За последние восемь лет Узбекистан прошёл масштабный путь глубокой трансформации, в результате которой страна значительно укрепила свою государственность, стала более открытой для внешнего мира и уверенно заявила о себе как надёжный и конструктивный партнёр в регионе. В центре этих перемен стоит стратегическое и дальновидное лидерство Президента Шавката Мирзиёева, которое стало основой масштабных реформ и началом новой эры в политической, социальной и экономической жизни страны.
С первых дней своего президентства Шавкат Мирзиёев обозначил главный приоритет — построение сильного, справедливого и открытого государства, в котором интересы граждан занимают центральное место. Программа реформ охватила практически все сферы жизни: от совершенствования государственной службы до модернизации системы образования, от поддержки предпринимательства до усиления механизмов социальной защиты. При этом особое внимание было уделено не просто формальной, а реальной трансформации государственных институтов, повышению прозрачности и доверию между государством и обществом.
Одним из ключевых этапов этой трансформации стало принятие и реализация Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017–2021 годы. Этот программный документ стал отправной точкой системных преобразований в политико-правовой, социально-экономической, гуманитарной и внешнеполитической сферах. Ключевыми ориентирами стратегии стали верховенство закона, развитие открытой и конкурентоспособной экономики, поощрение свободы предпринимательства, укрепление социальной справедливости, обеспечение гендерного равенства, а также комплексное развитие регионов. Президент Шавкат Мирзиёев неоднократно подчёркивал важность правового государства. Выступая на торжественном собрании, посвящённом 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, он заявил: «Мы должны сформировать такую среду, в которой все без исключения, будь то министры, хокимы или рядовые граждане, хорошо знали бы Конституцию и законы, правильно организовывали их исполнение, и в первую очередь сами строго соблюдали их». В этой связи в стране была развернута масштабная работа по обеспечению верховенства закона и эффективной реализации норм законодательства, при этом важным условием успешного исполнения законов стала организация общественного контроля.
Президент акцентировал внимание на необходимости усиления роли парламента как независимого и действенного института власти. В результате был значительно расширен функционал парламентского контроля, внедрён широкий спектр его форм и механизмов, направленных на мониторинг исполнения законов в интересах народа. Существенной правовой основой этого процесса стал Закон Республики Узбекистан «О парламентском контроле», в котором определены субъекты и объекты контроля, а также порядок оценки правоприменительной практики и мониторинга подзаконных актов. Продолжением реформ стала реализация Стратегии развития «Новый Узбекистан» на 2022–2026 годы. Программный документ охватывает сто стратегических целей, направленных на формирование социального государства, обеспечение прав и свобод каждого гражданина, развитие институтов гражданского общества и формирование подотчётной власти. Основное внимание в стратегии сосредоточено на закреплении справедливости и верховенства закона как фундамента устойчивого развития.
В системе государственного управления за всё это время произошли важные изменения: началось укрепление институтов гражданского общества, повысилась прозрачность и подотчётность госорганов, были внедрены новые механизмы общественного участия и контроля. Одним из ярких проявлений новой модели взаимодействия власти с обществом стал институт прямого диалога Президента с народом. Благодаря эффективной работе Виртуальной приёмной Президента обращения граждан перестали быть формальностью и стали основой для формирования государственной повестки.
В экономике Узбекистана был сделан решительный переход к рыночной модели. Страна провела либерализацию валютного рынка, существенно упростила налоговые и таможенные процедуры, создала более благоприятные условия для развития бизнеса. Было инициировано создание индустриальных зон, началась активная модернизация инфраструктуры, что позволило привлечь значительные объёмы прямых иностранных инвестиций и улучшить позиции Узбекистана в международных рейтингах делового климата. Частный сектор стал двигателем экономического роста и создания рабочих мест.
Большое внимание было уделено развитию человеческого капитала. В сфере образования проведены масштабные реформы, включая восстановление 11-летнего школьного обучения, поддержку частных образовательных учреждений и расширение международного партнёрства. Выросла доступность высшего образования, появились новые возможности для профессионального роста и самореализации молодёжи. Государственные расходы на социальную сферу значительно увеличились: вдвое по отношению к ВВП вырос объём финансирования, а количество малообеспеченных семей, охваченных программами социальной поддержки, увеличилось в пять раз.
Особое место в социальной политике заняло обеспечение прав и интересов лиц с инвалидностью. Был принят Закон «О правах лиц с инвалидностью» и ратифицирована Конвенция ООН по этому направлению. Страна перешла от устаревшей медицинской модели установления инвалидности к новой социальной, которая рассматривает общество как источник барьеров и дискриминации. Такая концепция лежит в основе усилий по обеспечению равных прав и возможностей для всех граждан.
В области здравоохранения активно внедряются цифровые технологии, модернизируются медицинские учреждения, развиваются новые стандарты оказания медицинской помощи, что способствует повышению качества и доступности услуг для населения.
