В современной авиации безопасность полетов зависит не только от технического состояния самолета и квалификации экипажа, но и от точного расчета того, как распределен вес на борту. За это отвечает служба центровки – специализированное подразделение аэропорта, которое работает незаметно для пассажиров, но играет ключевую роль в подготовке каждого рейса.
Как объяснили в Uzbekistan Airports, центровка – это определение положения центра тяжести воздушного судна относительно его конструктивных осей. Если центр тяжести слишком смещен вперед или назад, это может затруднить управление, увеличить расход топлива или даже сделать полет небезопасным. Нарушение центровки способно привести к сложностям при наборе высоты или посадке, перегрузке отдельных частей, опасному крену самолета, невозможности стабилизировать его в полете.

Чтобы предотвратить подобное, служба центровки определяет общий вес лайнера с учетом коммерческой загрузки (пассажиры, багаж, груз) и топлива перед вылетом. Специалисты рассчитывают центр тяжести – точку, в которой самолет будет сбалансирован, и принимают решения, в какой отсек положить багаж, куда посадить пассажиров, сколько топлива и куда заправить. Только после этого они составляют Loadsheet – официальный документ, который содержит все расчеты по весу и центровке самолета перед вылетом. Его готовит диспетчер по центровке, а подписывает командир воздушного судна. Без него самолет не имеет права вылетать.
Пассажирам следует помнить, что каждый килограмм, будь то багаж или ручная кладь, имеет значение, особенно для центровки небольших воздушных судов. Даже неучтенный при регистрации небольшой лишний вес способен повлиять на расчеты и нарушить баланс самолета.
Подготовил Роман БОНДАРЧУК, УзА