В мае-июле текущего года в нашей стране состоялись очередные выборы председателей сходов граждан махалли. Население избирало кандидатов, обладающих знаниями и потенциалом для комплексного развития территории, а также пользующихся авторитетом граждан.
В 1081 махалле Самаркандской области избирательный процесс завершен, и возглавляемые новыми лидерами «семерки» приступили к своей деятельности.
– 356 (33 процента) председателей избраны впервые, 69 (7 процентов) – женщины, 24 (3 процента) – депутаты, – говорит руководитель Самаркандского областного отделения Ассоциации махаллей Узбекистана Шерали Юлдашев. – Из них 971 (90 процентов) имеют высшее образование, 107 (10 процентов) – среднее специальное. Большинство председателей составляют учителя (25 процентов), экономисты (24 процента), инженеры (11 процентов) и юристы (6 процентов). С мая для вновь избранных председателей махаллей организованы обучающие семинары, на которых им рассказывали об организации деятельности махалли, повышении эффективности работы с обращениями граждан и применении цифровых технологий в системе. Сотрудники региональных управлений и организаций разъясняли правовые основы и практику взаимодействия со сходами граждан махалли. Разработаны планы работы «махаллинской семерки» для каждой отдельной махалли, которые должны быть реализованы до конца 2025 года.

Импульс образцовой организации процесса выборов и повышению эффективности деятельности сходов граждан махалли придало то, что с июня в нашей области начала действовать рабочая группа Ассоциации махаллей Узбекистана.
Для устранения ситуаций, вызывающих недовольство населения, рабочая группа при участии хокимов районов и городов и их заместителей организовала выездные приемы в населенные пункты, где проводились очные беседы с населением, изучались проблемы и вопросы, требующие своего решения. За два месяца рассмотрено 1990 обращений граждан в 231 населенном пункте, из которых 1287 решены положительно, а по 772 определены меры.

Сформирован список из 17 363 безработных граждан, желающих трудоустроиться. С ними заключены четырехсторонние соглашения между хокимом района, председателем махалли и «махаллинскими банкирами». К концу года будут разработаны программы, предусматривающие создание рабочих мест для 57 тысяч молодых людей, вступающих на рынок труда, и 21,1 тысячи соотечественников, вернувшихся из миграции. Используя возможности программы «От бедности – к процветанию», мы поставили цель к концу текущего года вывести из бедности 35 тысяч семей (понижение показателя с 7,5 до 5,4 процента). Возможности для этого в основном были найдены в самой махалле, в частности, за счет налаживания тесного сотрудничества с предприятиями и организациями, предпринимателями региона. Например, руководитель торговой сети Shashlik. uz в городе Самарканде Адхамжон Солиев взял на себя обязательство обучить и трудоустроить в сфере услуг по 2-3 человека из малообеспеченных семей от каждой из 215 махаллей города – всего 530 молодых людей.

Кроме того, с помощью рабочей группы в нашей области были разработаны региональные планы действий из 77 пунктов и районные (городские) планы действий из 621 пункта по экологии, инвестициям, экспорту, занятости и сокращению бедности. Каждая махалля должна стать регионом, свободным от безработицы, преступности и неблагополучных семей. Мы реализуем булунгурский опыт по превращению района в регион без миграции. На сегодняшний день установлено, что из района выехали 10 696 человек. Формируется информация о каждом гражданине, побывавшем за рубежом, анализируется, где они смогут найти работу после возвращения в страну, какими видами предпринимательства или ремесла могут заниматься. Совместно с хокимиятами организуются онлайн-диалоги с мигрантами, выслушиваются их жалобы. На основе этих обращений определяется, кому из соотечественников и какая помощь необходима.
По инициативе главы государства во всех районных и городских хокимиятах создан «Штаб реформ». Здесь изучаются региональные возможности и «точки роста», разрабатываются проекты развития каждой махалли. В короткие сроки благодаря поддержке предпринимательства и инвестиционных проектов до конца года в регионе планируется запустить 834 проекта и обеспечить свыше 23 тысяч рабочих мест.
В частности, в Пайарыкском, Кушрабатском и Пахтачинском районах путем создания экомаркетов и частных клиник будут организованы 1500 новых рабочих мест. В остальных районах и городах подобные проекты планируется реализовать до конца 2026 года.
На территории махаллей «Кунжипай», «Кухнадам» и «Ермачит» города Каттакургана с привлечением иностранных инвестиций и грантов осуществят строительство туристических, культурно-развлекательных комплексов и центров отдыха, а также современных жилых домов на площади 12,5 гектара.
Включив в целевую программу Агентства культурного наследия городище Беккоргантепа V–VI вв. в махалле «Юкори жуш» Кушрабатского района, планируется создать музей под открытым небом, увеличить количество туристов в регионе до 50 тысяч, организовать 70 новых точек сервиса и создать 100 новых рабочих мест.
Шерали Юлдашев отметил, что совместно с республиканской рабочей группой изучаются проводимая в махаллях работа, ситуации, негативно влияющие на настроения населения, а также принимаются меры по превращению активного участия и инициатив граждан в традицию, привлечению местных хокимиятов к решению проблем, связанных с инфраструктурой. Благодаря этим усилиям в махалле «Огахий» города Самарканда построен тротуар протяженностью 1,8 километра, отремонтировано 2,8 километра внутренних дорог, установлено 17 фонарей. Очищен 2,3-километровый участок протекающего по территории канала Оби Машат, благоустроена прилегающая территория, создается зона отдыха для населения. Также при содействии хокимията и соответствующих организаций подводится канализация к 13 многоэтажным домам махалли «Кутарма» Иштыханского района.
В целом сегодня подобные масштабные преобразования можно наблюдать в каждой махалле района. Также «махалинская семерка» активно участвует в подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, охвате детей дошкольным и школьным образованием.
Голиб ХАСАНОВ,
корр. УзА