Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 5 августа принял участие в третьей Конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, проходящей в Национальной туристической зоне «Аваза» в городе Туркменбаши.

В работе мероприятия, состоявшегося под председательством Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова, также участвовали Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, а также главы ряда других государств и правительств, международных и региональных организаций.

В соответствии с повесткой дня рассмотрены актуальные вопросы укрепления транспортной взаимосвязанности и упрощения процедур торговли, экономической трансформации, повышения устойчивости к изменению климата и вызовам окружающей среды, достижения прогресса в реализации Целей устойчивого развития.

В начале своего выступления Президент Узбекистана дал высокую оценку усилиям Туркменистана, направленным на достижение Целей устойчивого развития, обеспечение глобальной и региональной стабильности и процветания.

Подчеркнул, что обсуждаемые на конференции вопросы имеют жизненно важное значение, поскольку географическая удаленность от морских портов и необходимость пересечения территорий нескольких стран создает ряд объективных вызовов.

Среди них – высокие тарифы, ограниченная пропускная способность транспортных коридоров и инфраструктуры, а также зависимость от таможенно-транзитной политики других стран.

По данным Всемирного банка, из-за больших транспортных издержек и нестабильности транзита регион Центральной Азии ежегодно теряет до 2 процентов ВВП.

Затраты на логистику составляют до 60 процентов от стоимости товаров, что в несколько раз превышает среднемировой уровень.

В этой связи развитие новых надежных транзитных коридоров и логистической инфраструктуры становится важным условием устойчивого прогресса в Центральной Азии.

– Повестка, которая объединяет нас сегодня, затрагивает фундаментальный вопрос – вопрос справедливости. Это предоставление государствам, не имеющим выхода к морю, возможности участвовать в мировой экономике на равных условиях, – отметил лидер Узбекистана.

При этом решение этой актуальной задачи требует выполнения трех принципиальных условий.

Это модернизация инфраструктуры как основы устойчивого развития, усиление взаимосвязанности в целях предотвращения транзитных проблем и реализация права на развитие как ключевого элемента глобального равноправия.

За последние годы в Узбекистане приняты системные шаги по формированию современной транспортно-логистической сети с активным вовлечением частного сектора. Осуществлена значительная работа по цифровизации торгово-транспортных процессов.

Проводимые структурные экономические реформы, либерализация системы торговли и кардинальное улучшение инвестиционного климата дают ощутимые результаты: повысилась конкурентоспособность, ускорилось инновационное развитие.

– Мощный импульс динамичным преобразованиям придало достижение качественно нового уровня доверия и партнерства в Центральной Азии», – отметил глава нашего государства.

Сегодня в регионе формируется единое транспортно-логистическое пространство. Реализуются программы и проекты, направленные на превращение Центральной Азии в полноценный транзитный хаб между Востоком и Западом, Севером и Югом.

За последние годы объемы торговли выросли в 4,5 раза и составили более 11 миллиардов долларов. Удвоились инвестиции, в пять раз увеличилось количество совместных предприятий.

В этом году совместно с партнерами начато строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, значительно возрос грузопоток по транспортному коридору Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция.

В целях преодоления общих вызовов и проблем стран, не имеющих выходя к морю, Президент Узбекистана выдвинул ряд конкретных предложений и инициатив.

Прежде всего отмечена необходимость скоординированных действий для опережающего развития международных транспортных коридоров и инфраструктуры.

В данном контексте указано на важность ускорения реализации проекта строительства железной дороги Узбекистан – Афганистан – Пакистан и его сопряжения со строящейся железнодорожной магистралью Китай – Кыргызстан – Узбекистан.

– Это откроет возможность для формирования нового торгово-экономического пространства и устойчивой транспортной инфраструктуры в нашем обширном регионе, – подчеркнул лидер Узбекистана.

Глава государства также призвал к полному задействованию потенциала Срединного коридора, в первую очередь, путем проведения согласованной транзитной политики, унификации правил и внедрения оптимальных тарифов для контейнерных перевозок.

