В современных условиях, характеризующихся сложностью и многополярностью международных отношений, возрастает роль и значение транснациональной дипломатии, а также расширяется круг реализующих ее субъектов.

Наряду с официальными государственными органами неотъемлемыми участниками международного диалога и политических процессов становятся некоммерческие организации, институты гражданского общества, академические круги и аналитические центры. Они играют важную роль в продвижении государственных интересов, формировании внешней политики и укреплении позитивного имиджа в международном сообществе посредством проведения политического и экономического анализа, стратегического прогнозирования и диалога между экспертами.

Форма деятельности и институциональная структура аналитических центров варьируются в зависимости от нормативно-правовой базы различных стран. Некоторые из них являются полностью независимыми неправительственными организациями, другие связаны с высшими учебными заведениями или работают в партнерстве с государственными органами. 

К примеру, такие влиятельные аналитические центры США, как Brookings Institution и Carnegie Endowment for International Peace, а также Chatham House и German Marshall Fund в Европе, играют важную роль в формировании внешней политики и процессах регионального сотрудничества.

Аналитические центры занимают значимое место, особенно в дипломатических отношениях «второго уровня», которые подразумевают неофициальные переговоры и обсуждения без участия официальных государственных органов. Они создают атмосферу доверия посредством международных конференций, экспертных встреч, аналитических публикаций и обмена мнениями. Также они выполняют функции посредников в процессе установления мира и развития сотрудничества, особенно в тех случаях, когда официальная дипломатия сталкивается с ограничениями или требует политической деликатности.

Кроме того, аналитические центры становятся важным инструментом политики «мягкой силы». В рамках концепции «мягкой силы», основанной на механизмах привлечения и убеждения, государства продвигают свои ценности и интересы на международном уровне, укрепляют атмосферу доверия и сотрудничества. В этом процессе аналитические центры занимают активную позицию, взаимодействуя с широкой общественностью, осуществляя анализ на основе эмпирических данных, участвуя в международных форумах и демонстрируя интеллектуальное лидерство.

Основоположник концепции «мягкой силы» – американский политолог Джозеф Най выделял аналитические центры как средство глобального влияния, определяя «мягкую силу» как способность убеждать других исполнять свою волю. Профессор Пенсильванского университета Джеймс Макган называет аналитические центры «интеллектуальным мостом между государством и обществом», обращая внимание на их роль в принятии политических решений.

Профессор из Оксфордского университета Дайан Стоун описывает аналитические центры как «стратегических участников политического трансфера и обмена передовыми идеями в мировой политике».

Действительно, аналитические центры выполняют ряд важных задач в сфере внешней политики. Они предоставляют лицам, принимающим решения, стратегический анализ и рекомендации, создают атмосферу доверия между государствами посредством международных форумов и научных диалогов, продвигают национальные интересы в информационном пространстве. Они организуют программы повышения квалификации для дипломатов и служат в качестве эффективной платформы для диалога, которая дополняет официальные переговоры посредством дипломатии «второго уровня».

В Узбекистане аналитические центры играют все более значимую роль и становятся влиятельным участником политических процессов. С 2017 года в рамках реализации стратегии открытой и многовекторной дипломатии под руководством Президента Шавката Мирзиёева такие аналитические структуры, как Центр «Стратегия развития», Международный институт Центральной Азии, Институт стратегических и межрегиональных исследований и Центр экономических исследований и реформ, способствуют укреплению международных политических позиций страны на основе научных и аналитических данных. Они принимают активное участие в Самаркандском форуме ШОС, Диалогах ЕС – Центральная Азия и платформах стратегического сотрудничества с Китаем, Республикой Корея и странами Западной Азии.

В частности, за последние три года Центр «Стратегия развития» установил партнерские отношения с более чем 180 международными организациями и подписал свыше 80 меморандумов о взаимопонимании.

 В период с 2022 по 2024 год Центр реализовал 446 международных мероприятий. Научные и политические мероприятия Центра, проведенные совместно с такими зарубежными партнерами, как Konrad Adenauer Stiftung и Friedrich Ebert Stiftung в Германии, а также рядом партнеров в Италии, Бельгии и Китае, стали значимым вкладом в повышение потенциала «мягкой силы» Узбекистана и укрепление его интеллектуального влияния.

В заключение можно сказать, что аналитические центры становятся неотъемлемой интеллектуальной основой современной дипломатии. Они являются не просто консультативными структурами, но и стратегическими партнерами в реализации внешней политики, интеллектуальным мостом между государством, обществом и мировым сообществом. Дипломатия «второго уровня», политика «мягкой силы», целенаправленный анализ, конкуренция в международном информационном пространстве и экспертное участие в процессе принятия решений определяют суть и содержание их деятельности.

Для Узбекистана дальнейшее укрепление правового статуса аналитических центров, увеличение их кадрового потенциала, а также интеграция в международные сети сотрудничества и развитие в качестве институциональной базы внешней политики будут способствовать усилению интеллектуального авторитета страны и повышению ее дипломатической гибкости в перспективе. Несомненно, аналитические центры станут важным геополитическим ресурсом в контексте углубления межгосударственного диалога, стимулирования обмена научными и аналитическими данными, а также укрепления транснационального сотрудничества.

Элдор ТУЛЯКОВ,

исполнительный директор Центра «Стратегия развития».

