В современной истории Узбекистана 2016 год занимает особое место как переломный период. Именно в этом году на политической арене страны начался новый этап, и к руководству государством пришел Шавкат Мирзиёев. С первых дней своей деятельности в качестве Президента Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев поставил перед собой главную цель — осуществление широкомасштабных реформ, направленных на обновление политической, социальной и экономической жизни страны, демократизацию и либерализацию общества, и, что самое важное, на построение Нового Узбекистана.
Будучи Президентом, он прежде всего вступил в открытый диалог с народом. Идея о том, что «государственные органы должны служить народу, а не народ государственным органам», дала мощный моральный импульс обществу. Это стало не просто лозунгом, а критерием практической деятельности. Сегодня улучшение уровня жизни населения, обеспечение прав человека, поддержка предпринимательства и, самое главное, прислушивание к голосу каждого гражданина вышли в центр государственной политики.
За исторически короткий срок под твердой политической волей и непосредственным руководством главы государства начался совершенно новый этап демократических реформ. Важнейшим документом, определившим этот процесс, стала Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан. Данная стратегия была разработана как долгосрочная дорожная карта устойчивого развития общества и государства, и за прошедший период было принято около 300 законов и более 4 тысяч постановлений Президента Республики Узбекистан, направленных на коренное реформирование всех сфер государственной и общественной жизни. Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, разработанная по принципу «От Стратегии действий – к Стратегии развития», была принята с целью определения приоритетных направлений реформ, направленных на дальнейшее повышение благосостояния нашего народа, трансформацию отраслей экономики и ускоренное развитие предпринимательства, безусловное обеспечение прав и интересов человека, а также формирование активного гражданского общества, на основе принципа «Во имя чести человека».
В целом, изменения, произошедшие в период правления Шавката Мирзиёева, можно рассматривать в трех направлениях:
Первое направление – это в государственном управлении внедряются принципы открытости и клиентоориентированности. Главная цель проводимых в стране реформ – защита интересов человека, утверждение его жизни, свободы, чести и достоинства как высших ценностей. С этой целью созданные Виртуальная приемная Президента и Народные приемные заняли особое место в обеспечении личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан. Развитие системы государственных услуг, запуск центров государственных услуг, устранение излишней бюрократии, внедрение новой системы работы с обращениями граждан и открытости государственных органов стали одними из крупнейших реформ.
Кроме того, Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, принятая по инициативе главы государства, вывела подход страны в этой области на новый уровень. Отныне обеспечение прав и свобод граждан, реализация международных стандартов в национальном законодательстве и правовой практике стали основными критериями демократических реформ.
Сегодня Узбекистан ратифицировал более 80 международных документов в области прав и свобод человека, основные принципы которых находят отражение в нашем национальном законодательстве.
В качестве логического продолжения реформ расширена медиа-среда, повышена роль СМИ в обществе и в принятии важных государственных решений. Вывод гендерной политики страны на новый этап, в частности, создание Республиканской гендерной комиссии, создал основу для нормализации принципов справедливости.
Также полностью прекращена практика принудительного труда, в частности, привлечение детей и учителей к сбору хлопка. В системе высшего образования принята Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденная Указом Президента от 8 октября 2019 года. В данной Концепции предусмотрено развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, увеличение охвата высшим образованием до 50% за счет организации деятельности государственных и негосударственных высших учебных заведений в регионах, создание здоровой конкурентной среды в сфере, а также развитие Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета как ведущих вузов страны.
Поставлены цели сделать высшие учебные заведения страны флагманами, а также включить не менее 10 вузов республики в первую тысячу рейтинга международных признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национальный университет Узбекистана и Самаркандский государственный университет – в первую пятисотку.
По данным Национального статистического комитета, за последние десять лет количество высших учебных заведений в Узбекистане увеличилось на 153 (с учетом филиалов) и составило 222 к началу 2024/2025 учебного года, что в 3,2 раза больше. Этот показатель демонстрирует значительный рост по сравнению с 2015/2016 учебным годом, когда число вузов составляло всего 69.
Динамика роста по годам следующая: 2015/2016 – 69, 2016/2017 – 70, 2017/2018 – 72, 2018/2019 – 98, 2019/2020 – 119, 2020/2021 – 127, 2021/2022 – 154, 2022/2023 – 191, 2023/2024 – 219, 2024/2025 – 222.
Были проведены масштабные преобразования и в системе здравоохранения. В частности, Указ Президента от 7 декабря 2018 года «О комплексных мерах по кардинальному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» положил начало новой эре в развитии медицины страны. Указ определил концепцию развития на 2019-2025 годы, установив приоритетные направления, такие как совершенствование национального законодательства, улучшение кластерных моделей и систем финансирования, повышение качества медицинской помощи, охрана материнства и детства, государственно-частное партнерство (ГЧП), развитие медицинского туризма, электронного здравоохранения (e-health), фармацевтической отрасли и подготовка кадров.