Президент Узбекистана также предложил разработать под эгидой ООН Глобальное соглашение о транзитных гарантиях для стран, не имеющих выхода к морю.

Документ призван обеспечить условия справедливого доступа к портам и коммуникациям, снизить риски грузоперевозок и неравенства в глобальной логистике.

С учетом роста востребованности гибких инвестиционных инструментов для финансирования крупных инфраструктурных проектов, лидер нашей страны выступил за создание под эгидой ООН Фонда содействия логистической интеграции стран, не имеющих выхода к морю. Потребность стран Центральной Азии в инвестициях в транспортную инфраструктуру оценивается почти в 40 миллиардов долларов в год.

Глава Узбекистана также выступил за разработку Глобального индекса уязвимости стран, не имеющих выхода к морю для объективного определения ограничения возможностей в сфере транзита, расширения международных финансово-технических программ и эффективного распределения ресурсов с учетом реальных условий.

Обращено внимание на важность реализации предложения о создании в Узбекистане Инновационного хаба для развития агросектора, что послужит внедрению адаптивных агротехнологий, продвижению инновационных проектов водосбережения и обеспечению продовольственной безопасности, обмену знаниями и опытом.

Лидер Узбекистана отметил важность активного подключения ведущих экспертов и «мозговых центров» к выработке предложений по преодолению общих вызовов, в том числе с проведением международных форумов и «круглых столов».

– В повестку дня таких мероприятий могли бы войти вопросы обеспечения глубокой интеграции в глобальные производственные цепочки, ускоренного развития искусственного интеллекта и цифровых технологий, расширения трансграничного инвестирования и поддержки стартапов, – отметил Президент.

Он также заявил о намерении Узбекистана присоединиться к деятельности Международного аналитического центра для стран, не имеющих выхода к морю.

В завершение глава нашего государства подтвердил готовность нашей страны к конструктивному и долгосрочному партнерству по формированию более справедливой архитектуры глобального развития.

По итогам Конференции была принята Авазинская политическая декларация.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Президент Узбекистана выдвинул ряд важных инициатив для преодоления общих вызовов и проблем стран, не имеющих выходя к морю

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 5 августа принял участие в третьей Конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, проходящей в Национальной туристической зоне «Аваза» в городе Туркменбаши.

В работе мероприятия, состоявшегося под председательством Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова, также участвовали Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, а также главы ряда других государств и правительств, международных и региональных организаций.

В соответствии с повесткой дня рассмотрены актуальные вопросы укрепления транспортной взаимосвязанности и упрощения процедур торговли, экономической трансформации, повышения устойчивости к изменению климата и вызовам окружающей среды, достижения прогресса в реализации Целей устойчивого развития.

В начале своего выступления Президент Узбекистана дал высокую оценку усилиям Туркменистана, направленным на достижение Целей устойчивого развития, обеспечение глобальной и региональной стабильности и процветания.

Подчеркнул, что обсуждаемые на конференции вопросы имеют жизненно важное значение, поскольку географическая удаленность от морских портов и необходимость пересечения территорий нескольких стран создает ряд объективных вызовов.

Среди них – высокие тарифы, ограниченная пропускная способность транспортных коридоров и инфраструктуры, а также зависимость от таможенно-транзитной политики других стран.

По данным Всемирного банка, из-за больших транспортных издержек и нестабильности транзита регион Центральной Азии ежегодно теряет до 2 процентов ВВП.

Затраты на логистику составляют до 60 процентов от стоимости товаров, что в несколько раз превышает среднемировой уровень.

В этой связи развитие новых надежных транзитных коридоров и логистической инфраструктуры становится важным условием устойчивого прогресса в Центральной Азии.

– Повестка, которая объединяет нас сегодня, затрагивает фундаментальный вопрос – вопрос справедливости. Это предоставление государствам, не имеющим выхода к морю, возможности участвовать в мировой экономике на равных условиях, – отметил лидер Узбекистана.

При этом решение этой актуальной задачи требует выполнения трех принципиальных условий.

