В торговых отношениях со странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Африки Узбекистан использует иранские транспортные узлы. Однако геополитические изменения последних лет показали, насколько опасна зависимость от одного транспортного коридора. В этой связи Узбекистан предпринимает действия по диверсификации транспортных маршрутов южного направления, включая реализацию проекта Трансафганской железной дороги.
Этот проект предоставит Центральной Азии возможность альтернативного выхода к морским портам Пакистана – Гвадар и Касим.
О перспективах данного проекта мы побеседовали с директором Центра изучения проблем развития транспорта и логистики при Министерстве транспорта Республики Узбекистан Бекзодом ХОЛМАТОВЫМ.
– Какова роль портов Гвадар и Касим в качестве «морских ворот» для Центральной Азии и Трансафганской железной дороги?
– Прежде всего следует сказать несколько слов об этих портах. Порт Касим – самый крупный порт Пакистана, был сдан в эксплуатацию в 1980 году. Сегодня он оснащен современной техникой для разгрузки специальных видов грузов.
Порт Гвадар построен в рамках инициативы «Один пояс, один путь» при участии Пакистана и Китая. Строительство было начато в 2015 году. В настоящее время Узбекистан осуществляет торговлю со странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Африки через порты Ирана. Однако происходящие на Ближнем Востоке события указывают на то, что нельзя оставаться привязанным только к одному транспортному коридору. Поэтому Узбекистан работает над Трансафганским проектом для диверсификации и дальнейшего развития южных транспортных коридоров.
– Каким образом маршрут Термез – Найбабад – Майданшахр – Логар – Харлачи интегрируется в транспортный коридор CPEC и существующие железнодорожные магистрали Пакистана для обеспечения бесперебойной мультимодальной транспортировки до портов?
– CPEC – это Китайско-пакистанский экономический коридор, направленный на установление прямого транспортного сообщения между Китаем и Пакистаном через Каракорумский перевал. Его протяженность составляет 3 тысячи километров. Коридор создан с целью сокращения зависимости Китая от Малаккского пролива при транспортировке энергоресурсов из стран Ближнего Востока. Он берет начало в китайской провинции Синьцзян и завершается в порту Гвадар. Известно, что основная железнодорожная ветвь Пакистана – это направление Пешавар – Карачи. Порт Касим хорошо интегрирован со всеми видами транспорта, напрямую связан с национальной автомагистралью, ведущими в Афганистан автомобильными дорогами и соединен со CPEC. Кроме того, связан с 14-километровой линией национальной железнодорожной сети. Порт Гвадар пока не интегрирован с железнодорожной сетью, но связан с коридором CPEC и ведущими в Афганистан автомагистралями.
Планируется соединение трассы Термез – Найбабад – Майданшахр – Логар – Харлачи с основной железнодорожной сетью Пакистана. Это позволит обеспечить доступ к крупным портам страны, таким как Карачи и Касим, через железнодорожные пути.
Коридор CPEC является кратчайшим маршрутом между Пакистаном и Китаем. В настоящее время транспортировка грузов через Каракорумский перевал осуществляется исключительно автомобильным транспортом, что ограничивает возможности для перевозки больших объемов энергоресурсов, включая нефть. Интеграция Трансафганского направления с железнодорожной сетью Пакистана создаст альтернативный маршрут для транспортировки между двумя странами. В результате строительства китайско-кыргызско-узбекской и Трансафганской железнодорожных линий будет обеспечена прямая транспортная связь между Китаем и странами Южной Азии на расстоянии 4097 километров.
– Возможен ли пересмотр Пакистаном тарифной политики в отношении портовых сборов, железнодорожных тарифов и налоговых льгот с целью стимулирования увеличения грузооборота из Узбекистана и других стран Центральной Азии?
– В настоящее время порт Гвадар привлекает инвестиции из Центральной Азии, Китая и арабских стран. Представители Министерства транспорта Узбекистана посетили порт Гвадар, ознакомились с его возможностями. В рамках взаимодействия с пакистанскими партнерами осуществляется работа по реализации Трансафганского проекта.
17 июля 2025 года в Кабуле состоялась первая трехсторонняя встреча министров иностранных дел Узбекистана, Афганистана и Пакистана. В рамках встречи было подписано трехстороннее рамочное соглашение о разработке технико-экономического обоснования проекта Трансафганской железной дороги. Вопрос тарификации железнодорожных перевозок будет рассмотрен после ввода в эксплуатацию Трансафганской железной дороги.
– Какие меры по обеспечению безопасности инфраструктуры и грузов предусмотрены для противодействия потенциальным угрозам на территории Афганистана?
– В целях расширения логистических возможностей через территорию Афганистана установлены официальные контакты с представителями движения «Талибан». Между Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном разрабатывается трехсторонний совместный план действий. Кроме того, некоторые пакистанские компании выразили готовность взять на себя страховое обеспечение при транспортировке грузов через Афганистан. Также совместным планом действий будут предусмотрены развитие транспортного коридора Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан – порты Индийского океана, строительство транспортно-логистических центров вдоль Трансафганского коридора, организация встреч в формате B2B и B2G при сотрудничестве национальных и зарубежных транспортно-логистических компаний.
– Как Вы считаете, готов ли Пакистан внедрить единую электронную систему транзитного декларирования и создать «зеленый коридор» для грузоотправителей из Узбекистана?
– В ходе последней встречи с пакистанскими и афганскими коллегами достигнута договоренность о разработке трехстороннего транзитного соглашения. В рамках данного соглашения планируется урегулирование ряда вопросов, направленных на упрощение трехсторонних грузовых перевозок.
Беседовал
Абдуазиз Хидиров, корр. УзА