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Аналитические центры – неотъемлемая интеллектуальная основа современной дипломатии

В современных условиях, характеризующихся сложностью и многополярностью международных отношений, возрастает роль и значение транснациональной дипломатии, а также расширяется круг реализующих ее субъектов.

Наряду с официальными государственными органами неотъемлемыми участниками международного диалога и политических процессов становятся некоммерческие организации, институты гражданского общества, академические круги и аналитические центры. Они играют важную роль в продвижении государственных интересов, формировании внешней политики и укреплении позитивного имиджа в международном сообществе посредством проведения политического и экономического анализа, стратегического прогнозирования и диалога между экспертами.

Форма деятельности и институциональная структура аналитических центров варьируются в зависимости от нормативно-правовой базы различных стран. Некоторые из них являются полностью независимыми неправительственными организациями, другие связаны с высшими учебными заведениями или работают в партнерстве с государственными органами. 

К примеру, такие влиятельные аналитические центры США, как Brookings Institution и Carnegie Endowment for International Peace, а также Chatham House и German Marshall Fund в Европе, играют важную роль в формировании внешней политики и процессах регионального сотрудничества.

Аналитические центры занимают значимое место, особенно в дипломатических отношениях «второго уровня», которые подразумевают неофициальные переговоры и обсуждения без участия официальных государственных органов. Они создают атмосферу доверия посредством международных конференций, экспертных встреч, аналитических публикаций и обмена мнениями. Также они выполняют функции посредников в процессе установления мира и развития сотрудничества, особенно в тех случаях, когда официальная дипломатия сталкивается с ограничениями или требует политической деликатности.

Кроме того, аналитические центры становятся важным инструментом политики «мягкой силы». В рамках концепции «мягкой силы», основанной на механизмах привлечения и убеждения, государства продвигают свои ценности и интересы на международном уровне, укрепляют атмосферу доверия и сотрудничества. В этом процессе аналитические центры занимают активную позицию, взаимодействуя с широкой общественностью, осуществляя анализ на основе эмпирических данных, участвуя в международных форумах и демонстрируя интеллектуальное лидерство.

Основоположник концепции «мягкой силы» – американский политолог Джозеф Най выделял аналитические центры как средство глобального влияния, определяя «мягкую силу» как способность убеждать других исполнять свою волю. Профессор Пенсильванского университета Джеймс Макган называет аналитические центры «интеллектуальным мостом между государством и обществом», обращая внимание на их роль в принятии политических решений.

Профессор из Оксфордского университета Дайан Стоун описывает аналитические центры как «стратегических участников политического трансфера и обмена передовыми идеями в мировой политике».

Действительно, аналитические центры выполняют ряд важных задач в сфере внешней политики. Они предоставляют лицам, принимающим решения, стратегический анализ и рекомендации, создают атмосферу доверия между государствами посредством международных форумов и научных диалогов, продвигают национальные интересы в информационном пространстве. Они организуют программы повышения квалификации для дипломатов и служат в качестве эффективной платформы для диалога, которая дополняет официальные переговоры посредством дипломатии «второго уровня».

В Узбекистане аналитические центры играют все более значимую роль и становятся влиятельным участником политических процессов. С 2017 года в рамках реализации стратегии открытой и многовекторной дипломатии под руководством Президента Шавката Мирзиёева такие аналитические структуры, как Центр «Стратегия развития», Международный институт Центральной Азии, Институт стратегических и межрегиональных исследований и Центр экономических исследований и реформ, способствуют укреплению международных политических позиций страны на основе научных и аналитических данных. Они принимают активное участие в Самаркандском форуме ШОС, Диалогах ЕС – Центральная Азия и платформах стратегического сотрудничества с Китаем, Республикой Корея и странами Западной Азии.

В частности, за последние три года Центр «Стратегия развития» установил партнерские отношения с более чем 180 международными организациями и подписал свыше 80 меморандумов о взаимопонимании.

 В период с 2022 по 2024 год Центр реализовал 446 международных мероприятий. Научные и политические мероприятия Центра, проведенные совместно с такими зарубежными партнерами, как Konrad Adenauer Stiftung и Friedrich Ebert Stiftung в Германии, а также рядом партнеров в Италии, Бельгии и Китае, стали значимым вкладом в повышение потенциала «мягкой силы» Узбекистана и укрепление его интеллектуального влияния.

В заключение можно сказать, что аналитические центры становятся неотъемлемой интеллектуальной основой современной дипломатии. Они являются не просто консультативными структурами, но и стратегическими партнерами в реализации внешней политики, интеллектуальным мостом между государством, обществом и мировым сообществом. Дипломатия «второго уровня», политика «мягкой силы», целенаправленный анализ, конкуренция в международном информационном пространстве и экспертное участие в процессе принятия решений определяют суть и содержание их деятельности.

Для Узбекистана дальнейшее укрепление правового статуса аналитических центров, увеличение их кадрового потенциала, а также интеграция в международные сети сотрудничества и развитие в качестве институциональной базы внешней политики будут способствовать усилению интеллектуального авторитета страны и повышению ее дипломатической гибкости в перспективе. Несомненно, аналитические центры станут важным геополитическим ресурсом в контексте углубления межгосударственного диалога, стимулирования обмена научными и аналитическими данными, а также укрепления транснационального сотрудничества.

Элдор ТУЛЯКОВ,

исполнительный директор Центра «Стратегия развития».

УзА