений государств-членов. 

Ташкент последовательно поддерживает расширение и институциональное укрепление ШОС. В 2023 году Иран получил полноправное членство (Нью-Дели, 4 июля), а в 2024-м Беларусь стала 10-м членом организации (Астана, 3–4 июля; «Астанинская декларация»).

Идейно Узбекистан продвигает ШОС как неблоковую, открытую платформу «взаимного уважения, диалога и совместного развития», что Президент Шавкат Мирзиёев подчеркивает в своей публикации – в логике поддержания многополярного и взаимовыгодного сотрудничества. 

На этом фоне предстоящий юбилейный саммит в Тяньцзине и формат «SCO Plus» логично расширяют партнерство и зоны кооперации, чему Ташкент придает особое значение. 

Предстоящий саммит ШОС в Тяньцзине

31 августа – 1 сентября 2025 года Тяньцзинь примет 25-е заседание Совета глав государств ШОС; председательствовать будет Си Цзиньпин, в программе – и расширенная встреча «SCO Plus». Китайская сторона официально подтверждает формат и даты. 

Ожидается крупнейшее в истории ШОС представительство: более 20 лидеров стран и 10 руководителей международных организаций. Эти параметры неоднократно озвучены МИД КНР и агентством «Синьхуа».

Участие Шавката Мирзиёева подтверждено в опубликованном «Синьхуа» списке приглашенных лидеров. Там же названы главы других государств –участников и гостей. 

По итогам саммита планируются: совместная декларация (Тяньцзиньская), утверждение Стратегии развития ШОС на следующий период (в сообщениях — «на ближайшие десять лет», в ряде источников уточняется горизонт до 2035 года), а также пакет документов по безопасности, экономике и гуманитарным связям. Эти ориентиры заранее обозначены китайской стороной и партнерскими медиа.

Для Узбекистана тяньцзиньская встреча – возможность вывести на многосторонний уровень уже запущенные в 2025 году двусторонние инициативы (связность, логистика, цифровизация, гуманитарные обмены) и расширить кооперацию через «SCO Plus» с наблюдателями и партнерами диалога. Эти задачи прямо стыкуются с повесткой китайского председательства. 

Выводы

За восемь месяцев 2025 года узбекско-китайская повестка вышла на качественно новый уровень: от решений – к практическим результатам. В июне вступил в силу взаимный безвизовый режим на 30 дней, что сразу упростило деловые и туристические контакты и «зашифтовало» человеческие связи как самостоятельный драйвер сотрудничества. Одновременно проект магистрали Китай – Кыргызстан –Узбекистан перешел в фазу полноценного строительства: на кыргызском участке начаты работы по трем опорным тоннелям – Ферганскому, Нарын-1 и Коштете, – закрепив курс на кратчайший сухопутный коридор между СУАР и Ферганской долиной. В мае из порта Тяньцзинь в Ташкент отправился первый в 2025 году блок-поезд (50 контейнеров), показывая, как новые маршруты подкрепляют общую связность «суша-море». 

Политический уровень не отстает от экономического. В авторской статье для China Daily Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что узбекско-китайское взаимодействие стало «моделью прагматичного и сбалансированного партнерства», укрепляющей роль ШОС как площадки взаимовыгодной многополярной кооперации; именно такая «практика маленьких шагов» – безвиз, инфраструктура, цифровые сервисы, образование – и делает интеграцию устойчивой. На этой базе 31 августа – 1 сентября пройдет крупнейший за историю ШОС саммит в Тяньцзине под председательством Си Цзиньпина, в повестке которого – «SCO Plus» и пакет решений по безопасности, экономике и гуманитарным связям. Участие Шавката Мирзиёева подтверждено китайской стороной; список приглашенных лидеров, опубликованный «Синьхуа», демонстрирует широту представительства и растущую притягательность формата для государств Евразии и Глобального Юга. 

В сумме это – история про надежность и масштаб. Надежность – потому что запущены конкретные механизмы (безвиз, контейнерные сервисы, авиа и «железо» ККУ), которые снижают транзакционные издержки и повышают предсказуемость связей. Масштаб – потому что узбекско-китайские инициативы «вшиваются» в архитектуру ШОС, задавая практический стандарт регионального сотрудничества: от логистики и «зеленой» энергетики до цифровизации и образования. На исходе августа 2025-го это выглядит согласованно и дальновидно: Ташкент и Пекин не просто наращивают двусторонние показатели – они формируют опорный контур евразийской связности, который, при принятии решений в Тяньцзине, способен придать интеграции новое ускорение – и экономике, и безопасности, и человеческим контактам. 

Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Узбекистан – Китай: союз роста и связности в преддверии юбилейного саммита ШОС в Тяньцзине

С начала 2025 года узбекско-китайские отношения продолжают развиваться по нарастающей линии стратегического партнерства.

На переговорах 17 июня 2025 г. лидеры Шавкат Мирзиёев и Си Цзиньпин констатировали, что в последние годы узбекско-китайские отношения дружбы и всестороннего стратегического партнерства достигли беспрецедентно высокого уровня. Были подтверждены договоренности государственного визита Шавката Мирзиёева в КНР (январь 2024) и намечены новые совместные планы. 

Стороны запустили регулярный стратегический диалог на уровне министров (в том числе визит глав МИД в апреле 2025) и провели Второй форум регионов в Самарканде в июне 2025. Одновременно активизировался деловой и культурно-гуманитарный обмен: например, в январе прошел Узбекско-китайский бизнес-форум (более 400 участников), где обсуждались новые инвестиционные проекты, инфраструктурные планы и расширение туристических потоков. 

Во встречах с представителями Китая подчеркивается взаимоуважение фундаментальных интересов: как отмечено в статье Президента, опубликованной 29 августа 2025 года в China Daily, лидер Узбекистана выразил твердую приверженность страны принципу «единого Китая» и поблагодарил Пекин за поддержку региональных инициатив. Китайские официальные лица, в свою очередь, высоко оценили либеральную политику Ташкента и наращивание сотрудничества. Например, 25 апреля 2025 г. 

Госсекретарь ЦК КПК Ван И в Алматы отметил, что при личном участии лидеров стран взаимный доверительный обмен вырос, увеличился товарооборот и число инвестиционных проектов, введены безвизовые соглашения и объявлен Год туризма Узбекистана в Китае. Министр иностранных дел Узбекистана сообщил, что наш Президент выражает полную поддержку роли Китая как председателя ШОС и уверен в успехе саммита в Тяньцзине.

Торговля и инвестиции

Экономическое сотрудничество остается ключевым драйвером двусторонних отношений. К 2024 году товарооборот достиг $14 млрд (втрое выше уровня 2017 года), а ориентиром на ближайшую перспективу остается $20 млрд. За тот же период в страну привлечено $24,6 млрд китайских инвестиций. 

Параллельно растет портфель совместных проектов: по итогам июньской встречи лидеров в Астане он превысил $60 млрд (это оценка по действующим подготовленным инициативам, отличная от уже привлеченных инвестиций). В числе приоритетов – «зеленая» энергетика, нефтехимия, фармацевтика, металлургия, горнодобыча, текстиль и пищевая промышленность, логистика, «умное» сельское хозяйство, ИИ и цифровизация. 

Промышленная кооперация получила конкретное наполнение: в 2024 году в Узбекистане запущено первое в Центральной Азии производство электромобилей BYD, а в Ташкенте открыта «Мастерская Лу Баня» – площадка прикладной подготовки кадров. 

Финансовую базу сотрудничества усилило открытие регионального офиса China EximBank в Ташкенте (22 ноября 2024 года) – для сопровождения проектов в восьми странах региона. В 2025-м НБУ сообщил о финансировании более 280 инвестпроектов на сумму свыше $1,5 млрд и об организации поставок 1 575 автобусов из КНР для обновления общественного транспорта. 

Наращивается и сделочная активность бизнеса: 23–26 мая 2025 года в Ташкенте с делегацией провинции Фуцзянь подписано более 20 инвестиционно-торговых соглашений (строительные материалы, горнорудная отрасль, текстиль, автокомпоненты и др.). Одновременно заключен меморандум с организаторами ярмарки CIFIT о продвижении проектов Узбекистана; стране направлено официальное приглашение участвовать с национальным павильоном на 25-й CIFIT (8–11 сентября 2025 года, Сямэнь). 

Так выстроенная связка – масштабный портфель проектов, локализация производства (BYD), образовательная подготовка (Luban Workshop) и доступ к длинным деньгам (EximBank, НБУ) – обеспечивает устойчивый рост торговли и капиталовложений, а также переход кооперации в более технологичный и инновационный уклад. 

Транспорт и логистика

Развитие транспортной инфраструктуры – отдельный приоритет двустороннего взаимодействия. Главный прорыв – 27 декабря 2024 года в Джалал-Абаде состоялась церемония запуска строительства железнодорожной магистрали «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», а 29 апреля 2025 года началось строительство трех ключевых тоннелей на кыргызском участке (Ферганский, Нарын-1 и Коштетюбе). Эти этапы закрепили курс на создание кратчайшего маршрута между СУАР и Ферганской долиной. 