Кроме того, бедность была официально признана, и сформирован комплексный подход к ее сокращению. К таким изменениям относятся и правовые, и институциональные преобразования в сфере борьбы с коррупцией.
В Узбекистане созданы равные условия для реализации гражданами права на свободу совести, оказывается содействие установлению взаимопонимания и уважения между религиозными организациями различных конфессий, межконфессиональная толерантность.
В Узбекистане утверждена концепция обеспечения свободы совести граждан и государственной политики в религиозной сфере. Цель концепции – создание равных условий для реализации права граждан на свободу совести, содействие установлению взаимопонимания и уважения между религиозными организациями различных конфессий, укрепление межконфессиональной толерантности, обеспечение религиозной терпимости и светскости в обществе.
Второе направление, модернизация экономики и переход к рыночным механизмам, стало одним из наиболее эффективных преобразований. В частности:
- Либерализация валютного рынка и решение проблем, связанных с наличными деньгами.
- Улучшение деловой среды, в частности, упрощение процедур регистрации и ведения бизнеса.
- Развитие туризма, введение безвизового режима для 90 стран и безвизового транзита для граждан 48 стран, стало краеугольным камнем экономического роста. По состоянию на 1 августа 2025 года граждане Узбекистана смогут въезжать в 34 страны без визы и в 42 страны по упрощенной процедуре.
Экономические итоги первого полугодия 2025 года в Узбекистане, представленные Государственным комитетом по статистике, демонстрируют стремительный рост: валовой внутренний продукт (ВВП) страны увеличился на 7,2% (по сравнению с 6,4% в аналогичном периоде прошлого года), что свидетельствует о переходе экономики в режим устойчивого расширения.
Третьим направлением стало налаживание открытых, прагматичных и дружественных отношений во внешней политике с соседними государствами и международным сообществом. По мнению экспертов, важнейшей реформой лидера Узбекистана стало установление добрососедских отношений в Центральной Азии, открытие границ и организация контрольно-пропускных пунктов, налаживание конструктивного диалога со странами Центральной Азии по всем вопросам.
Вместе с тем, на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 20 ноября 2024 года президент Шавкат Мирзиёев упомянул об обновлении Концепции внешнеполитической деятельности: «Для всестороннего развития нашей страны крайне важно проводить эффективную внешнюю политику, расширять круг наших друзей и партнеров, углублять региональное сотрудничество с нашими ближайшими соседями. Считаю необходимым в этих целях принять внешнеполитическую концепцию в новой редакции».
Формирование добрососедских отношений в Центральной Азии выразилось следующим образом: начиная с 2017 года состоялась первая за 25 лет искренняя встреча с Таджикистаном, был отменен визовый режим, восстановлены прямые авиарейсы. С Кыргызстаном и Туркменистаном была решена большая часть пограничных вопросов.
По афганскому вопросу в 2018 году в Ташкенте была проведена международная конференция по Афганистану. В Термезе были открыты логистический и образовательный центры для Афганистана.
Партнерство с крупными государствами: с Россией – крупные энергетические, атомные станции и промышленные проекты, с Китаем – транспортные и инфраструктурные проекты в рамках инициативы «Один пояс, один путь», с США – возобновлен политический диалог, расширено экономическое сотрудничество и сотрудничество в области безопасности. С Европейским союзом – в 2021 году начаты переговоры по Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве.
По проблеме Приаралья выдвинута инициатива о провозглашении Генеральной Ассамблеей ООН «Аральского региона зоной экологических инноваций». В Нукусе создан международный инновационный центр.
Международные организации, в частности, Узбекистан в 2017 году усилил свою активную роль в Шанхайской организации сотрудничества. В 2022 году успешно провел саммит ШОС в Самарканде. На трибуне ООН выдвигаются важные инициативы по региональной безопасности и изменению климата.
Культурная дипломатия: города, такие как Самарканд, Бухара, Хива, продвигаются на международном уровне благодаря объектам, включенным в список наследия ЮНЕСКО. Фестиваль «Шарк тароналари» превращен в мероприятие с международным авторитетом.
Вкратце, именно эти три направления в короткие сроки вновь представили Узбекистан как активное и авторитетное государство в регионе. Сегодня международные эксперты называют Узбекистан «локомотивом обновления Центральной Азии». Мировое сообщество, наблюдая за экономическими реформами в стране, уделяет особое внимание благоприятной деловой среде, либерализации валютной политики, повышению инвестиционной привлекательности и реализации проектов, направленных на благо народа в социальной сфере.
Праздничные мероприятия, посвященные 34-й годовщине независимости, проведенные под благородной идеей «За Родину, за нацию, за народ!», можно без преувеличения назвать созвучными всем реформам нашего Президента.
Гайрат Хонназаров, УзА