С каждым годом существенно возрастает роль Нового Узбекистана в региональных и международных процессах. Наша страна проводит внешнюю политику, направленную на конструктивное и активное взаимодействие с мировым сообществом. Эта политика характеризуется открытостью, учетом национальных интересов и укреплением взаимного доверия.
Действительно, Узбекистан в Центральной Азии признается государством, ведущим сбалансированную внешнюю политику, углубляющим сотрудничество с соседними странами и участвующим в глобальных процессах. На эту тему мы поговорили с доктором философии по политологии, аналитиком Жахонгиром Акрамовым.
– Независимость стала поворотным пунктом в нашей политической истории, – говорит Ж. Акрамов. – В настоящее время страна определяет политическую позицию, учитывая гармонизацию своих интересов и потребностей региона. Данный подход позволяет Узбекистану более эффективно выражать свою позицию в Центральной Азии.
Узбекистан признан в качестве регионального инициатора. Реализуемые инициативы по открытию границ, расширению экономического сотрудничества, запуску транспортно-коммуникационных проектов и активизации культурного обмена способствуют укреплению доверия со стороны соседних государств. В результате голос Узбекистана приобретает значимость не только на региональном уровне, но и на международной арене.
– Как Вы оцениваете роль Узбекистан в решении общих проблем в водной и энергетической сферах?
– Водная и энергетическая сферы имеют стратегическое значение для Центральной Азии. В этом направлении Узбекистан в последние годы продвигает концепцию «дипломатии сотрудничества». Данная стратегия предполагает приоритет общих интересов над конкуренцией. Например, разработаны инициативы по интеграции гидроэнергетического потенциала Таджикистана и Кыргызстана с энергетическими потребностями Казахстана и Узбекистана. В условиях изменения климата и обострения проблемы доступа к водным ресурсам Узбекистан в сотрудничестве с международными организациями, такими как ООН, Европейский союз и Всемирный банк, приступил к реализации стратегии «водной дипломатии». Эти усилия способствуют укреплению роли Узбекистана в поддержании региональной стабильности.
– Что Вы можете сказать о молодежи и образовательном обмене в регионе?
– В Узбекистане молодежная политика рассматривается как стратегическое направление. В связи с высокой долей молодежи в демографической структуре страны осуществляются активные меры по интеграции молодого поколения в процесс регионального взаимодействия. В Ташкенте проводится Форум молодежи Центральной Азии. Эта площадка предоставляет возможность для конструктивного диалога с молодежью соседних стран, а также для разработки и реализации совместных инициатив и проектов. На должном уровне действуют программы по обмену студентами. В настоящее время студенты из соседних стран обучаются в вузах Ташкента, Самарканда, Бухары.
Поддержка научных и инновационных проектов молодых людей способствует укреплению не только образовательного, но и регионального сотрудничества. Можно с уверенность сказать, Узбекистан через молодежную дипломатию выполняет в регионе задачу объединяющей силы.
– Насколько мы сблизились с соседями посредством культуры, искусства и спорта?
– Узбекистан после достижения независимости начал активно развивать не только политические и экономические, но и культурные связи. Например, проводились совместные концерты, театральные гастроли, книжные выставки, дни культуры. Такие мероприятия сблизили наши народы, возродили общие ценности. В этом процессе важную роль играет и спорт. Проведение соревнований по футболу, курашу, боксу и другим видам спорта укрепило дружбу среди профессиональных спортсменов и молодежи. А обоюдная поддержка спортсменов наших стран на международных соревнованиях продемонстрировала нашу региональную сплоченность. Культурная и спортивная дипломатия – эффективное средство сближения народов.
– Каковы наши достижения в области обеспечения безопасности и регулирования миграционных процессов?
– В конце 1990-х – начале 2000-х годов регион столкнулся с рядом серьезных угроз. Атаки международных террористических организаций, проявления религиозного экстремизма и нерегулируемая миграция потребовали разработки новой стратегии обеспечения безопасности. В этот период были предприняты решительные меры по укреплению безопасности и расширению сотрудничества с международными организациями. Безопасность можно обеспечить не только применением силы, но и через системное воспитание молодежи, создание условий для ее занятости, развитие образовательных программ и просветительской деятельности. Узбекистан также выдвинул инициативы по защите прав мигрантов, созданию для них социальных гарантий. Сегодня наша миграционная политика служит практическим опытом для других государств.
– В каких сферах Узбекистан может стать «драйвером» в течение следующего десятилетия?
– В течение следующих десяти лет Узбекистан будет обладать значительным потенциалом для реализации перспективных проектов в различных сферах. В условиях изменения климата переход на возобновляемые источники энергии – необходимость для Центральной Азии. Узбекистан может стать лидером в реализации проектов по солнечной и ветряной энергетике.
Цифровая экономика и инновации. Сегодня цифровизация охватывает все сферы – от государственного управления до образования, здравоохранения, финансовых услуг. Интеллектуальный потенциал молодежи Узбекистана превратил страну в центр региональных технопарков и стартапов.
Транспортно-логистический центр. Географическое расположение нашей страны – это своеобразный мост, связывающий Восток и Запад, Север и Юг. В ближайшие десять лет Узбекистан имеет потенциал стать ключевым двигателем региональной интеграции. Это принесет пользу не только нашей стране, но и всем народам Центральной Азии.
В годы независимости наша страна не только укрепила свою государственность, но и заняла достойное место в регионе. Конструктивный подход к решению водных и энергетических проблем, молодежная дипломатия, сближение народов через культуру и спорт, накопленный опыт в области обеспечения безопасности и значительный нереализованный потенциал способствуют превращению Узбекистана в центр регионального сотрудничества.
Беседовал
Мусулмон Зиё, корр. УзА