Кроме того, важно отметить успешное развитие внешнеполитического направления. Значимым достижением внешнеполитического курса стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Узбекистана резолюции, объявляющей регион Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. Этот документ не только закрепил международное признание усилий страны по восстановлению экосистемы Приаралья, но и создал платформу для привлечения новых знаний, инвестиций и технологий в сферу устойчивого природопользования. Речь идет не о разовой экологической акции, а о долгосрочной стратегии, направленной на улучшение качества жизни миллионов людей, проживающих в экологически уязвимых регионах. Одним из важнейших показателей укрепления международного авторитета Узбекистана стало избрание представителя страны в Комитет по правам человека ООН на период 2025–2028 годов. Это стало весомым подтверждением доверия мирового сообщества к политике Узбекистана в сфере прав человека. Комитет, являясь ключевым договорным механизмом, следит за реализацией Международного пакта о гражданских и политических правах, к которому Узбекистан присоединился в 1995 году. Вхождение представителя Узбекистана в этот орган свидетельствует о прогрессе страны в правозащитной сфере и о готовности делиться своим опытом, а также брать на себя повышенные международные обязательства.
Ещё одним значимым достижением стало избрание представителя Узбекистана заместителем члена Административного совета Международной организации труда (МОТ) на период 2024–2027 годов. В ходе выборов, прошедших в Женеве, Узбекистан получил 194 голоса, что значительно превысило минимально необходимый порог. Это свидетельствует о высокой оценке международным сообществом проводимых в стране реформ в сфере труда, улучшения условий занятости, защиты прав трудящихся и борьбы с дискриминацией. Участие в Административном совете МОТ откроет Узбекистану доступ к глобальным инициативам по продвижению принципов достойного труда и устойчивых трудовых практик, а также к обмену опытом с другими странами. Существенным событием внешнеполитического календаря стало избрание Республики Узбекистан в Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) на 2024–2027 годы. Кандидатура Узбекистана получила 185 голосов в поддержку — результат, значительно превышающий необходимый минимум. Это избрание стало ярким подтверждением высокого уровня доверия со стороны государств-членов ООН и признанием усилий страны в области социально-экономического развития, обеспечения гендерного равенства, укрепления институтов гражданского общества и устойчивого развития. Членство в ЭКОСОС позволит Узбекистану активнее участвовать в выработке международных стратегий и подходов по глобальным вызовам, включая ликвидацию бедности, развитие системы образования, здравоохранения, устойчивое управление природными ресурсами.
Наряду с внешнеполитическими успехами важной составляющей президентской политики стало обеспечение межнационального согласия и гармонии в обществе. В многонациональном Узбекистане проживают представители более 130 национальностей и народностей, и с первых дней своего президентства Шавкат Мирзиёев подчёркивает, что единство в многообразии является источником силы и устойчивости страны. Были созданы и продолжают активно функционировать центры дружбы народов, расширена поддержка национально-культурных центров, укрепляется диалог между этническими сообществами и государством. Народная дипломатия стала важным инструментом продвижения принципов толерантности, взаимоуважения и открытости.
Особое внимание уделяется сохранению и развитию языков, культурных традиций и обычаев всех этносов, проживающих на территории страны. Государственная политика в этой сфере направлена на формирование единой гражданской идентичности, основанной на уважении к культурному наследию и равенстве всех граждан перед законом. Эта политика способствует укреплению общественного согласия, предотвращению конфликтов и формированию стабильной социальной среды, где каждый чувствует себя полноправным членом общества.

Ещё одним важным направлением развития стало внедрение и популяризация «зелёных» технологий, особенно в контексте климатических вызовов. Узбекистан активно реализует проекты в сфере возобновляемой энергетики, водосбережения и устойчивого землепользования. Принятие Стратегии по переходу к “зелёной” экономике и климатической нейтральности до 2050 года подчёркивает долгосрочную приверженность Узбекистана глобальным экологическим целям и переходу к устойчивому развитию. В стране реализуются пилотные проекты в области солнечной и ветровой энергетики, строятся энергоэффективные дома и развивается экологическое образование.
Проводимая политика Президента Шавката Мирзиёева демонстрирует, что стратегическое лидерство, сочетание твёрдой воли к реформам и ориентация на человека как на высшую ценность государственной системы — это надёжная основа устойчивого развития. В центре всех преобразований находится человек: его права, возможности, благополучие и участие в жизни общества.
Сегодня Узбекистан уверенно движется вперёд по пути модернизации, сохраняя верность своим культурным и историческим корням, укрепляя свою государственность, расширяя международные связи и с открытым взглядом устремляясь в будущее. Результаты реформ и стремление к построению справедливого, сильного и процветающего общества подтверждают, что страна вошла в новый этап своего развития, где ключевым приоритетом остаётся служение народу.
Подготовила Азиза Алимова, УзА