Отклик
Узбекистан является государством, не имеющим выхода к морю. На первый взгляд, это ограничивает возможности страны в сфере международной торговли, транспорта и логистики. Однако в последние годы предпринимаются активные усилия по трансформации данного фактора в стратегическое преимущество.
В частности, предложения и инициативы, выдвинутые главой нашего государства на Третьей Конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, состоявшейся 5 августа 2025 года в Национальной туристической зоне «Аваза» в городе Туркменбаши, стали логическим продолжением этого процесса.

На конференции обсуждались такие стратегические вопросы, как транспортная взаимосвязанность, модернизация инфраструктуры, упрощение процедур торговли, адаптация к изменению климата и достижение Целей устойчивого развития.
Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении поднял ряд системных проблем, связанных с экономическими барьерами стран, не имеющих выхода к морю. Среди них были отмечены такие факторы, как высокие логистические издержки, нестабильность транзитных перевозок, недостаточная инфраструктура и зависимость от таможенной и торговой политики других стран.
По данным Всемирного банка, Центральноазиатский регион ежегодно теряет 2% своего ВВП из-за логистических барьеров. Глава нашего государства выдвинул предложения по решению этих проблем.
В частности, это – модернизация инфраструктуры как основы устойчивого развития, усиление взаимосвязанности в целях предотвращения транзитных проблем и реализация права на развитие как ключевого элемента глобального равноправия.
В этом отношении масштабные реформы, реализуемые в Узбекистане в последние годы, служат примером эффективности данных инициатив. Узбекистан уделяет большое внимание развитию транспортно-логистической инфраструктуры с привлечением частного сектора. Строительство железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», значительное увеличение объемов грузоперевозок по транспортному коридору «Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция» расширяют потенциал международного транзита. Кроме того, реализация проекта строительства железной дороги «Узбекистан – Афганистан – Пакистан» и сопряжение этого перспективного коридора со строящейся железнодорожной магистралью «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» откроет большие возможности для формирования нового торгово-экономического пространства и устойчивой транспортной инфраструктуры, имеющих важное стратегическое значение для региона.
Вместе с тем на конференции Узбекистан озвучил ряд новых инициатив. Одной из них является предложение о разработке под эгидой Организации Объединенных Наций глобального соглашения о транзитных гарантиях для стран, не имеющих выхода к морю. Такой механизм обеспечит условия справедливого доступа к портам и коммуникациям, снизит риски грузоперевозок, послужит уменьшению неравенства в глобальной логистике.
Кроме того, было выдвинуто предложение о создании под эгидой ООН Фонда содействия логистической интеграции стран, не имеющих выхода к морю, а также о разработке глобального Индекса уязвимости стран, не имеющих выхода к морю. Это станет действенным инструментом для объективного определения ограничения возможностей стран в сфере транзита, расширения международных финансово-технических программ и эффективного распределения ресурсов с учетом реальных условий.
Создание инновационного хаба для развития агросектора послужит внедрению адаптивных агротехнологий, продвижению инновационных проектов водосбережения и обеспечению продовольственной безопасности, обмену знаниями и опытом.
В настоящее время в регионе формируется единое транспортно-логистическое пространство. Реализуются программы и проекты, направленные на превращение Центральной Азии в полноценный транзитный узел между Востоком и Западом, Севером и Югом. В частности, за последние годы товарооборот увеличился в 4,5 раза, объемы инвестиций выросли в два раза, а количество совместных предприятий возросло в пять раз. Эти показатели не только свидетельствуют о практических результатах региональной экономической интеграции, но и определяют ее перспективы.
В заключение следует отметить, что конференция в Авазе и выдвинутые на ней Президентом Узбекистана важные предложения и инициативы в очередной раз стали ярким примером активной и конструктивной позиции Узбекистана на международной арене. Идеи, озвученные Президентом Шавкатом Мирзиёевым, охватывают не только решение проблем в области логистики и торговли, но и представляют собой важные шаги на пути к формированию справедливой и инклюзивной модели мирового развития. Авазинская политическая декларация, принятая по итогам конференции, закрепила достигнутые договоренности и ознаменовала начало нового этапа глобального сотрудничества.
Мавлуда АДХАМЖОНОВА,
член Комитета по вопросам экологии и охраны окружающей среды Законодательной палаты Олий Мажлиса.
УзА