Это модернизация инфраструктуры как основы устойчивого развития, усиление взаимосвязанности в целях предотвращения транзитных проблем и реализация права на развитие как ключевого элемента глобального равноправия.

За последние годы в Узбекистане приняты системные шаги по формированию современной транспортно-логистической сети с активным вовлечением частного сектора. Осуществлена значительная работа по цифровизации торгово-транспортных процессов.

Проводимые структурные экономические реформы, либерализация системы торговли и кардинальное улучшение инвестиционного климата дают ощутимые результаты: повысилась конкурентоспособность, ускорилось инновационное развитие.

– Мощный импульс динамичным преобразованиям придало достижение качественно нового уровня доверия и партнерства в Центральной Азии», – отметил глава нашего государства.

Сегодня в регионе формируется единое транспортно-логистическое пространство. Реализуются программы и проекты, направленные на превращение Центральной Азии в полноценный транзитный хаб между Востоком и Западом, Севером и Югом.

За последние годы объемы торговли выросли в 4,5 раза и составили более 11 миллиардов долларов. Удвоились инвестиции, в пять раз увеличилось количество совместных предприятий.

В этом году совместно с партнерами начато строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, значительно возрос грузопоток по транспортному коридору Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция.

В целях преодоления общих вызовов и проблем стран, не имеющих выходя к морю, Президент Узбекистана выдвинул ряд конкретных предложений и инициатив.

Прежде всего отмечена необходимость скоординированных действий для опережающего развития международных транспортных коридоров и инфраструктуры.

В данном контексте указано на важность ускорения реализации проекта строительства железной дороги Узбекистан – Афганистан – Пакистан и его сопряжения со строящейся железнодорожной магистралью Китай – Кыргызстан – Узбекистан.

– Это откроет возможность для формирования нового торгово-экономического пространства и устойчивой транспортной инфраструктуры в нашем обширном регионе, – подчеркнул лидер Узбекистана.

Глава государства также призвал к полному задействованию потенциала Срединного коридора, в первую очередь, путем проведения согласованной транзитной политики, унификации правил и внедрения оптимальных тарифов для контейнерных перевозок.

Президент Узбекистана также предложил разработать под эгидой ООН Глобальное соглашение о транзитных гарантиях для стран, не имеющих выхода к морю.

Документ призван обеспечить условия справедливого доступа к портам и коммуникациям, снизить риски грузоперевозок и неравенства в глобальной логистике.

С учетом роста востребованности гибких инвестиционных инструментов для финансирования крупных инфраструктурных проектов, лидер нашей страны выступил за создание под эгидой ООН Фонда содействия логистической интеграции стран, не имеющих выхода к морю. Потребность стран Центральной Азии в инвестициях в транспортную инфраструктуру оценивается почти в 40 миллиардов долларов в год.

Глава Узбекистана также выступил за разработку Глобального индекса уязвимости стран, не имеющих выхода к морю для объективного определения ограничения возможностей в сфере транзита, расширения международных финансово-технических программ и эффективного распределения ресурсов с учетом реальных условий.

Обращено внимание на важность реализации предложения о создании в Узбекистане Инновационного хаба для развития агросектора, что послужит внедрению адаптивных агротехнологий, продвижению инновационных проектов водосбережения и обеспечению продовольственной безопасности, обмену знаниями и опытом.

Лидер Узбекистана отметил важность активного подключения ведущих экспертов и «мозговых центров» к выработке предложений по преодолению общих вызовов, в том числе с проведением международных форумов и «круглых столов».

– В повестку дня таких мероприятий могли бы войти вопросы обеспечения глубокой интеграции в глобальные производственные цепочки, ускоренного развития искусственного интеллекта и цифровых технологий, расширения трансграничного инвестирования и поддержки стартапов, – отметил Президент.

Он также заявил о намерении Узбекистана присоединиться к деятельности Международного аналитического центра для стран, не имеющих выхода к морю.

В завершение глава нашего государства подтвердил готовность нашей страны к конструктивному и долгосрочному партнерству по формированию более справедливой архитектуры глобального развития.

По итогам Конференции была принята Авазинская политическая декларация.