Логистическая связность усиливается и за счет регулярных контейнерных сервисов: в мае 2025-го из порта Тяньцзинь отправился первый в 2025 году прямой поезд в Ташкент с 50 контейнерами автокомпонентов, оборудования, стройматериалов и бытовой техники, что укрепило канал «север Китая – Центральная Азия». 

Грузовые автоперевозки и авиасообщение расширяются синхронно с либерализацией поездок. С 1 июня 2025 года вступил в силу взаимный безвизовый режим на 30 дней между Узбекистаном и Китаем; узбекская сторона официально подтвердила дату вступления Соглашения в силу, а китайская пресса фиксирует рост поездок на этом фоне.     

На авиационном направлении появляются новые маршруты и наращиваются частоты: 22 июля 2025 года Air China открыла прямые рейсы Урумчи – Ташкент – Урумчи, суммарно между странами теперь выполняется 61 пассажирский рейс в неделю (Бейжинг, Урумчи, Сиань, Чэнду, Ханчжоу, Гуанчжоу, Шанхай, Санья и Хайкоу), что значительно упростило деловые и туристические поездки. 

Обновляется и городской подвижной состав: в июле 2025-го Ташкент объявил о поставке еще 200 электробусов Yutong; параллельно с китайской стороной обсуждается проект приобретения до 1 000 дополнительных автобусов для столицы. 

В совокупности – ввод строительных работ на ККУ, запуск новых контейнерных сервисов, визовая либерализация, расширение авиасетей и обновление парка городского транспорта – последовательно сокращают время и стоимость перевозок, создавая устойчивый «южный коридор» через Ташкент и превращая Центральную Азию в более предсказуемый и емкий транзитный узел между Востоком и Западом. Дополнительно китайские компании проявляют интерес к проектам дорожной реконструкции на направлениях Ташкент – Чиназ и Пап – Наманган, что дополняет железнодорожные и авиационные усилия. 

Образование и гуманитарный обмен

Ключевыми направлениями остаются образование, культура и туризм. 18 июля 2025 года провинция Шэньси объявила для Ташкентского государственного транспортного университета грант 13 млн юаней (≈ $1,8 млн): он покрывает обучение 10 PhD-студентов, 40 магистрантов и 60 бакалавров по схемам «1+1» и «2+2». За месяц до этого, 3 июня 2025-го, в Ташкенте официально открыт узбекско-китайский факультет транспорта в партнерстве с Чанъаньским университетом – еще один устойчивый канал академической мобильности. 

Научно-образовательная кооперация расширяется: в Узбекистане действует филиал Северо-Западного сельскохозяйственного и лесотехнического университета КНР, при Ургенчском госуниверситете совместно с Пекинским университетом создан Международный математический центр, а в прошлом году Институт Конфуция в Ташкенте отметил 20-летие работы. 

Человеческие контакты усилил и режим взаимных безвизовых поездок с 1 июня 2025 года: граждане могут находиться до 30 дней за въезд (совокупно до 90 дней в 180-дневный период), что уже стимулирует туризм и деловые связи. Китайская сторона официально фиксирует реализацию визового соглашения и успешный старт Года туризма Узбекистана в Китае, подчеркивая рост поездок и обменов.

Роль Узбекистана в ШОС и вклад в многополярность

组织结构 | 上海合作组织

Узбекистан – страна-учредитель ШОС и один из ее самых активных участников. Страна неоднократно принимала председательство, а в 2021–2022 гг. под председательством Узбекистана в Самарканде состоялся 22-й саммит, по итогам которого подведены итоги более 80 мероприятий в рамках года председательства. 

Узбекская повестка в ШОС носит практико-ориентированный характер: акцент на транспортной связанности (включая продвижение магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан как нового евразийского коридора), цифровизации, «зеленой» трансформации и безопасности. Эти приоритеты прямо обозначены в статье Президента Шавката Мирзиёева в China Daily 29 августа 2025 года, а также в материалах ШОС по подготовке цифровых инициатив (проект «SCO Tree» и обучение специалистов). 

В сфере безопасности Узбекистан опирается на потенциал Исполнительного комитета РАТС ШОС в Ташкенте, регулярно принимая заседания и профильные конференции. РАТС остается постоянным органом структуры и площадкой для координации совместных операций и учений государств-членов. 

Ташкент последовательно поддерживает расширение и институциональное укрепление ШОС. В 2023 году Иран получил полноправное членство (Нью-Дели, 4 июля), а в 2024-м Беларусь стала 10-м членом организации (Астана, 3–4 июля; «Астанинская декларация»).

Идейно Узбекистан продвигает ШОС как неблоковую, открытую платформу «взаимного уважения, диалога и совместного развития», что Президент Шавкат Мирзиёев подчеркивает в своей публикации – в логике поддержания многополярного и взаимовыгодного сотрудничества. 

На этом фоне предстоящий юбилейный саммит в Тяньцзине и формат «SCO Plus» логично расширяют партнерство и зоны кооперации, чему Ташкент придает особое значение. 

Предстоящий саммит ШОС в Тяньцзине

31 августа – 1 сентября 2025 года Тяньцзинь примет 25-е заседание Совета глав государств ШОС; председательствовать будет Си Цзиньпин, в программе – и расширенная встреча «SCO Plus». Китайская сторона официально подтверждает формат и даты. 

Ожидается крупнейшее в истории ШОС представительство: более 20 лидеров стран и 10 руководителей международных организаций. Эти параметры неоднократно озвучены МИД КНР и агентством «Синьхуа».

Участие Шавката Мирзиёева подтверждено в опубликованном «Синьхуа» списке приглашенных лидеров. Там же названы главы других государств –участников и гостей. 

По итогам саммита планируются: совместная декларация (Тяньцзиньская), утверждение Стратегии развития ШОС на следующий период (в сообщениях — «на ближайшие десять лет», в ряде источников уточняется горизонт до 2035 года), а также пакет документов по безопасности, экономике и гуманитарным связям. Эти ориентиры заранее обозначены китайской стороной и партнерскими медиа.

Для Узбекистана тяньцзиньская встреча – возможность вывести на многосторонний уровень уже запущенные в 2025 году двусторонние инициативы (связность, логистика, цифровизация, гуманитарные обмены) и расширить кооперацию через «SCO Plus» с наблюдателями и партнерами диалога. Эти задачи прямо стыкуются с повесткой китайского председательства. 

Выводы

За восемь месяцев 2025 года узбекско-китайская повестка вышла на качественно новый уровень: от решений – к практическим результатам. В июне вступил в силу взаимный безвизовый режим на 30 дней, что сразу упростило деловые и туристические контакты и «зашифтовало» человеческие связи как самостоятельный драйвер сотрудничества. Одновременно проект магистрали Китай – Кыргызстан –Узбекистан перешел в фазу полноценного строительства: на кыргызском участке начаты работы по трем опорным тоннелям – Ферганскому, Нарын-1 и Коштете, – закрепив курс на кратчайший сухопутный коридор между СУАР и Ферганской долиной. В мае из порта Тяньцзинь в Ташкент отправился первый в 2025 году блок-поезд (50 контейнеров), показывая, как новые маршруты подкрепляют общую связность «суша-море». 

Политический уровень не отстает от экономического. В авторской статье для China Daily Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что узбекско-китайское взаимодействие стало «моделью прагматичного и сбалансированного партнерства», укрепляющей роль ШОС как площадки взаимовыгодной многополярной кооперации; именно такая «практика маленьких шагов» – безвиз, инфраструктура, цифровые сервисы, образование – и делает интеграцию устойчивой. На этой базе 31 августа – 1 сентября пройдет крупнейший за историю ШОС саммит в Тяньцзине под председательством Си Цзиньпина, в повестке которого – «SCO Plus» и пакет решений по безопасности, экономике и гуманитарным связям. Участие Шавката Мирзиёева подтверждено китайской стороной; список приглашенных лидеров, опубликованный «Синьхуа», демонстрирует широту представительства и растущую притягательность формата для государств Евразии и Глобального Юга. 

В сумме это – история про надежность и масштаб. Надежность – потому что запущены конкретные механизмы (безвиз, контейнерные сервисы, авиа и «железо» ККУ), которые снижают транзакционные издержки и повышают предсказуемость связей. Масштаб – потому что узбекско-китайские инициативы «вшиваются» в архитектуру ШОС, задавая практический стандарт регионального сотрудничества: от логистики и «зеленой» энергетики до цифровизации и образования. На исходе августа 2025-го это выглядит согласованно и дальновидно: Ташкент и Пекин не просто наращивают двусторонние показатели – они формируют опорный контур евразийской связности, который, при принятии решений в Тяньцзине, способен придать интеграции новое ускорение – и экономике, и безопасности, и человеческим контактам. 

Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА